«Зумер» стало словом 2025 года по версии портала «Грамота.ру». В числе наиболее упоминаемых слов также значатся «имба» и «сигма». Все эти термины – часть лексикона поколения Z, или «зумеров» – людей, родившихся, примерно с конца 1990-х годов до начала 2010-х годов.
Ярким примером влияния более молодой части этого поколения стала недавняя ситуация вокруг игровой онлайн-платформы Roblox. В начале декабря Роскомнадзор заблокировал ресурс из-за массового распространения запрещенного контента, затрагивающего безопасность несовершеннолетних. Ограничения вызвали недовольство среди подростковой аудитории: в соцсетях они запустили специальный хештег с требованием разблокировать платформу.
Позднее этот вопрос оказался в фокусе внимания Кремля. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, в адрес властей поступило множество обращений от детей, касательно игры. В свою очередь представители Roblox признали недостаточность мер модерации и заявили о готовности привести свою деятельность в России в соответствие с законодательством.
В этой связи любопытно, что выбранные на «Грамота.ру» слова года популярны именно в среде зумеров. Нередко их используют и представители поколения альфа (рожденные после 2010 года), которые отличаются еще большей цифровизацией. Они росли, окруженные гаджетами, и не мыслят мир без интернета и социальных сетей, что и объясняет их острую реакцию на блокировку цифровых площадок.
Эксперты отмечают, что история с Roblox заставляет задуматься, какими вырастут подростки и что передадут своим детям. Ведь между поколениями зумеров и альфа есть заметная разница, отметила Ольга Писарик, директор русскоязычного отделения Института Ньюфелда, основатель сообщества для родителей «Заботливая альфа». По ее словам, это проявляется в нескольких ключевых аспектах.
Первое отличие зумера от альфы – восприятие жизни.
«Змеры, люди, родившиеся в 2000–2010 годах, чувствуют ее более многообразной, чем те, кто родился после 2010 года.
Связано это с тем, что последние выросли в социальных сетях, они сильнее привязаны к интернет-платформам, друзьям в приложениях и мессенджерах, а также в большей степени находятся внутри закрытой системы», – пояснила психолог.
Второе различие – отношение к мнениям других. «Зумеры сталкивались с намного большей вариативностью точек зрений и способны если не принять, то хотя бы понять иную позицию. Альфы же создают себе «пузырь», общаясь только с теми, чье мнение совпадает с их позицией», – отметила собеседница.
Третье различие – в приоритетах. «Зумеры считают, что перед ними открыты все дороги, и их задача – выбрать дело по душе для самореализации. У детей, родившихся после 2010 года, фокус смещен: они больше про то, чтобы жить легко», – считает эксперт.
Четвертое различие касается семьи. «Все-таки семья – это компромиссы. А альфами любой конфликт будет восприниматься как сигнал к разрыву отношений», – пояснила Писарик, добавив, что создать семью зумерам будет проще.
Пятое различие – в характере политической активности. «Зумеры – про личную инициативу, альфы – про «стадность». У первых активность исходит из личной позиции, у вторых – проявляется внутри толпы, без выраженного собственного мнения», – объясняет специалист.
По мнению психолога, то, какими взрослыми станут альфы, также зависит от того, как у них было организовано цифровое окружение в детстве. Речь идет о тех, кого растили с помощью гаджетов и социальных сетей. «Если мама и папа использовали, скажем, «умную колонку» вместо няни и чат-боты с ИИ для замены общения с ребенком», – отметила Писарик. –
«В итоге взросление в закрытой среде приведет к тому, что толерантность человека к чужим мнениям будет крайне низкой».
Такие качества молодежь проявляет уже сейчас, предупреждает эксперт. «Общество движется к трайбализации (обособленности – прим. газеты ВЗГЛЯД) – объединению в культурные течения, локальные группы, которые практически не пересекаются друг с другом». – считает собеседница.
Поколенческие различия можно будет наблюдать, в частности, в период выборов 2030–2031 годов – в ходе президентской и думской кампаний в России. Исходя из психологических особенностей альфы могут оказаться более ведомыми избирателями.
«Альфы в целом достаточно апатичны политически, но вместе с тем довольно подвержены модным течениям.
Если участие в голосовании станет трендом, то представители поколения альфа пойдут и проголосуют», – рассуждает Писарик. – «Однако они не будут думать о том, за кого хотят отдать свой голос. Личную ответственность среди таких избирателей мы вряд ли увидим. Это будет стихийное движение за толпой».
В свою очередь Инна Миронова, учитель биологии, классный руководитель 5 «Б» класса в школе «Новый взгляд», указывает – различия наблюдаются не только между поколениями, но и внутри одной поколенческой группы. «На становление ребенка в первую очередь влияет среда: семья, традиции, а также технологичный и информационный мир, который играет ключевую роль», – объясняет эксперт. –
«Альфы с раннего детства живут на высоких скоростях и ожидают, что обучение будет таким же увлекательным, как игра на планшете».
По словам педагога, основная проблема таких детей на школьных уроках – сниженная концентрация внимания. «Подростки все чаще не могут дослушать даже интересный материал. Они находятся в гипертонусе и одновременно стремятся уйти в виртуальную реальность», – перечисляет спикер. – «У альф так называемое «клиповое мышление» развито сильнее, чем у зумеров. Они воспринимают информацию через яркие, быстрые, визуальные образы».
Миронова также обратила внимание на то, что
поколение Z еще пытается искать информацию в интернете, сравнивая результаты, в то время как дети-альфы ожидают интуитивного интерфейса и мгновенного ответа.
«У альф стираются границы между онлайн и офлайн: виртуальная игра и прогулка во дворе для них равнозначны», – делится наблюдениями собеседница.
«Зумеры – активные создатели, альфы – интерактивные потребители. Первые научились использовать технологии для изменения мира. Вторые существуют внутри виртуального мира и ждут, что реальный мир будет под них подстраиваться», – считает педагог.
При этом детям необходимо прививать ценности, нужные вне зависимости от поколения: доброта, любовь и принятие. «От того, насколько родители и педагоги смогут взрастить эти качества, зависит, какими взрослыми они станут: активными или пассивными, стремящимися менять мир или закрытыми в своей скорлупе», – убеждена Миронова.
Примечательно, что современные дети 14-15 лет, родившиеся на границе поколений Z и альфа и в силу естественных подростковых мотивов стремящиеся выглядеть старше, подчеркивают, что они не альфы, а зумеры. При этом себе они приписывают большую адекватность и связанность с миром, именно из-за разницы поколений.
Павел Данилин, директор Центра политического анализа, отмечает, что даже студенты первых курсов сильно отличаются от тех, кто всего на два-три года старше. Главное отличие – тяга к работе с искусственным интеллектом, что политолог считает скорее негативной тенденцией.
«Во-первых, ИИ выдает готовый ответ. Во-вторых, результат имеет определенную идеологическую направленность – особенно у западных нейросетей. В-третьих, искусственный интеллект часто врет», – перечислил эксперт. По его словам, ИИ отучает ребенка думать: в отличие от классических поисковиков, требующих хоть какой-то аналитики, нейросеть предлагает «пережеванную пищу» – готовый результат.
«Массовое распространение чат-ботов – это тоже большая проблема. Дети решают с их помощью домашние задания и получают информацию о жизни в целом. Я очень озабочен тем, кем вырастут альфы. Вряд ли они почерпнут из нейросетей что-то хорошее», – делится опасениями Данилин. Исправить ситуацию, по его мнению, могут не запреты, а родители: им нужно больше времени проводить с детьми: гулять, ходить в музеи и, главное, разговаривать на равных.
«Важно относиться к ребенку как к полноценному члену общества, способному и принять опыт, и научить чему-то новому», – считает политолог. Также полезны кружки и секции – они способствуют социализации, и многие из них сейчас бесплатны. Еще одна проблема, помимо ИИ, это гиперопека.
«Родители «зацеловали» своих детей, как когда-то в Италии из-за низкой рождаемости. В России – аналогичная тенденция.
Такие дети вырастают эгоцентристами, считающими, что им все должны, и неправильно понимающими социальную реальность», – отметил спикер. – «Поколение альфа относится к родителям не так, как хотело бы, чтобы относились к ним самим. Это проблема глубже, чем классический конфликт «отцов и детей» Тургенева». Это скажется на их собственном родительском поведении в худшую сторону, считает собеседник.
При этом Данилин не видит в альфах проблему с точки зрения политического процесса. По его мнению, эпоха «молодежного бунта» закончилась. Поколение альфа лишено того протестного потенциала, который был у их предшественников, взрослевших в атмосфере неприятия 1990-х и при активной роли либеральных фондов, ориентированных на Запад. Политолог видит положительны моменты в возрождении патриотических традиций в школах (подъем флага, исполнение гимна) и введении новых предметов – основ российской государственности и обновленного обществознания. «Через несколько лет это даст позитивный результат», – заключил Данилин.