Любовь остается самой важной добродетелью в человеческой жизни. Самое важное в жизни – это быть человеком, на которого его близкие могут полагаться, а самое ценное – это люди, на которых можешь полагаться ты сам.
5 комментариевЭксперты назвали плюсы и минусы возврата пива и табака в ларьки
Минпромторг решил создать рабочую группу, которая уже в декабре рассмотрит вопрос о возвращении уличным киоскам права торговать пивом и сигаретами. Введенный ранее запрет, по словам экспертов, разорил многих мелких предпринимателей – за счет этой продукции они только и выживали. На другой чаше весов – забота о здоровье людей. Но и тут не все однозначно.
Снова на повестке
К сожалению, но это факт – выйти в прибыль таким киоскам позволяют только табак и алкоголь
В Минпромторге России создают рабочую группу, которая в декабре обсудит возвращение продажи пива и сигарет в ларьки, отмененной в прошлом году.
Инициатором создания группы стала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ведомстве пояснили, что пригласят к сотрудничеству все заинтересованные стороны, передает M24.ru со ссылкой на пресс-службу Минпромторга.
«Вопрос о целесообразности розничной продажи алкогольной и табачной продукции в нестационарных торговых объектах требует детальной проработки. В том числе с точки зрения необходимости развития многоформатной торговли, увеличения торговых площадей и предоставления рабочих мест гражданам», – сообщили в пресс-службе Минпромторга.
Отметим, что в октябре этого года глава ФАС Игорь Артемьев на заседании правительства уже предлагал вернуть алкоголь и табак в мелкую розницу. В Минпромторге тогда отмечали, что такая идея есть, но она пока не проработана.
При этом 24 ноября глава департамента культуры Сергей Капков предложил узаконить продажу слабоалкогольных напитков в парках Москвы, так как его все равно проносят или продают нелегально.
Кстати, в июне вопрос о продаже пива в ларьках выносился на онлайн-референдум «Активный гражданин». За запрет тогда высказались около 85% активных жителей Москвы.
Запрет на продажу пива в нестационарной рознице (ларьки, киоски и другие магазины площадью менее 50 кв. метров) вступил в силу с 1 января 2013 года. С 1 июня этого года киоскеры лишились и возможности продавать сигареты. После этого только в Москве закрылось от 100 до 200 «табачных» киосков.
Газета ВЗГЛЯД собрала мнения экспертов «за» и «против» решения вернуть продажу слабого алкоголя и сигарет в уличные ларьки.
«За»
- Союз пивоваров: Россияне переходят на водку и коньяк
- Медведев приравнял пиво к алкоголю
- Депутаты решили приравнять пиво к алкоголю
- Медведев выступил с резким антитабачным заявлением
- У нового закона о курении нашлись противники
Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз рассказал газете ВЗГЛЯД, что алкогольного лобби в России нет, зато антиалкогольное – «мощнейшее».
«До введения запрета порядка 300 тыс. киосков продавали пиво и сигареты, которые занимали 40–45% в их обороте, на это они и жили. Потом часть киосков ушла, часть перепрофилировалась. При этом звучала идея о том, что запрет на продажу сделан в интересах оздоровления нации. Что происходило на самом деле? В 2012–2013 годах снижения потребления пива не произошло, оно просто ушло в магазины, а в 14-м году, по данным Росстата, потребление пива выросло на 3,5%», – сказал он.
По оценке эксперта, в условиях непростой экономической ситуации решение о возвращении торговли в ларьки стало бы стимулом для населения, которое можно занять в малом бизнесе, но «антиалкогольное лобби все равно такое решение не пропустит».
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал рассказал газете ВЗГЛЯД, что после введения запрета на продажу алкоголя и сигарет в ларьках, по разным оценкам, с рынка ушли от 20 до 30% предпринимателей. И это были «в основном те, кто выплачивал белую зарплату, платил все налоги».
«К сожалению, но это факт – выйти в прибыль таким киоскам позволяют только табак и алкоголь. На «cникерсах» оборота не сделаешь. А те, кто остался на рынке, применяют разные схемы, самая распространенная – уменьшение оборота, то есть показывают один оборот, а фактически там другой. И они делают это не от хорошей жизни. Просто выживать как-то надо...»
Исполнительный директор НП «Центр поддержки малого и среднего бизнеса» (Москва) Андрей Митрофанов также рассказал, что всецело поддерживает отмену запрета, который крайне негативно сказался на предпринимательстве.
«Против»
Член комиссии по охране здоровья Общественной палаты России, глава федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев рассказал газете ВЗГЛЯД, что «у данного предложения, автором которого изначально является московский чиновник Капков, ничего общего с практикой и реальностью нет».
«По статистике львиная доля суррогатной алкогольной продукции продается в маленьких и стационарных частных магазинах. К тому же в ходе антиалкогольных рейдов по контролю за исполнением уже принятых законов выясняется, что большая часть нарушений и принципиальных нарушителей, когда люди готовы уходить под покровительство правоохранительных органов, продавать алкоголь круглосуточно и взрослым, и детям, – это частные магазины. Если сетевые магазины в этих вопросах идут навстречу, пытаются всеми возможными силами навести порядок и выстроить максимально эффективную систему, то частный сектор принципиально игнорирует такие законы», – отметил Хамзаев.
«У меня как у человека, имеющего определенную глубину погружения в тему, возникает вопрос: чьи интересы отстаивает Минпромторг? – задался вопросом член ОП. – Вообще считаю, что любая инициатива должна сначала обсуждаться, а уже потом выпускаться в СМИ».
«Это очередная попытка заработать деньги в бюджет через здоровье граждан, мы уже видели, что ни к чему хорошему это не приводит. Минпромторг лучше бы акцентировал внимание на развитии малого бизнеса... Не нужно идти по пути: шаг вперед, два шага назад», – отметил Хамзаев и добавил, что и ОП, и Минздрав, скорее всего, будут выступать против очередных изменений законодательства.
С ним согласна экс-гендиректор Национальной ассоциации слабого алкоголя Елена Зубарева, которая полагает, что решение вернуть пиво в киоски не несет в себе ничего хорошего.
«Думаю, что предприниматели должны нести ответственность за то, что они продают. И если запрет отменят, это, разумеется, скажется негативно на здоровье нации. Я думаю, что алкоголь и табак нужно выносить в отдельные магазины и централизованно продавать их там», – сказала она.
Возникает вопрос, чьи интересы отстаивает Минпромторг?
А некое «очищение» рынка в результате введенного ранее запрета Зубарева считает даже благом: «Ушли те, кто не отличались хорошей, качественной продукцией, крупные игроки остались и продолжают работать».
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов заявил газете ВЗГЛЯД, что пора бы политикам остановиться и не менять законы так часто, а простые потребители «уже спокойно ко всему приспособились».
«Проблема была не в этих людях, а в торговцах, – добавил он. – Мелкая торговля сама по себе невыгодна, деньги там делали как раз на алкоголе. Речь сейчас идет о том, давать ли мелкому бизнесу возможность зарабатывать на спаивании народа».
Также Голов отметил, что за последние годы потребители вовсе не стали пить меньше. Просто доля тех, кто делает это «спонтанно», увидев бутылку в витрине, стала меньше. «Но проблем купить алкоголь для тех, кто хочет выпить, сейчас нет», – считает он.
Особое мнение
Глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин дал понять, что вопрос о возвращении продажи алкоголя в ларьки – не первостепенный.
«Сегодня пиво зачастую продается в пластиковых бутылках, а вещества, которые в них выделяются, представляют собой страшнейший яд. В этой ситуации я вообще не понимаю, почему мы говорим о том, стоит ли возвращать пиво в ларьки. Половину пива, если не больше, вообще нужно снимать с продажи», – уверен он.
Комментируя вопрос с ларьками, эксперт отметил, что с введением запрета на продажу пива и сигарет в них у крупных транснациональных пивоваренных компаний наступил спад производства. При этом статистика розничных продаж, наоборот, показала рост в пределах 3%. Эту ситуацию Шапкин назвал странной.
«С другой стороны, поднялась доля небольших российских пивоваренных компаний. О чем это говорит? О том, что, чем ниже качество пива, тем оно больше продается через неконтролируемую мелкую розницу. А народ стал покупать более качественное пиво в магазинах. И понятно, что лоббизм транснациональных корпораций за счет возврата пива в ларьки хочет вернуть маргинальную аудиторию», – резюмировал он.
Наконец, по словам члена центрального штаба Общероссийского народного фронта, депутата Госдумы Валерия Трапезникова, новая инициатива неоднозначна.
«В больших городах не было никаких проблем, когда запретили пиво и сигареты в киосках, а вот в маленьких – своя специфика: больших магазинов, где можно было бы купить такую продукцию, там часто просто нет... Тут нужно очень осторожно подходить», – считает он.
Однако во главу угла нужно все-таки ставить здоровье населения: «Я в принципе против широкой и свободной продажи алкоголя и сигарет, как в ларьках, так и в магазинах. Я сам не пью и не курю, и считаю, что нужно организовать в магазинах специальные закрытые отделы с подобной продукцией и не пускать туда посетителей младше 21 года, как в Финляндии. А то приходят мальчики и девочки 10-летние и стоят, разинув рот, глядя на красивые бутылки...»
Он так же, как и Шапкин, дал понять, что тема с вредом от пластиковых бутылок сильнее сказывается на здоровье россиян, чем возможные последствия обсуждаемой инициативы. Ранее Трапезников говорил, что крупную пластмассовую тару для алкоголя в России планируется постепенно убрать с рынка к 2016 году.