Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
6 августа 2012, 14:43 • Экономика

Водка без пива

Союз пивоваров: Россияне переходят на водку и коньяк

Водка без пива
@ РИА "Новости"

Tекст: Вера Козубова

Жесткие меры государства по отношению к пивоваренной отрасли приводят к росту потребления крепкого алкоголя, считают в Союзе российских пивоваров. При этом, естественно, падает потребление пенного напитка. Эксперты же считают, что производителям пива грех жаловаться.

За первое полугодие этого года, по данным Росстата, производство пива в России упало на 3,3%, указывают в Союзе пивоваров. Даже жаркое лето не смогло помешать этой тенденции. Потребление пива в январе-июне этого года снизилось на 0,3% – до 518,1 млн декалитров. А вот производство водки, наоборот, выросло на 17,3%, коньяка – на 30,2%, вина – на 13,4%.

В пересчете на чистый алкоголь наиболее экономически доступным напитком является водка

При этом отрицательная динамика в отрасли наблюдается уже несколько лет. Так, с 2008 по 2011 год производство пива сократилось более чем на 13%, передает «Интерфакс».

Усиление государственного регулирования пивоваренного рынка принимает все более жесткие формы, отмечают в союзе. С 2009 по 2012 год ставка акциза на пиво была увеличена в 4 раза – с 3 до 12 рублей за литр. К 2015 году акциз на пиво планируется довести до 20 рублей за литр, то есть еще на 67%.

В июле 2012 года президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий рекламу алкоголя в печатных СМИ и сети интернет. Новое законодательство вводит запрет на рекламу всего алкоголя в интернете с момента его официального опубликования. Что касается рекламы алкоголя в печатных СМИ, она будет запрещена с 1 января 2013 года.

По словам председателя совета Союза пивоваров Вячеслава Мамонтова, от несбалансированной акцизной политики и других жестких мер по отношению к пиву в первую очередь страдают потребители, которые переходят на потребление крепкого алкоголя. «В непростых условиях оказываются также представители малого и среднего бизнеса, поскольку им все сложнее и дороже адаптироваться к новым формам регулирования», – добавил он.

В союзе напоминают, что после повышения акциза на пиво до 9 рублей за литр в 2010 году стоимость 1 литра пива стала дороже 1 литра водки (в пересчете на чистый спирт) в 2,6 раза. Анализ розничных цен в России на различные категории алкогольных напитков показывает, что в пересчете на чистый алкоголь наиболее экономически доступным напитком является водка.

Относительная доступность крепких алкогольных напитков в России стала значительно выше, чем в других странах. Это идет вразрез с европейской практикой установления соотношения ставок акциза на пиво и крепкие напитки, а также с концепцией правительства по снижению масштабов злоупотребления алкоголем, указывают в союзе. По данным Росстата, в составе крепких алкогольных напитков население потребляет 61% алкоголя.

Напомним, ранее Центр разработки национальной алкогольной политики сообщал, что потребление алкоголя в России в первом полугодии 2012 года выросло на 2,2% и достигло 64,4 млн декалитров.

В частности, в первом полугодии продано 79,1 млн дал водки и ликероводочных изделий, что на 3,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. При этом продажи слабоалкогольных напитков снизились на 0,8% (до 15,1 млн декалитров), пива – на 0,3% (до 518,1 млн декалитров).

«На мой взгляд, Союз российских пивоваров сгущает краски. Сейчас падает потребление продукции пяти ведущих западных пивоваренных компаний, представленных в России. Если раньше их доля на российском рынке составляла примерно 91%, то в последние годы она снизилась до 85%. При этом доля российских производителей выросла за последние несколько лет с 5% до 12%. Это означает, что отечественные пивовары сделали очень мощный шаг вперед», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз.

По его словам, сегодня пивной рынок в России на великолепном уровне по объему потребления – примерно 75–76 литров в год на одного человека. «В 2007 году эта цифра составляла 81 литр, но как раз с этого времени демографическая ситуация в стране начала ухудшаться. В 2008 году на пивной рынок стало приходить в два раза меньше молодежи 18–19 лет. Это связано с тем, что, начиная с 1990 года, родилось гораздо меньше детей. Поэтому падение потребления пива стало абсолютно закономерным. Скоро сокращение потребления мы увидим и на рынке крепкого алкоголя, поскольку его начинают употреблять примерно с 25 лет», – добавил эксперт.

Что касается роста потребления дешевого крепкого алкоголя, то это вполне нормальная кризисная тенденция по всему миру, указывает Вадим Дробиз. «Конечно, в кризис будут пить алкогольные напитки не для развлечения, а чтобы забыться. И в этом им вряд ли поможет пиво. Поэтому рост потребления вина и водки закономерен», – заключает эксперт.