Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
2 апреля 2015, 22:46 • В мире

Запад снимает с Ирана санкции – но не все

Запад снимает с Ирана санкции – но не все
@ Brendan Smialowski/Pool/Reuters

Tекст: Андрей Резчиков

«Шестерка» международных посредников и Иран достигли исторического соглашения по ядерной программе Тегерана. К этому соглашению переговорщики шли 12 лет. Иран обязуется сократить обогащение урана и сделать ядерную программу прозрачной для МАГАТЭ. В ответ Запад обязуется снять экономические санкции. Впрочем, Обама уже сообщил, что некоторые санкции будут сохранены.

В четверг в Лозанне представители Ирана и «шестерки» международных посредников разработали параметры для разрешения основных вопросов по иранской ядерной программе. Теперь начнется процесс подготовки итогового соглашения. Он должен завершиться к 30 июня.

Достигнуто важнейшее международное соглашение: Запад снимает санкции с Ирана. Что это означает для России?



Результаты
55 комментариев

Согласно достигнутым договоренностям, Иран согласился переместить «лишние» центрифуги и оборудование по обогащению урана в хранилища под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Две трети иранских мощностей по обогащению урана будут приостановлены в течение десяти лет. Кроме того, Иран обязуется поставить все свои программы по обогащению урана под международный контроль на срок в 25 лет.

Одним из первых о достижении политических договоренностей заявил госсекретарь США Джон Керри в своем микроблоге в Twitter. «Важный день: ЕС, P5+1 и Иран получили параметры для решения основных вопросов по ядерной программе. Скоро – вновь за работу над окончательной сделкой», – написал Керри.

Глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини уточнила, что договоренности предполагают отсутствие в Иране каких-либо расщепляющихся материалов. По словам Могерини, ЕС прекратит действие санкций в отношении Ирана в рамках достигнутых договоренностей. ЕС и США должны начать отмену односторонних санкций параллельно отмене санкций СБ ООН.

«Евросоюз приостановит имплементацию всех экономических и финансовых санкций, связанных с атомом, а США прекратят имплементацию всех связанных с атомом дополнительных экономических и финансовых санкций одновременно с верификацией МАГАТЭ Ираном его ключевых ядерных обязательств», – сказала Могерини по результатам переговоров.

Президент США Барак Обама уверен, что соглашение «шестерки» с Ираном сделает мир безопаснее, подобно тому как это произошло после достижения договоренностей между США и СССР в годы холодной войны. «Те соглашения не были идеальными, они не устранили все угрозы, но они сделали наш мир безопаснее. Хорошая сделка с Ираном приведет к тому же», – заявил Обама.

Президент США назвал договоренности «историческими» и заявил, что эта сделка соответствует «ключевым целям США».

Но при этом президент США подчеркнул: санкции в отношении Ирана в связи с поддержкой терроризма и нарушением прав человека будут сохранены. Также сохранятся запреты Совбеза ООН на поставки в Иран продукции двойного назначения.

В свою очередь глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф объявил о намерении Тегерана выйти на мировой рынок ядерного топлива. «Мы будем делать что-то на самом деле инновационное: мы выходим на мировой рынок торговли (ядерным) топливом. Мы будем продавать обогащенный уран в обмен на природный. И это важное развитие процесса. Мы в этом заинтересованы», – сказал Зариф.

В российском МИДе выразили уверенность, что достигнутые договоренности окажут позитивное влияние на общую ситуацию в сфере безопасности на Ближнем Востоке. В министерстве отметили, что в договоренность по Ирану «заложен принцип, сформулированный президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, а именно – признание за Ираном безусловного права на осуществление мирной ядерной программы, включая деятельность по обогащению урана, при постановке этой программы под международный контроль и снятии всех действующих против ИРИ санкций».

Напомним, министры иностранных дел стран «шестерки» международных посредников (России, США, Китая, Великобритании, Франции и Германии) последние несколько месяцев вели непростые переговоры с Ираном, чтобы к поставленному дедлайну – 31 марта – заключить политическое соглашение, позволяющее Ирану использовать атомную энергию в мирных целях, без возможности разрабатывать ядерное оружие.

До последнего момента на переговорах оставались нерешенными три ключевых вопроса: срок действия соглашения, снятие с Ирана западных санкций и возможность повторного их введения в том случае, если Тегеран не выполнит своих обязательств.

Накануне министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил, что достижение соглашения не будет концом работы, а «будет означать, что мы выполнили взятые еще в ноябре на себя обязательства сформировать политические рамки решения всех ключевых аспектов проблемы, и затем, до конца июня, как мы и условились, эксперты будут дорабатывать технические детали, что потребует достаточно серьезных усилий». «Потому что, как вы знаете, дьявол в деталях», – отмечал Лавров.

Известный иранист, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин напомнил, что в целом эти переговоры шли 12 лет.

Этот период состоит из нескольких этапов. Все началось в 20022003 годах, когда вскрылось, что Иран, будучи членом МАГАТЭ, в течение 18 лет тайно занимался ядерной деятельностью. Первыми об этом узнали иранские оппозиционеры, а потом проверкой фактов занялись западные разведки. С 2003 по 2006 год Иран вел переговоры с Великобританией, Францией и Германией, но их результативность была мала.

«Аятолла понял: если санкции не снимут – экономика рухнет»

«Тогда были достигнуты определенные успехи. Иран подписал дополнительный протокол с МАГАТЭ, который требовал более тщательной проверки со стороны МАГАТЭ, но, к сожалению, не ратифицировал его. В 2005 году к власти пришел Махмуд Ахмадинежад и свел к нулю все эти достижения», – сказал Сажин газете ВЗГЛЯД.

По его словам, проходящие в то время переговоры были лишь видимостью, потому что Иран не шел на компромиссы. Напряжение росло. В итоге иранское ядерное досье было передано из МАГАТЭ в Совбез ООН. С 2006 по 2010 годы Совбез принял четыре антииранские резолюции с санкциями. Кроме этого поднимался вопрос решения проблемы военным путем, к чему готовились США и Израиль. Но в 2012 году США, Евросоюз, а затем и многие другие страны ввели односторонние санкции: нефтяные, банковские и на страхование нефтеналивных судов.

«Все это очень сильно ударило по экономике Ирана буквально в течение нескольких месяцев, – напомнил эксперт. – Это привело к тому, что даже глава государства аятолла Али Хаменеи понял, что если санкции не снимут, то экономика рухнет. Поэтому нужно было решать вопрос, как снять санкции».

Тогда благодаря усилиям аятоллы Хаменеи к президентской власти (вторая должность по значению в Иране) был приведен Хасан Роухани, которого поддержало большинство населения страны. «Роухани имел опыт работы с западниками и по иранской ядерной проблеме, хорошо знал нюансы, – отмечает Сажин. – Сразу после инаугурации в Женеве было заключено соглашение, которое по сути являлось предварительным соглашением для поиска окончательного и всеобъемлющего договора по ядерной проблеме».

В выходе из режима санкций заинтересованы все

После этого начался очередной этап – наиболее эффективный – в переговорном процессе. Стали проходить ежемесячные встречи Ирана с «шестеркой» международных посредников. Сложность переговоров заключалась в запутанности самой проблемы. На технологические накладывались политические и идеологические моменты. Неоднократно передвигались сроки достижения соглашения. В итоге было решено, что к концу марта 2015 года должно быть достигнуто политическое соглашение, а на его основе необходимо разработать к июню окончательный договор.

«С начала 2014 года Иран выполнял все требования Женевского соглашения, – констатирует Сажин. – Достижения были большими. За этот год было сделано больше, чем за предыдущие десять лет. Все участники переговоров крайне заинтересованы в окончательном решении проблемы. Для Ирана важно снять санкции».

С другой стороны, отмечает эксперт, Барак Обама поставил на улучшение отношений с Ираном свой авторитет и своей партии. Западная Европа тоже крайне заинтересована в Иране. Введенные ими санкции очень сильно действуют на экономику ЕС. Европа хочет использовать Иран для ослабления газовой зависимости от России.

Сажин подчеркнул также, что Россия также заинтересована в урегулировании проблемы, потому что в таком случае для нее открываются новые перспективы в Иране, в том числе в возобновлении военно-технических связей.

..............