Взгляд
7 декабря, среда  |  Последнее обновление — 10:36  |  vz.ru
Разделы

«Творческая элита» не политически активна, а профнепригодна

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Люди искусства в России оказались патологически нечувствительны к переменам. В начале спецоперации все они достали старые русофобские мантры и думали, что эти мантры окажутся тут снова к месту. Но что-то поменялось. Подробности...

Украина плотно сидит на игле информационной наркоты

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Не стоит надеяться, что украинцы вдруг очнутся и вылечатся сами. Немцы, нация гораздо более рациональная и рассудительная, нежели романтичные и кипешные украинцы, до самого мая 1945 года веровали в вундерваффе и решительный перелом. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Коллизия с «Дождем» в Латвии – признак полноценной холодной войны

Федор Лукьянов
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
Квант плюрализма отчасти и придает происходящему пресловутую «гибридность». Однако теперь он становится рудиментом ушедшей эпохи. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Владимир Путин проехал по отремонтированному Крымскому мосту

Владимир Путин посетил Крымский мост, где идут восстановительные работы после теракта, произошедшего в октябре. Глава государства выслушал доклад вице-премьера Марата Хуснуллина и выразил надежду, что поврежденный железнодорожный путь на мосту окончательно восстановят к середине летнего сезона
Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В ДТП с военным грузовиком и микроавтобусом в ДНР погибли 16 человек

    Главная тема


    Почему уникально крепкий рубль останется только в 2022 году

    нагрузки при аварийной посадке


    Завершены статические испытания самолета МС-21

    дело о мошенничестве


    Экс-президент Аргентины Киршнер получила реальный срок

    «украинцы нас не простят»


    Гендиректор «Дождя» Синдеева в резком тоне допустила закрытие телеканала

    Видео

    вердикт Запада


    Телеканал «Дождь» погубила эмиграция

    угроза атаки


    Тыловые аэродромы России требуют усиления защиты

    «чужие проблемы»


    Как меняют мнение казахстанцев о спецоперации

    угольный «майдан»


    Кому нужна монгольская революция

    гарант безопасности


    Украина загнала Европу в финансовую зависимость от США

    найти предлог


    Владимир Можегов: Повод для вторжения на Украину Польше даст Тайвань

    принять решение


    Ирина Алкснис: Главный ресурс России в СВО – время

    русофобия и нацизм


    Игорь Караулов: Цель Запада – перепрошивка наших мозгов

    на ваш взгляд


    Является ли для вас авторитетным мнение Аллы Пугачевой?

    ВМФ России исправил большую ошибку прошлого

    Головная ДЭПЛ проекта 677 «Лада» во время военно-морского парада в Санкт-Петербурге
       23 сентября 2021, 18:30
    Фото: Алексей Даничев/РИА «Новости»
    Текст: Александр Тимохин

    Долгие годы понадобились для того, чтобы в составе ВМФ России появилась дизель-электрическая подводная лодка не хуже, чем у наших противников. Теперь это произошло – головная ДЭПЛ проекта 677 «Лада» передана флоту. Почему эту лодку пришлось доводить до ума так долго, что означает это событие для флота – и как сделать эти корабли еще лучше?

    Дизель-электрическая подлодка (ДЭПЛ) проекта 677 (шифр «Лада») Б-585 «Санкт-Петербург» официально перестала быть опытной – подписан акт завершения опытной эксплуатации. Позади почти 11 лет так называемой опытной эксплуатации – попыток сделать эту подлодку по-настоящему боевой единичкой.

    А какая замышлялась лодка... Все новейшее – гидроакустический комплекс, ходовой электродвигатель, оружие. Сама небольшая, меньше знаменитых «Варшавянок», более скрытная, способная с минимальными ограничениями воевать на мелководной Балтике, в отличие от крупных «Варшав». И даже воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ) на ней предусматривалась.

    Амбиции и проблемы

    О том, каким тяжелым был путь 677-го проекта на флот, газета ВЗГЛЯД уже писала. Напомним кратко: при создании подлодки было применено огромное количество инновационных подсистем, которые ранее никогда на подлодки не ставились. В результате не отработанные на испытательных стендах системы пришлось много лет дорабатывать на самой лодке, что получилось не в полном объеме и потребовало многих лет тяжелой работы. Будь все сделано по уму, лодка в полностью боеготовом виде встала бы в строй лет десять назад.

    Относительно быстро довели до рабочего состояния гидроакустический комплекс – еще в начале 2010-х в СМИ проходила информация об обнаружении «Санкт-Петербургом» новейших подлодок 4-го поколения ВМС США.

    С главным электродвигателем, на который были нарекания, похоже, пошли на компромисс – приняли с меньшей мощностью, чем было обещано. Первую серийную подлодку – «Кронштадт» – пришлось перезакладывать. Все следующие лодки закладываются уже по переработанному проекту. Сам «Санкт-Петербург», конечно же, никто не перестраивал, что требует полноценного среднего ремонта с модернизацией, тем более за время опытной эксплуатации и срок ремонта подошел.

    Нужно ли было при этих обстоятельствах принимать лодку в боевой состав? Скорее да, чем нет, но не потому, что на ней все устранили. Просто там больше нельзя ничего устранить. Или принимать такой, или в металлолом. А так как эта лодка даже с ворохом проблем оказалась сильнее новой и исправной «Варшавянки», то все очевидно. Что 677-й проект может реально, мы увидим через год на «Кронштадте» и через несколько лет на «Великих Луках», а о ВНЭУ пока придется только мечтать.

    Обратной дороги нет

    Подписание акта о завершении опытной эксплуатации подводит черту не только и не столько под неопределенным статусом «Санкт-Петербурга». Оно проводит черту под неопределенным статусом всего проекта. Все лодки проекта после головной – исправленные. Подписание акта приемки окончательно легализует новый проект как освоенный – все построенные лодки в строю. А значит, можно прекратить строительство «Варшавянок» (ДЭПЛ проекта 636.3).

    Постройка подлодок проекта 636.3 для ВМФ России не планировалась – это была дешевая экспортная подлодка. Сказать, что на фоне 677-го проекта она устарела, значит не сказать ничего. Но пока со статусом «Лады» было все неясно, строительство устаревших «Варшавянок» было оправданно, потому что никаких других лодок промышленность предложить просто не могла.

    Так, строительство шести «Варшав» для Черноморского флота было, безусловно, верным решением, как и строительство первой тройки таких лодок для Тихоокеанского флота. Но теперь с устаревшими «Варшавами» надо заканчивать – есть новый проект с большими перспективами. После приема «Санкт-Петербурга» в боевой состав уже сложно прикрываться тем, что новый проект «сырой» – даже самая проблемная лодка в строю, а остальные однозначно будут лучше.

    С этой точки зрения закладка еще трех подлодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота было спорным решением, на их месте должны были быть новые 677-е. Это уже не исправить, но теперь первое решение, которое стоило бы принять по поводу нашего неатомного подплава – больше никаких «Варшавянок». Этим подлодкам пора уходить в историю, тем более что никакой иностранный заказчик их уже не купит.

    В связи с этим стоит напомнить, что в конце августа был подписан контракт на производство еще одной «Варшавянки» для Балтфлота. Но на сегодня лодка еще не заложена. Если для нее еще не изготовлены значимые по цене комплектующие, то было бы намного логичнее перезаключить контракт на подлодку 677-го проекта. Ведь проект 677 превосходит «Варшавянку» настолько же, насколько современный фрегат сильнее сравнимого по водоизмещению эсминца 40-летней давности, и к балтийскому театру военных действий с его мелководными участками «Лада» приспособлена намного лучше.

    Раньше можно было прикрыться тем, что у проекта 677 проблемы, но принятие «Санкт-Петербурга» в боевой состав этот вопрос закрывает. На Балтийский театр военных действий должны идти только современные подлодки, у других там нет шансов. Впрочем, все вышесказанное не отменяет того, что в жизни новой серии будет немало трудностей.

    Проблемы и их решения

    «Лада» была первым проектом, на который попали современные торпеды «Физик». Увы, ни одну торпедную стрельбу на приз Главкома ВМФ ни одна лодка с «Физиками» ни разу не выиграла. Из этого следует, что с оружием новейших подлодок есть какие-то проблемы. В случае с лодками проекта 677, у которых «Физик», что называется, «главный калибр», это особо критичный вопрос – при наличии проблем с торпедами лодка реально безоружна. Да и обидно – иметь на борту гидроакустический комплекс, дающий подлодке возможность работать даже по американцам, причем скрытно для них, и не иметь возможности качественно поразить цель.

    Впрочем, решение проблем с самими торпедами – это только полдела. Есть еще проблема с их телеуправлением (дистанционным управлением). Полноценные системы телеуправления, у которых катушка с оптико-волоконным кабелем крепится не на самой торпеде, а в торпедном аппарате и не мешает торпеде двигаться, в нашей стране давно уже разработаны, и их уровень не уступает мировому. Но на строевых подлодках применяются системы, от которых на Западе отказались больше 60 лет назад. 

    Кроме того, на лодке должны появиться антиторпеды. У России самые передовые наработки в этой тематике, но на строевых лодках их нет. А между тем они позволяют даже слабой лодке выигрывать бой у сильной и современной. Современная же «Лада» с антиторпедами станет трудноуязвимой, даже будучи обнаружена противником.

    Электродвигатель на этих кораблях имеет проблемы строго по организационным причинам – в России масса организаций может успешно решить вопрос с электродвижением подлодки. Остается решить лишь болезненный вопрос воздухонезависимой энергетической установки – ВНЭУ.

    ВНЭУ и малогабаритный «атом»

    Неспособность нашей промышленности дать вовремя воздухонезависимую энергетическую установку чуть не убила проект. Бывший Главком ВМФ Владимир Высоцкий так и говорил, что флоту не нужна подлодка с современными «мозгами» и энергетикой на уровне Второй мировой, с такими же оперативными свойствами, как и у подлодок Второй мировой. К счастью, ошибки в виде отказа от «Лады» удалось не допустить.

    По ВНЭУ все-так есть прогресс. Правда, наши установки не могут пока выдать нужную мощность. Но, во-первых, любая ВНЭУ лучше, чем никакая. Во-вторых, встает предельно острый вопрос по тому, какая ВНЭУ должна быть на наших океанских флотах – Тихоокеанском и Северном. И тут стоит вспомнить факт, что каждая из наших новых дизель-электрических подлодок имеет разработанную версию с вспомогательной атомной энергоустановкой.

    Россия – мировой лидер в создании подобных установок. Достаточно вспомнить, что атомную энергетическую установку смогли «впихнуть» в атомную торпеду «Посейдон». Для промышленности нет никакой проблемы строить дизель-электрические подлодки с малогабаритным реактором и турбогенератором. Для этого все готово, вплоть до аванпроектов.

    Чем такая подлодка будет отличаться от атомной? Тем, что малогабаритная энергоустановка сможет только заряжать ее батареи. Использовать ее для движения во всем диапазоне скоростей, как на полноценной атомной подлодке, будет невозможно. Но это и не нужно – наличие вспомогательной атомной энергоустановки и современных аккумуляторных батарей позволит «Ладе» иметь батареи заряженными в любой момент. При этом, действуя в открытом океане, сталкиваясь напрямую с американцами и англичанами, с их высококлассными подлодками, наша «Лада» сможет пользоваться и малошумностью неатомной подлодки, и автономностью атомной, без необходимости принимать топливо, что нужно даже подлодке с ВНЭУ. 

    Вспомогательную атомную энергоустановку можно вообще установить на любую дизельную подлодку – но одно дело «можно установить», и совсем другое «есть проект». В случае с 677-м проектом это «есть проект», и стоило бы этим воспользоваться. Уж если Россия не строит полноценных многоцелевых подлодок, оптимизированных для боя с подлодками противника, то можно сделать ставку на «дизелюхи» со вспомогательными реакторами, это и возможно, и недорого. Теперь, когда «Санкт-Петербург» на законном основании считается строевой единицей, все формальные препятствия для этих действий сняты.

    Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •