Взгляд
22 октября, пятница  |  Последнее обновление — 16:51  |  vz.ru
Разделы

Хорошо, что Бунин не вернулся в СССР

Иван Иванюшкин
Иван Иванюшкин, Кандидат философских наук, исследователь истории интернета
В мае 1941 года Иван Бунин пишет Алексею Толстому, чтобы тот ходатайствовал о его возвращении на родину перед Сталиным. Однако возвращение не состоялось и до конца дней Бунин прожил апатридом – человеком без гражданства. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Трехсотлетие Российской империи проходит совсем незаметно

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Мы упускаем прекрасный шанс не только вспомнить о своем имперском прошлом, но и наметить контуры России будущего, всерьез поговорить о нашей идентичности. О будущем страны, которая стоит сегодня перед вызовами, едва ли уступающими тем, с которыми столкнулся в свое время Петр Первый. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Гибель Ливии и выбор России

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай", научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Новый этап в развитии международной политики означает, что теперь Россия всегда должна быть готова силой отстоять свои принципы и верность союзническим обязательствам. На помощь международных институтов рассчитывать не приходится. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Журналисты расшифровали значение новой броши Набиуллиной

    Главная тема


    Путин похоронил эпоху доминирования Запада

    эпоха Руси


    В Киеве заявили о «присвоении» Россией украинской истории

    «план обороны»


    Немецкие СМИ: НАТО приготовилось к конфликту с Россией

    экосистема города


    Биолог раскритиковал уборку коммунальщиками листьев во дворах

    Видео

    поставки газа


    Европа потребовала от Газпрома стать благотворителем

    пролив Цугару


    Чем страшны угрозы японцев устроить ВМФ России «кровавый морской путь»

    патентное право


    Samsung уличили в копировании российской технологии

    Харьковские соглашения


    Зеленский применил Черноморской флот против оппонентов

    Свадьба великого князя


    Глава канцелярии Дома Романовых: Монархия может возродиться через референдум

    украинский произвол


    Сергей Миркин: ОБСЕ страусиной позицией дискредитирует саму себя

    тайна гибели


    Тимур Шерзад: Почему взорвалась «Императрица Мария»

    американская империя


    Дмитрий Дробницкий: Когда в Америке закончится все

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к позиции антипрививочников?

    Память о церковном расколе должна уберечь Россию от новой смуты

    Переговоры между РПЦ и старообрядческими церквями идут до сих пор
       25 мая 2016, 08:00
    Фото: Н. Никольский/РИА «Новости»
    Текст: Александр Чаусов

    Расколу русской церкви на никониан и старообрядцев исполнилось ровно 350 лет. Он уступает расколу на красных и белых по масштабам, но не по жестокости. В обоих случаях примирение двух частей российского общества не завершилось до сих пор, что лишний раз иллюстрирует очевидное – такие конфликты не приближают к истине, а ведут к ослаблению страны.

    В этот день в 1666 году (12 мая по старому стилю) Большой московский собор отправил протопопа Аввакума в северную ссылку за отказ принести покаяние. Туда же был отправлен и поп Лазарь, которому впоследствии вырезали язык. Покаявшийся было диакон Федор через некоторое время вернулся к старообрядчеству, за что был сожжен. Сам Аввакум закончил так же, о чем знает каждый школьник. В общем, на тот момент раскол уже состоялся. И линия раздела на старый и новый обряды в буквальном смысле прошла по человеческим жизням.

    Когда прокурор Республики Крым Наталья Поклонская вышла на акцию «Бессмертный полк» с иконой канонизированного царя-мученика Николая II, хрупкое патриотическое единство снова начало трещать по швам

    Многие определяют дату раскола на десяток лет раньше, ведь анафемы старому обряду были официально и торжественно произнесены еще в первую неделю Великого Поста 1656 года. И уже тогда были несогласные. Например, епископ Павел Коломенский, который за свое несогласие тоже был сослан и в том же году, судя по всему, убит. Это лишний раз иллюстрирует то, что претензии двух частей некогда единой церкви друг к другу растут из крови, а посему история воссоединения старообрядцев и никониан оказалось долгой – и не закончилась до сих пор. Но тем поучительнее она выглядит, помогая разобраться с тем, что есть главное, что – второстепенное, и где должна быть любовь.

    На старообрядцев долгое время устраивали гонения. Их жгли, часто они жгли себя сами. По некоторым подсчетам, аутодафе устроили себе порядка 20 тысяч человек. Начало долгого примирения образовалось только в самом конце XVIII – начале XIX века, когда император Павел инициировал «единоверие» – принятие старообрядческих общин в лоно Русской церкви, но с оговорками, без отмены «клятв» (проклятий) Большого московского собора и с сохранением, мягко говоря, недоверия Синода к древлеправославным общинам и их иерархии. Потом были указ «Об укреплении основ веротерпимости» Николая II от 1905 года, который касался не только старообрядцев, но и христиан других конфессий, и решения Поместного собора 1917 года, смягчавших отношение к раскольникам. Пресловутые же «клятвы» со старообрядцев в итоге были сняты только в 1929 году – на заседании Временного патриаршего священного синода, когда старый обряд был признан «равноспасительным» с обрядом Никонианской церкви. Это решение было подтверждено на Поместном соборе 1971 года, а в 2000 году патриарх Алексий II заявил, что «старые чины и обряды составляют общее сокровище Церкви».

    Несмотря на то, что «единоверцев» в составе Русской церкви сейчас много (причем их количество продолжает увеличиваться), независимые, не вступающие в каноническое общение старообрядческие согласия есть и в России, и далеко за ее пределами – всего в них состоит несколько миллионов человек. Самые крупные образования – это Русская православная старообрядческая церковь (она же Белокриницкое согласие) и Древлеправославная поморская церковь. Группы поменьше многочисленны своим количеством. Наконец, есть совсем уж странные изоляционистские «беспоповские толки», в которых от христианства зачастую почти ничего не осталось. Даже обряды там не никонианские и не старые, а какие-то совсем альтернативные. Часть старообрядцев соединилась также с РПЦЗ, и процесс сильно ускорился после того, как в 2000 году иерархия Зарубежной церкви принесла официальное покаяние за гонения на старообрядцев, начавшиеся при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче. И когда семь лет спустя РПЦЗ большей своей частью воссоединилась с РПЦ, в полку «канонических старообрядцев» прибыло.

    Сама суть этого кровавого и многовекового раскола сейчас кажется чрезвычайно странной: все вопросы были именно в обряде, тогда как в догматы никто не лез. Вопрос о том, как креститься – тремя перстами (символическое обозначение Троицы) иди двумя (обозначение человеческой и божественной природ Христа), для стороннего наблюдателя малозначим. А взгляды на то, сколько раз возглашать «аллилуйя» на литургии (как и прочие богослужебные каноны), вообще меняются с течением времени в любой поместной церкви и, если не задевают саму суть вероучения, принимаются более или менее спокойно.

    #{religion}Но не в случае с реформами Никона. Понятно, что Никон мыслил и как предстоятель огромной Церкви, и как государственник. Он хотел унификации, единообразия и стандарта богослужения в целях объединения людей, действуя подчас ультимативно и жестко. Правда, есть версия (она описана, в частности, в «Подлинной истории дома Романовых» Николая Коняева, возглавляющего Православное общество писателей Санкт-Петербурга), что к концу жизни, сам будучи в ссылке, Никон осознал ошибочность такого подхода и постоянно каялся за то, как именно вел свою реформу.

    Что же касается Аввакума, он был, согласно источникам, человеком взрывным, принципиальным и крайне несговорчивым, при этом весьма харизматичным. Вполне естественно, что столь грубого принуждения со стороны Никона он не стерпел и легко обзавелся последователями. Налицо конфликт двух сильных личностей, в том числе благодаря которому изменения в ставе богослужения были восприняты сторонами конфликта, как решение Первого Вселенского Собора, когда Святые Отцы Церкви «сражались за букву» с арианами, определяя, единосущен или подобносущен Сын Отцу. Разница всего в одну букву (греческую), но пропасть в богословии и определении свойств Бога. То, что это гораздо важнее количества пальцев, понятно даже атеистам.

    Сама дальнейшая история демонстрирует неадекватность такой оценки – анафемы со старых обрядов сняты. Однако раскол до сих пор не «уврачеван» окончательно.

    С неприсоединившимися старообрядцами по-прежнему ведутся переговоры, кое-какие подвижки были в 2005 году с Поморской церковью, но потом все опять заглохло. В России раскол, дробление – это дело быстрое и радикальное. А вот примирение потом может занять несколько веков.

    Подобная тяга к отстаиванию истины любой ценой – признак не только русского православия, это характерная черта и российского общества в целом. Показательный пример – «белые» и «красные» патриоты. И те и другие любят Родину. По крайней мере, на словах – и на словах же готовы все силы отдать на благо отечества. Но это не мешает им подчас яростно презирать и ненавидеть друг друга. Когда прокурор Республики Крым Наталья Поклонская вышла на акцию «Бессмертный полк» с иконой канонизированного царя-мученика Николая II (и тут стоит заметить, что с иконами люди выходили и в других городах), хрупкое патриотическое единство снова начало трещать по швам. По крайней мере, в СМИ и интернете, где «красные рубят белых, белые рубят красных», по счастью, только виртуально. Сколько же будет продолжаться такая «рубка» по малейшему поводу? Если посмотреть на отечественные традиции применительно к старообрядцам – несколько десятков, а то и сотен лет. Дробление по идеологическим вопросам, как и дробление по стилистическим формам, ведет лишь к перманентной смуте и беспричинному росту списка обид и взаимных претензий, под грузом которых понять, что «единство в главном, различие во второстепенном и любовь во всем», уже не получается. На непримиримость и категоричность подчас не влияет даже понимание того, что и СССР, и Российская империя – это «артефакты ушедших эпох». А поскольку на вопросы идеологии религиозный трепет переносится легко и естественно, споры «красных» и «белых» особенно похожи на сугубо религиозные.

    В таком конфликте, часто возникающем из похвального желания отстоять свою истину (ведь истина не должна быть поругана), в конечном итоге торжествуют только те, кому, в сущности, одинаково отвратительны и СССР, и Российская империя, и Российская Федерация. Те, кого в равной степени корежит и от старообрядцев, и от никониан. А вот проигрывают все остальные, включая саму Россию. 


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •