Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

4 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
11 мая 2016, 20:15 • В мире

Китайцы вряд ли были способны нагрубить Елизавете II

Китайцы вряд ли были способны нагрубить Елизавете II
@ Matt Dunham/pool/Reuters

Tекст: Юрий Богданов,
Михаил Мошкин

С подачи лондонской прессы стало известно об инциденте, имевшем место во время визита лидера КНР Си Цзиньпина в Лондон осенью прошлого года. Издание утверждает: королева Елизавета II пожаловалась на «очень грубое» поведение официальных лиц Китая. Хотя в отношениях двух стран имели место случаи невежливости, нынешний казус выглядит крайне неправдоподобным.

В британо-китайских отношениях, которые вышли на новый уровень после прошлогоднего визита в Лондон председателя КНР Си Цзиньпина, случился скандал, связанный именно с этим визитом.

Как правило, китайцы ведут беседы на любом уровне очень неторопливо и осторожно

«Золотая эра» отношений Великобритании и Китая, кажется, потеряет часть своего блеска после того, как королева назвала китайских официальных лиц «очень грубыми» по отношению к британскому послу во время первого официального визита председателя Си Цзиньпина в Британию», – сообщила в среду лондонская The Guardian.

Издание сообщает, что об этом стало известно случайно, благодаря свежей протокольной видеосъемке.

«Взяли и ушли»

Накануне официальный оператор Елизаветы II снимал встречу королевы с главой лондонской полиции Люси Д'Орси в саду Букингемского дворца. Когда монарху представляли Д'Орси, ей пояснили, что именно коммандер в 2015 году возглавляла группу обеспечения безопасности в ходе визита Си Цзиньпина.

«О, не повезло», – прокомментировала Елизавета II обязанности Д'Орси, пишет The Guardian. «Они были очень грубы с послом», – пояснила королева, имея в виду Барбару Вудворд, посла Великобритании в Китае.

В свою очередь Д'Орси пожаловалась, что и для нее визит Си Цзиньпина стал «очень тяжелым испытанием». По ее словам, в один момент китайские политики «взяли и ушли» от нее и от британского посла, заявив, что «визит окончен».

«Невероятно», – прокомментировала королева. «Это очень грубо и недипломатично», – добавила Д'Орси.

Как поясняет Би-би-си, во время беседы королева, вероятно, не заметила камеру. Любопытно, что днем ранее имел место аналогичный казус – британский премьер-министр Дэвид Кэмерон в разговоре с королевой, не зная, что микрофон включен, назвал Нигерию и Афганистан самыми коррумпированными странами в мире, что также вызвало международный скандал.

СМИ отмечают, что обнародование мнения Лондона о недипломатичности китайских гостей явно не поможет развитию отношений Великобритании и Китая, которые должны были получить новый толчок после визита Си Цзиньпина.

«Трепеща, повинуйтесь»

Историки напомнили о первом казусе в британо-китайских отношениях. В 1793 году английское правительство направило в Китай специальную миссию во главе с лордом Джорджем Макартни. Правительство китайского богдыхана заявило, что рассматривает гостей наравне с посланцами вассалов Поднебесной (которые имеют право находиться в Пекине лишь временно).

Пекинские чиновники укрепили на прибывших английских кораблях флаги с надписью «Носитель дани из английской страны», а император Цяньлун вручил Макартни «указ», который тот должен был отправить королю Георгу III. В послании говорилось в том числе следующее: «Великие подвиги нашей династии проникли во все страны Поднебесной, и государи всех наций суши и морей посылают свои ценные дары. Как ваш посол может сам убедиться, мы имеем абсолютно все. Я не придаю цены странным или хитро сделанным предметам и не нуждаюсь в изделиях вашей страны... Трепеща, повинуйтесь и не выказывайте небрежности».

Китайская сторона, в свою очередь, могла бы припомнить более серьезные проявления «невежливости» со стороны Британии, начиная с первой опиумной войны 1839–1842 годов. Поводом для войн стало то, что императорский уполномоченный в Гуанчжоу потребовал от англичан и американцев сдать весь опиум и перестать игнорировать китайские законы. Тогдашний император Мяньнин поддержал эту меру, после чего Соединенное королевство и Ост-Индская компания объявили Китаю войну. 

Впрочем, нынешний «невежливый» инцидент, с точки зрения экспертов, выглядит странно, именно учитывая традиционные правила китайского этикета. 

«Китайцы могут отделить важные проблемы от неважных»

Замруководителя Центра экономических и социальных исследований Китая, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, специалист по Китаю, долгое время проработавший в этой стране, Павел Каменнов сомневается в правдивости сообщения о грубости китайских дипломатов.

«Китайцы как никто чувствительны к вопросам этикета, – отметил эксперт в беседе с газетой ВЗГЛЯД. – Они всегда очень умело отличают главные вопросы от второстепенных. Когда они разговаривают с человеком старшим по положению или возрасту, это всегда находит отражение в манере беседы. Поэтому то, что говорит королева Великобритании, просто невероятно. Китайцы очень тактичны, они ясно отдают отчет каждому сказанному слову и жесту. Более того, они очень внимательно выслушивают своего визави», – сказал китаист.

«Как правило, китайцы ведут беседы на любом уровне очень неторопливо и осторожно. Правда, я передаю опыт, который был распространен у китайцев сорок лет назад. Возможно, сейчас, с ускорением процессов глобализации, происходит какое-то изменение поведения китайцев, но это другой вопрос. Особое отношение китайцев к «варварам» было распространено сотни лет назад, сегодня это неактуально. Особое место здесь может занимать Япония и японцы. Но это совершенно другой вопрос. Сегодняшние китайцы ведут переговоры с полным соблюдением дипломатического этикета и протокола», – добавил специалист по Китаю.

Собеседник подчеркнул, что Пекин пытается выстраивать хорошие отношения со всеми странами мира, может быть, за исключением Японии. «Не вижу политических предпосылок, чтобы китайские лидеры делали какие-то демарши в отношении руководства Великобритании. У них с ними ровные отношения. Возьмем даже отношения Китая и Японии. Они очень тяжелые, даже враждебные, но объем торговли между Пекином и Токио в 2014 году превышал отметки в 310 млрд долларов США. О чем это говорит? О том, что китайцы могут отделить важные проблемы от неважных», – подытожил Каменнов.