Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

При возгорании на складе пиротехники в Москве пострадали трое пожарных

19 июня, суббота  |  Последнее обновление — 21:10  |  vz.ru
Разделы

Роналду поступил как ответственный человек

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Мультимиллионер Роналду позволил себе просто убрать из кадра бутылки с «Кока-Колой», заменив их водой, да еще и очевидным образом это подчеркнув. После чего капитализация «Коки» рухнула на четыре миллиарда. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Россия должна жить по заветам Киплинга

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Многие национально ориентированные силы Европы именно так и смотрят сегодня на консервативную Россию – как на единственную защиту от мультикультурного разложения. Подробности...
Обсуждение: 104 комментария

Украинские олигархи рассчитывают на компенсацию за Крым

Елена Герасимова
Елена Герасимова, Журналист, Донецк
Крым давно находится в составе России, однако все это время украинские олигархи пытаются вернуть свою собственность или хотя бы получить за нее компенсацию. Ирония судьбы в том, что проще им это будет сделать, если в Киеве признают Крым частью России. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

В Крыму из-за сильных ливней введен режим ЧС

В Крыму выпало полторы месячные нормы осадков из-за мощных ливней. На востоке Крыма, особенно в районе Керчи, оказались подтоплены почти 300 домовладений, больше сотни людей эвакуированы. На территории всего полуострова ввели режим ЧС
Подробности...

Переговоры лидеров России и США в Женеве

Президенты России и США Владимир Путин и Джо Байден встретились на вилле Ла Гранж в Женеве. У входа на виллу лидеры обменялись улыбками и рукопожатием. Это первый российско-американский саммит с лета 2018 года, когда Путин встречался с Дональдом Трампом в Хельсинки
Подробности...

Умер дважды Герой Советского Союза космонавт Шаталов

Дважды Герой Советского Союза, совершивший три космических полета, Владимир Шаталов ушел из жизни на 94-м году жизни. Во время одного из его полетов впервые в мире была осуществлена ручная стыковка космических кораблей
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: При возгорании на складе пиротехники в Москве пострадали трое пожарных

    Главная тема


    Как изменится жизнь непривитых россиян

    ответные действия


    Минск решил не принимать самолеты с Украины

    «злонамеренные действия»


    Британия поставила России условие для встречи Джонсона и Путина

    «Бог дал воды»


    В Крыму отреагировали на «шутку» секретаря СНБО про подтопление

    Видео

    саммит в женеве


    Почему Зеленского расстроили переговоры лидеров России и США

    ипотечный бум


    Рынку недвижимости обещают падение цен

    Страна НАТО


    База Турции в Азербайджане станет опасным вызовом для России

    хитрая интрига


    Байден вбивает клин между Россией и Китаем

    часть России


    Елена Герасимова: Украинские олигархи рассчитывают на компенсацию за Крым

    защита от разложения


    Владимир Можегов: Россия должна жить по заветам Киплинга

    Красивый гол


    Игорь Мальцев: Роналду поступил как ответственный человек

    Случайный выстрел


    Как перевернулось дело инспектора из-под Новосибирска, застрелившего нарушителя

    на ваш взгляд


    Как изменилось отношение к риску заболеть коронавирусом за период пандемии в вашем окружении?

    Как самую проблемную подлодку России превратить в самую лучшую

       9 сентября 2020, 08:10
    Фото: Ирина Мотина/РИА «Новости»
    Текст: Александр Тимохин

    Ключевой для российского подводного флота проект – создание ДЭПЛ «Лада» – тормозится из-за «фундаментальных проблем». По крайней мере, таковы слова главы ОСК Алексея Рахманова. О каких проблемах идет речь, каким путем можно было бы их решить – и почему создание этой подводной лодки является важнейшей задачей для российской военной промышленности?

    Глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что производство ДЭПЛ проекта 677 идет с отставанием от графика из-за «фундаментальных проблем».

    Как пояснил Алексей Рахманов, «технически один из наших поставщиков не справился с работоспособностью оборудования». Тем не менее, по результатам форума «Армия-2020» был подписан контракт на производство еще одной такой лодки. Почему «сырая», недовведенная лодка строится серией, в чем проблема с этими подлодками в целом и нужно ли в них вкладываться?

    На замену «Варшавам»

    В 1997 году на «Адмиралтейских верфях» была заложена подводная лодка нового для России проекта 677, шифр «Лада». Головная подлодка в серии получила имя «Санкт-Петербург». Предполагалось, что новые лодки сменят устаревающие ДЭПЛ проекта 877, которые тогда были основными дизель-электрическими подлодками в ВМФ. Что до «Варшавянок» проекта 636 во всех его вариантах, то они рассматривались как экспортные.

    Сегодня, спустя без малого 23 года, этого все еще не произошло. Не справившись с новым поколением подлодок, Россия начала строить для себя давно устаревшие «Варшавянки» проекта 636.3. С одной стороны, эти лодки стали спасением в той ситуации. С другой, чтобы выполнять задачи против серьезного противника, им уже сейчас необходима модернизация.

    «Лады» же замышлялись совсем другими. Подлодки проекта 677 были уменьшены в размерах – и это снизило как их заметность для гидролокаторов (вторичные акустические признаки, длинные волны, порождаемые раздвиганием корпусом лодки толщи воды), так и для других средств обнаружения (неакустические признаки, по которым очень хорошо работает современная противолодочная авиация США и Японии, например специфические волновые аномалии на поверхности воды над тем местом, под которым на глубине идет подлодка). У «Лады» предусмотрена однокорпусная архитектура, что сильно снижает заметность лодки при акустическом подсвете кораблями противника, а также передовой гидроакустический комплекс (ГАК). Многие примененные на «Ладе» новинки способны резко повысить ее шансы в бою по сравнению с другими отечественными лодками, даже атомными. И даже по сравнению с потенциальными противниками.

    «Лада» задумывалась как лодка, оснащенная современным гребным электродвигателем, гарантировавшим лучшие ходовые качества при сниженном уровне шума. Наконец, «Лада» в перспективе должна была получить воздухонезависимую энергетическую установку, которая позволила бы лодке заряжать аккумуляторные батареи не всплывая. Последнее критически важно – у лодок будет несколько суток (если не несколько часов) в угрожаемом периоде на развертывание по сигналу «Военная опасность». Потом, если речь идет о серьезном противнике, над акваториями на театре военных действий «повиснет» авиация, и поднять устройство работы дизеля под водой (РДП) или всплыть будет уже невозможно. По крайней мере, пока силы противника существенно не поредеют.

    В 2005 году «Санкт-Петербург» вышел на заводские ходовые испытания (ЗХИ). Предполагалось, что в 2006 году лодка будет принята в боевой состав ВМФ России. Но этого не случилось. Только через пять лет лодка была принята в опытную эксплуатацию и с тех пор в ней и находится. Вторая подлодка данного проекта, «Кронштадт», видимо, будет передана флоту в 2021 году. Третья подлодка – «Великие Луки», видимо, по факту будет первой полностью боеспособной подлодкой этого типа. Лодка перестраивалась с учетом выявленных на «Санкт-Петербурге» проблем, настолько их оказалось много. Вот только самые основные из них.

    Гидроакустический комплекс

    «Лады» подтверждают известное в кораблестроении правило: новейшую систему надо сначала проверить на испытательном стенде, а потом уже ставить на корабль. На фрегатах проекта 22350 от этого отклонились, и сдача головного затянулась на многие годы. На «Ладах» от этого уклонились тоже. И когда лодку построили, то сначала выяснилось, что ГАК просто неработоспособен, причем до степени невозможности применения лодки по предназначению. А потом выяснилось, что исправить что-то на уже построенном корабле крайне сложно, а при стандартных для такой проблемы подходах – нереально.

    Дальше была долгая история спасения комплекса. Лодка, которая должна была просто получить исправный ГАК, в итоге превратилась в испытательный стенд, на котором доводка этого комплекса и шла. На то, чтобы ГАК «пришел в относительную норму», ушло много лет, но, видимо, он наконец-то заработает.

    По тому, как и что будет работать на «Кронштадте», вопросы открыты. Лодку не перезакладывали повторно, как «Великие Луки», и там, возможно, все примерно так же, как и на «Санкт-Петербурге» (с минимальными отличиями в лучшую сторону). А «всего-то» когда-то решили немного сэкономить на этапе стендовых испытаний.

    Гребной электродвигатель

    13 февраля 2013 года тогдашний гендиректор ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин сообщил, что «Санкт-Петербург» в основном подтвердил требуемые характеристики, кроме скорости подводного хода. Это был тревожный знак – лодка не может развить полный подводный ход в основном из-за электродвигателя. И сразу же появились заявления о том, что у следующих лодок будет модернизированный гребной электродвигатель (ГЭД), более мощный.

    Встает, однако, нехороший вопрос. В России серьезная научная школа по силовой электрике и есть целый ряд образцов на уровне лучших мировых достижений. И то, что двигатель «не дал мощность», с высокой вероятностью свидетельствует не о недоделках, а о том, что он был не совсем верно спроектирован. Естественно, проблема решаема – двигатель можно спроектировать заново, испытать как положено до установки на подлодку и потом передать на верфь. Конечно, это время, и это деньги, и это ограниченная боеспособность подлодок первых серий.

    Но этим проблемы лодки не ограничиваются.

    Энергоустановка

    О том, что воздухонезависимая энергоустановка (ВНЭУ) для «Лады» не получается, сегодня известно всем. Еще в 2011 году адмирал В. Высоцкий, тогда командующий ВМФ, говорил про «Санкт-Петербург», что из-за отсутствия ВНЭУ оперативные возможности этой лодки находятся на уровне лодок Второй мировой войны (при всем ее высокотехнологичном оборудовании).

    Ограниченность заряда батарей – «ахиллесова пята» ДЭПЛ. ВНЭУ решает эти проблемы – лодке не надо всплывать очень длительное время, не надо «вставать под РДП» для зарядки, обнаруживая себя. ВНЭУ – нужна. У шведов, японцев и, предположительно, китайцев есть «Стирлинги», у немцев есть водородные топливные элементы, у нас на строевых лодках нет ничего. У ЦКБ «Рубин» (проектанта «Лады») современный задел по ВНЭУ отсутствует.

    Теоретически проблема ВНЭУ может быть решена в короткие сроки. На прошедшем недавно форуме «Армия-2020» конкурент создателя «Лады», СПМБМ «Малахит», показало макет своей неатомной подводной лодки (НАПЛ), оснащенной ВНЭУ – «П-750Б». ВНЭУ «малахитовцев» очень перспективна.

    Это не какая-то копия иностранной установки, а продукт отечественной инженерной школы. И самое главное – ВНЭУ от «Малахита» уже показывает хорошие результаты на испытаниях. Было бы очень рационально соединить потенциал «Рубина» в части лодок проектов 677 «Лада» с потенциалом, который продемонстрировал «Малахит» в части ВНЭУ.

    Надо, однако, понимать, что хоть обе структуры и входят в ОСК, но сделать так, чтобы «Малахит» работал над проектом «Рубина» совместно с ним, будет крайне непросто. Характер взаимоотношений, сложившийся в отечественном ОПК, делает решение этого вопроса непростым делом. И все же такое возможно. Тогда самая главная проблема и «Лады», и всего неатомного подплава России будет решена.

    Серия как спасение

    Все вышеуказанное делает лодки «Лада» очень проблемным проектом. И тем не менее эти корабли нужно строить и дальше.

    «Лада» для отечественного подводного неатомного кораблестроения имеет такое же значение, какое для надводного имел фрегат проекта 22350, которое для военной авиации имеют проекты Су-57 и бомбардировщик ПАК ДА, а для сухопутных войск – платформа «Армата». Это этапные проекты, успешное решение которых оставляет Россию среди ведущих производителей аналогичных систем и дает ей возможность переходить к их следующему поколению. Соответственно, отказ от победы над всеми проблемами проекта станет началом конца отрасли.

    Да, эти корабли придется долго и мучительно «дорабатывать напильником», но в итоге их доработают. Обратной дороги нет. Лодки проблемные, но их совершенствуют, и они строятся. И если так пойдет и дальше, то рано или поздно «Лада», с исправленными недостатками, станет тем, чем она должна быть – весьма «убойным» кораблем и значимым фактором в мировом балансе сил.

    Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •