Глеб Простаков
Нефтяные активы как барометр мира
Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «Лукойла» – 28 февраля.
0 комментариев
Глеб Простаков
Нефтяные активы как барометр мира
Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «Лукойла» – 28 февраля.
0 комментариев
Геворг Мирзаян
Почему Европа никогда не пойдет против США
Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.
3 комментария
Сергей Миркин
Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине
На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?
2 комментария
О варианте переброски в случае вмешательства блока в конфликт на Украине специального военного соединения численностью 35–40 тысяч на базе сил быстрого реагирования НАТО, сообщило авторитетное турецкое издание Haberturk. По сведениям дипломатических источников газеты в Брюсселе, в качестве ведущей силы натовской группировки рассматривают Объединенную оперативную группу повышенной готовности (VJTF).
Формирование, напомним, появилось в 2014 году с началом кризиса на Украине и было создано для «сдерживания» Москвы. Этой группой члены НАТО командуют поочередно – и сейчас центр командования VJTF находится как раз в Турции. Таким образом, именно эта страна может оказаться штабом НАТО в случае гипотетической операции альянса по «помощи» Украине в Донбассе.
«Здесь возникает очень рискованная ситуация, которая непосредственно затрагивает Турцию. В эти дни нам необходимо быть предельно осторожными в военном, политическом, экономическом и разведывательном отношениях», – предупредил обозреватель Haberturk Четинер Четин. По его оценке, Турция из-за действий партнеров по НАТО может оказаться еще в более глубоком кризисе в отношениях с Москвой, чем после уничтожения российского самолета в 2015 году.
Существует вероятность, что Соединенные Штаты будут вести консультации с Анкарой по украинскому вопросу, поскольку Турция является страной НАТО, заметил в пятницу пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Так он ответил на вопрос об оценке роли Турции в урегулировании сложностей между Москвой и Киевом в свете недавних высказываний главы турецкого МИД Мевлюта Чавушоглу.
Незадолго до этого Чавушоглу, отметив, что напряжение между Россией и Украиной, а также Россией и НАТО достигло опасных масштабов – указал, что Анкара не может остаться в стороне. Кроме того, ранее глава МИД Турции заявил: «Мы не будем игнорировать наши принципы и наши тесные отношения с Украиной только потому, что у нас обширные отношения с Россией». О желании Турции более активно участвовать в украинском вопросе говорил и президент этой страны Реджеп Тайип Эрдоган.
Президент России Владимир Путин, отвечая на пресс-конференции на вопрос журналистки Skynews о «возможности нападения» России на Украину, заявил, что Москва никому не угрожает, в отличие от стран Запада. Российский лидер напомнил о продолжающемся расширении НАТО на восток, к российским рубежам, и призвал гарантировать «безусловную» безопасность для страны.
Пока что Турция вовлечена в противостояние на Украине как поставщик военной техники – а конкретнее, ударных оперативно-тактических беспилотников Bayraktar TB2. Турецкие БПЛА, как известно, уже показали себя в деле – 26 октября вооруженные силы Украины применили «Байрактар» против гаубицы Народной милиции Донецкой народной республики. При этом БПЛА нанес авиаудар, залетев на 15 километров вглубь территории, контролируемой силами ДНР.
Интерес Киева к приобретению турецких боевых дронов и к их производству на своей территории очевиден и понятен. «Байрактары» сыграли, как считается, решающую роль в победе Азербайджана во второй карабахской войне (сентябрь–ноябрь 2020 года). Азербайджанские вооруженные силы, действовавшие при активной военно-технической поддержке турецких коллег, массированно и успешно применяли Bayraktar TB2 против армянской бронетехники, зенитно-ракетных комплексов и артиллерии.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский допустил, что ситуация с конфликтом на Украине может пойти по карабахскому сценарию, когда турецкие военные будут выполнять координирующую функцию для ВСУ. «Исключать этого нельзя, это зависит от политического решения турецкого руководства. А уж турецкие военные смогут его выполнить», – указал военный эксперт.
Чисто технически повторение карабахского сценария – действия местной армии при помощи и под контролем турок – на Украине может стать вполне возможным, согласился первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков. Но речь идет о сугубо гипотетическом сценарии, подчеркнул аналитик.
«На Украине достаточно собственных, хорошо подготовленных натовскими офицерами бойцов, чего не было в Азербайджане, – сказал Сивков газете ВЗГЛЯД. – Турки могут представлять интерес в качестве операторов БПЛА, не более того». Эксперт выразил сомнение в том, что США и руководство НАТО дадут Турции сыграть какую-то более серьезную роль на Украине, учитывая сложные отношения режима Эрдогана с Вашингтоном.
«Турция будет пытаться усидеть на двух стульях. Эта страна не имеет прямого отношения к тому, что происходит, кроме поставок вооружения Украине. Но сегодня поставки вооружения не связаны с какой-то политической позицией»,
– заметил руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев.
«Турция не граничит ни с Украиной, ни с Россией. Она не связана с Украиной какими-то договорами о безопасности, не имеет перед ней обязательств. С Россией то же самое. На мой взгляд, Турция будет сохранять нейтралитет и призывать к мирному решению. Эрдоган ведь уже озвучил, что Турция могла бы быть посредником. Этой позиции страна и будет придерживаться», – считает Исаев.
При этом востоковед напомнил, что у Турции хорошие экономические отношения и с Украиной, и с Россией. «Зачем их терять? Даже когда был сбит самолет, да, отношения были охлажденными, но миллиарды все равно взяли верх. Поэтому я не думаю, что сейчас будут какие-то проблемы. Также будут торговать и с теми, и с другими, это нормальная история», – напомнил он.
«Логика процесса диктует необходимость сохранять нейтралитет. Выбирать сторону Турция не будет. Это восточная дипломатия. Надеюсь, что всем хватит ума не начинать эту войну. Но в случае, не дай бог, конфликта России с Украиной, думаю, Турция будет сидеть и наблюдать. В данном случае это оптимальный вариант для Эрдогана», – предположил собеседник.