«Несокрушимая свобода» положила конец романтическому глобализму с надеждой на единые правила, уважение к правам человека и малых стран, «невиданную личную свободу» и «свободу информации». Свобода проиграла «безопасности», а безопасность трансформировалась в контроль и принуждение.
2 комментарияАнтон Крылов: Спасибо тебе, Боже, что я не хохол
При всех наших российских проблемах жить в стране, где темой для передовиц является борьба с интернет-пиратством, а не создание «интернет-войск», гораздо приятнее. Надпись «Дякую тоби, Боже, що я не москаль» больше не является смешной.
В России в очередной раз заговорили о введении «налога на интернет», он же «глобальная лицензия», он же «антипиратский сбор». Последний вариант названия вызывает множество вопросов – это то же самое, как если бы во времена существования реальных корсаров государства брали бы повышенный налог с честных моряков. Думается, в этом случае их количество очень быстро снизилось бы до нуля, и пиратские государства из фантастики стали бы реальностью.
От запретов российских СМИ Киев рано или поздно перейдет к запрету западных
Министерство культуры оперативно опровергло информацию о том, что налог будет введен уже в третьем квартале этого года, и причина понятна – непроработанность проекта.
Особенно если вспомнить, как Российское авторское общество требовало денег в свою пользу с иностранных групп за исполнение их собственных песен или с ветеранов за «Смуглянку-молдаванку», то, наверное, на самом деле сперва надо понять, как распределять деньги, и только потом начинать их собирать.
Кстати, в прошлом году в Венгрии власти пытались ввести налог на интернет в размере 150 форинтов (35 рублей по курсу на 25.02.2015) за гигабайт скачанной информации, однако столкнулись с массовыми беспорядками в столице. Вряд ли российские интернет-пользователи из-за лишних 300 рублей в год выйдут на улицы, но зачем давать людям лишний повод для недовольства в и без того непростой экономической ситуации?
***
Пока в России, как и в остальном цивилизованном мире, думают над тем, как победить интернет-пиратство, на Украине начали вербовать граждан в интернет-войска. Пока, к счастью, в ИВУ мобилизуют не насильно, как в ВСУ, ограничиваясь добровольцами. Украинское Минправды открыло сайт, на котором говорится: «За год нам удалось создать мощную боевую армию, которая мужественно защищает нас в Донбассе. Теперь наступило время дать отпор российским оккупантам на информационном фронте».
Уже из первой цитаты понятно, чем будут заниматься интернет-воины – напропалую врать про «мощную боевую армию», кочующую из котла в котел, и про «российских оккупантов», которые на украинской территории пока что ни одним неангажированным наблюдателем не обнаружены.
Российские интернет-СМИ на Украине пока официально не блокируют, но это решение может быть принято в самое ближайшее время (Фото: Александр Кряжев/РИА "Новости") |
Проблема в том, что, сказав «а», нельзя не сказать «б». На Украине уже запрещены российские телеканалы, российские актеры, российские музыканты. Российские интернет-СМИ пока официально не блокируют, но это решение, которое может быть принято в самое ближайшее время – после очередного неизбежного провала.
Граждан России уже много лет пугают введением «большого национального файерволла» по примеру Китая, но, похоже, что первой европейской страной, в которой появятся интернет-ограничения вроде китайских, станет именно Украина. Причем вряд ли дело ограничится только российскими сайтами.
***
Сразу после евромайдана позиция западных СМИ по поводу Украины была довольно однозначной: «народ победил диктатора, ура»! Но в последние месяцы, как говорится, «что-то пошло не так». Чаще всего критичные по отношению к Украине тексты появляются на сайте BBC, и их количество неуклонно растет. На днях на сайте опубликован рассказ британского инструктора по кличке Шафран, который обучал украинские войска (интересно, почему никто не говорит об английских оккупантах на Украине?).
Он утверждает, что в рядах украинской армии царит разлад, а больше половины потерь среди личного состава вызваны неумением держать оружие и огнем по своим. Некоторые фразы из этой статьи стоит процитировать:
«6 из 10 потерь среди украинских добровольцев происходят в результате огня по своим и неумения правильно обращаться с оружием».
«Они не только пользуются мобильниками, но еще и посылают сообщения в Twitter и размещают свои фото в Facebook. Все, что я увидел на Украине, полностью противоречит тому, чему меня учили в британской армии».
«Активисты Майдана – самые худшие, среди них много безработных, у которых нет никаких целей в жизни, – говорит Шафран. – Они вступили в армию, но не желают обучаться дисциплине. Когда я пытался чему-то их научить, они говорили: кто ты такой, чтобы учить нас, да я на Майдане бутылки с зажигательной смесью бросал...».
Если бы подобное интервью разместил сайт Lifenews, украинские интернет-воины объявили бы это российской пропагандой и пошли бы дальше. А что делать с BBC – пока что непонятно.
Об украинском телеканале Ukrainian Tomorrow британцы также публикуют в основном негативные отзывы: «Сколько бы мы ни потратили средств на иновещание – случайные и немногочисленные зрители никак не помогут нам выиграть войну», – цитирует BBC публициста Вахтанга Кипиани. Писатель Андрей Бондарь, чье мнение также приводит BBC, называет Ukrainian Tomorrow «голой грустью».
Даже странно, что BBC до сих пор не признали «пророссийской пропагандой» и не запретили. Видимо, руки не дошли. Но опять-таки, сказав «а», нельзя не сказать «б». От запретов российских СМИ Киев рано или поздно перейдет к запрету западных, все более и более критично комментирующих происходящее на Украине. Логикой «военного времени» можно оправдать все что угодно.
***
В мирные времена среди российских туристов на Украине пользовались большой популярностью футболки с надписями вроде «Дякую тоби, Боже, що я не москаль». В львовском «секретном» ресторане «Крыивка», декорированном под бандеровскую землянку с блюдами вроде «Москалики пьяные карасевидные», заметную часть посетителей также составляли «москали».
Украинский национализм долгие годы был смешным и декоративным – по крайней мере, так убеждали украинцы приезжих из России. После победы евромайдана разговоры о том, что никакого национализма в стране нет, не утихли – в качестве «неопровержимого доказательства» приводился президентский результат Дмитрия Яроша и количество голосов, набранных «Правым сектором*» на выборах в Раду.
Но зачем голосовать за малообразованного экстремиста, когда аналогичные националистические лозунги выдвигают вполне респектабельные политики с высшим образованием?
Став государственной идеологией, украинский национализм перестал быть забавной этнографической особенностью Галичины, превратившись в силу, которая убивает.
Над интернет-войсками Украины можно было бы посмеяться, если бы не «подвиги» их коллег из ВСУ. Телеканал Ukrainian Tomorrow был бы смешным, если бы не убийства и избиения российских журналистов и аресты украинских, посмевших выступить против насильственной мобилизации.
При всех наших российских проблемах жить в стране, где темой для передовиц является борьба с интернет-пиратством, а не создание «интернет-войск», гораздо приятнее. Надпись «Дякую тоби, Боже, що я не москаль» больше не является смешной. Так же как не смешна фраза «Спасибо тебе, Боже, что я не хохол». Не смешна. Но жизненна.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ