Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевСоветской системе аспирантуры вынесен приговор
Минобрнауки подготовило план реформы одной из самых традиционных форм обучения на постсоветском пространстве – аспирантуры. Неудивительно – в настоящий момент кандидатские диссертации защищают только треть аспирантов, прочие же используют свой статус совсем в других целях. Как именно предлагается реформировать аспирантуру и какой ожидается результат?
Накануне в Минобрнауки сообщили, что рассматривают варианты реформирования аспирантуры. По мнению авторов реформы, новшества позволят нивелировать ряд негативных моментов, с которыми вынуждены сталкиваться россияне, претендующие на ученую степень.
На сегодняшний день в аспирантуру может поступить выпускник вуза, имеющий степень магистра или бакалавра, предварительно сдав кандидатский минимум. За три года обучения он обязан написать научную работу по своей специальности, опубликовать минимум две научные статьи в специализированных журналах, собрать документы для допуска к защите, провести не менее 50 часов преподавательской работы. Каждый из пунктов несет в себе сложности и риски, поэтому только 30% поступивших в аспирантуру готовы защищать диссертацию.
«Я не знаю ни одного аспиранта, который смог был за три года написать научную работу, несмотря на аспирантский план. После трех лет соискатель получал в институте справку, которая продлевала период обучения, – рассказал газете ВЗГЛЯД кандидат исторических наук Александр Чаусов. – К тому же нельзя было сразу защитить научную работу, в диссертационных советах была очередь из соискателей. Но и после защиты приходилось долго ждать официальных документов, подтверждающих ученую степень».
В итоге аспирантура часто становится ширмой, за которой молодые люди скрываются от военной службы. И даже те, кто искренне желал связать свою жизнь с наукой, раз за разом сталкиваясь с препятствиями, отказываются от идеи получить научную степень.
Представители научного сообщества объясняют это тем, что результат часто не оправдывает затраченных усилий:
- В Минобрнауки рассказали о планах реформирования аспирантуры
- Минобрнауки предложило обязать аспирантов защищать диссертацию
«Вузовский преподаватель (кандидат наук) зарабатывает меньше, чем менеджер среднего звена, особенно в регионах. Поэтому зачастую пребывание в аспирантуре никак не связано с мотивацией к защите диссертации. Педагогическая составляющая в аспирантуре мне тоже, конечно, кажется лишним элементом, вся эта необходимость отвлекаться от своего исследования на задания и зачеты», – считает доктор филологических наук, завкафедрой журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Татьяна Каминская.
По ее мнению, трехступенчатая система образования (бакалавриат, магистратура и аспирантура) не оправдала себя, поскольку все три ступени мало связаны между собой:
«У меня было несколько аспиранток, которые, написав одну главу и одну статью для ВАКовского журнала (Высшая аттестационная комиссия – прим. ВЗГЛЯД), на этом этапе сходили с дистанции, понимая, что усилия эти одного года – всего лишь четверть того, что требуется. А продвижения в вузе либо вообще трудоустройства им никто не гарантирует.
В результате в нашем вузе средний возраст 40 лет – это очень хороший показатель, и для многих кафедр недостижимый. Остаются или фанатики науки, или те, кто успел защититься еще в советские времена или 90-е, когда не было такой формалистики и волокиты».
«Золотой век» советской аспирантуры
Аспирантура как форма подготовки специалистов высшей квалификации возникла в РСФСР в 1925 году, в 1930-х годах распространилась в вузах и НИИ СССР, когда страна выстраивала новую систему подготовки научных и педагогических кадров. В аспирантуру принимали специалистов с высшим образованием, отработавших по своей специальности от двух лет. Возраст соискателей был не менее 35 лет, при этом государство давало два–три года на написание и защиту научной работы. За это время аспирант получал достойную стипендию, сравнимую с зарплатами в крупной промышленности.
В послевоенный период советская власть провозгласила подготовку научных кадров основополагающим принципом государства. До 60-х годов были приняты постановления по улучшению подготовки и аттестации специалистов, были повышены стандарты диссертационных работ, стимулирующие институты и вузы для подготовки высококвалифицированных кадров. Все это способствовало тому, что с 60-х годов аспирантура в СССР переживала подъем: в 1968 году в аспирантуре обучалось свыше 96 тыс. человек.
Однако после развала Советского Союза престиж ученой степени резко упал, она перестала быть признаком элитарности. Аспиранты и доктора могли работать за идею и с призрачной перспективой зарплаты, оставаясь в вузах и НИИ, уходить в более прибыльные сферы или уезжать за рубеж. В итоге
период с 1995 по 2012 гг. в научной среде называется «аспирантским пузырем» – и считается откровенным провалом в системе вузовской аспирантуры.
Высокие требования для соискателя ученой степени остались фактически на том же уровне. Однако времени, достаточной финансовой поддержки от государства, индивидуальной помощи от научного сообщества часто недостаточно.
С еще большими трудностями сталкиваются аспиранты из бывших советских республик, поскольку часто собственной научной базы не хватает, процент защитивших диссертацию там еще ниже. Например, в Белоруссии в 2014 году из 1148 аспирантов успешно защитились только 67 человек.
Реформы дальше откладывать нельзя
О необходимости реформ в этой сфере специалисты Министерства образования и науки говорили давно: глава ведомства Ольга Васильева заявляла, что Минобрнауки предлагает вернуть обязательную защиту диссертаций для аспирантов, обсуждает возможность увеличить срок аспирантуры с трех до пяти лет и разделить ее на два этапа.
«Есть несколько разных сценариев. Научное сообщество и вузовское сообщество, профессиональное должно выбрать самую адекватную и самую современную модель аспирантуры. Она может быть двухуровневой или двухэтапной», – считает замглавы Минобрнауки Григорий Трубников.
Он пояснил, что при реализации такого сценария первый этап, который будет длиться два–три года, предполагает три традиционных экзамена: специальность, иностранный язык и, возможно, философия, а также квалификационный экзамен по итогам обучения. «И эта аспирантура целиком финансируется из бюджета, то есть это бюджетные места», – отметил Трубников.
Второй этап, по его словам, также продлится два или три года и будет представлять собой специализацию по конкретной области наук, по которой аспиранты собираются защищать свою кандидатскую работу. При этом аспирант может получать стипендию как из бюджетных средств, так и по системе грантов.
«Я полностью согласен с Трубниковым. Государственная аспирантура должна обязательно заканчиваться кандидатской диссертацией.
Сейчас процент защит крайне мал. Государство тратит огромные деньги на подготовку кадров высшей квалификации, но защита аспиранта зависит лишь от волевых качеств его руководителя, старательности и интеллекта самого аспиранта»,
– сообщил газете ВЗГЛЯД проректор по научной работе Дальневосточного федерального университета, д.б.н., профессор Кирилл Голохваст.
По словам замминистра, реформа предполагает, что по завершении первого уровня аспирантуры молодой ученый обязан будет защитить квалификационную работу, которая будет являться неким аналогом степени PhD в зарубежных университетах (PhD – это аналог российского кандидата наук, академическая степень, присуждаемая университетами в большинстве стран – прим. ВЗГЛЯД).
Трубников предлагает обсудить взаимное признание квалификационного диплома, который был бы аналогичен зарубежному диплому PhD. Профессор Кирилл Голохваст подчеркнул, что кандидатская степень российского кандидата наук автоматически признается во всем мире научным сообществом.
Кризисный постперестроечный период в российской научной среде преодолевается поэтапно, но до второго «золотого века» ему далеко, считают эксперты. Однако государство больше не готово пускать на самотек систему послевузовского образования и вместе с правами дает аспирантам больше обязанностей. Оставляя высокие стандарты качества диссертационных исследований, Минобрнауки может в рамках реформы снять бюрократические и преподавательские обязанности с аспиранта. Увеличение стипендий и гранты позволят аспиранту меньше думать о личном бюджете. Таким образом время для написания научной работы освободится, и у молодого ученого, если он действительно намерен заниматься наукой, а не тянуть время, больше не будет объективных причин не выходить на защиту диссертации.