25 сентября, воскресенье  |  Последнее обновление — 11:55  |  vz.ru

Главная тема


США извинились перед Асадом за удар по сирийской армии

«собираем рекордные урожаи»


В Крыму поблагодарили Украину за продовольственную блокаду

Донбасский конфликт


Бывший премьер ЛНР покончил с собой

Армия России


Новый боевой самолет сможет уничтожать объекты противника с помощью лазеров

кандидат в президенты


Клинтон забыла секретный документ во время визита в Россию

новая метла


Какие ошибки СВР придется исправлять Нарышкину

«Северный поток – 2»


Польша начала блокировать выплату дивидендов Газпрому

отечественный авиапром


Озвучены планы продажи и производства «Суперджетов»

линия соприкосновения


Украинские командиры объясняют отказ выполнять соглашение по отводу сил

«Самый дальний берег»


Татьяна Шабаева: Вернемся к Курилам. Почему Россия так уперлась?

Вопрос дня


Американские спецслужбы опасаются, что Россия может повлиять на результаты выборов президента США. Должна ли Россия действительно влиять на это?

Ларек просто закрывается

Новый антитабачный законопроект напугал малый бизнес

4 сентября 2012, 19:21

Текст: Оксана Маркеч

Версия для печати

Минздравсоцразвития внесло в правительство жесткий законопроект об ограничении курения. Эксперты называют некоторые его аспекты безобидными, но экономически непродуманными, а некоторые полагают смертельными для малого бизнеса. Камнем преткновения стали торговые точки малой площади.

Минздрав в конце прошлой недели направил в правительство проект закона «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Документ был внесен ведомством в правительство еще 20 мая, однако был возвращен для доработки из-за несогласованности позиций различных ведомств.

Как следует из текста документа, законопроект предусматривает запрет на курение в общественных местах, на продажу сигарет в ларьках, на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях.

Так, торговля сигаретами будет разрешена в помещениях площадью не менее 50 кв. м в городах и поселках и 25 кв. м в селах. Запрещены будут некурительные табачные изделия, а курилки в заведениях общепита, в больницах, гостиницах и поездах разрешается держать только до 2015 года.

Также на согласительном совещании в связи с замечаниями Минтранса и Минпромторга было решено разрешить курилки в больницах, в поездах, на судах дальнего плавания и в организациях общественного питания на неограниченный срок. Тем не менее Минздрав в последней версии законопроекта фактически вернул срок действия курилок – до 1 января 2015 года.

Эта поспешность кажется экспертам сомнительной, прежде всего, с экономической точки зрения.

По словам исполнительного директора движения «За права курильщиков» Андрея Лоскутова, сегодня половина взрослого населения России курит, предполагать, что этой половине дадут примерно на полтора года возможность курить в специально оборудованных местах, «просто смешно».

По его подсчетам, одно оборудованное помещение ресторану обойдется минимум в полмиллиона рублей. «Качественное место для курения в нашем климате – такое, которое бы удаляло дым, закачивало воздух с улицы и при этом его не нагревало», – заявил газете ВЗГЛЯД Лоскутов. «Многие рестораны и бары в Европе обходятся беседками для курения, но, несмотря на это, там сокращается количество пунктов питания. Но там хотя бы климат позволяет иметь какой-то паллиатив – в виде беседок. У нас не позволяет. Какой ресторан вложит миллион рублей в оборудование места для курения, зная, что через полтора года этот миллион будет выброшен коту под хвост?» – спрашивает он.

По мнению Лоскутова, законопроект должен устраивать обе стороны. «Если не возводить между нами баррикад, мы договоримся. Мы готовы решить проблему курения на остановках. В Екатеринбурге мы установили в 10–15 метрах от остановок современные урны. Если хотите курить, отойдите в сторону, не сорите, это и есть воспитание культуры», – считает он. Главное – не рекрутировать в ряды курящих молодежь, вот здесь, по мнению представителя движения, нужно ставить барьеры. «Если взрослый человек сделал выбор, часто под воздействием государства – например, государство вводило в армии табачный паек, – дайте ему спокойно курить в нормальных условиях, не ущемляя человеческого достоинства», – добавил он. Представители движения предлагают увеличить стоимость пачки на 1 рубль и направить эти деньги на создание качественных точек для курения.

В чем-то они выступают даже жестче, чем предписывает законопроект. «Законопроект говорит, что нельзя курить нигде, кроме как дома. Если мы хотим, чтобы молодежь не вовлекалась в курение, мы должны, прежде всего, запретить курение дома. Но тогда человек должен выйти из квартиры и покурить в оборудованной беседке. Эти беседки мы готовы устанавливать за счет самого же курильщика рядом с домами. Допустим, он хочет курить в ресторане. Мы говорим: давайте мы совместно с ресторанным бизнесом вложимся и откроем такие места для курения. Ресторатору важно, чтобы чек был выше. Если ресторан для некурящих, стоимость чека опускается. Давайте посмотрим, насколько она опускается. Если ресторатор не хочет, чтобы у него в ресторане курили, и при этом теряет 15–20% прибыли, пусть ему местная власть снижает налоги на эту сумму. Тогда они уравниваются в правах и будут принимать решения, исходя из общих принципов. Понятно, что это сложнее – учитывать интересы всех сторон», – добавил он.

По мнению директора ассоциации «Табакпром» Вадима Желнина, это мера, которая вслепую копируется с Западной Европы.

«В Европе люди много времени проводят в барах и ресторанах. Это неприменимо к России, потому что, по самым оптимистичным оценкам,  у нас человек ходит в ресторан один раз в неделю и проводит там четыре часа. Рестораторы, несомненно, пострадают, а на уровень курения это никак не повлияет», – сказал он. Желнин не сомневается, что эта мера снизит объем посетителей в ресторанах, они будут проводить там еще меньше времени.

И таких «экономических непродуманностей», по его словам, очень много. «Например, зачем регулировать цены по всей товаропроводящей цепочке, ведь основной вопрос, который заботит Минздрав, – это цена для потребителя. Какая разница, как именно организована торговля, то, что крупные дистрибьюторы могут получать скидки, это естественная вещь для дистрибуции во всем мире», – считает он. Кроме того, есть сигарные клубы. Почему не сделать исключение для сигарных клубов, это крайне слабо влияет на уровень распространенности курения и мало кому доступно? «Если по тексту пройтись, очень много вещей, которые просто непонятны», – добавил Желнин.

Еще один камень преткновения в законопроекте – запрет на продажу табачных изделий в киосках и небольших магазинах. В первоначальной редакции он вступал в силу через полтора года после принятия закона (в сельской местности – через три года на усмотрение местных властей). На согласительной комиссии было решено установить переходный период три года и для городской, и для сельской местности – такую позицию отстаивали Минэкономразвития, Минсельхоз и Минпромторг. Но в последней версии законопроекта запрет на продажу сигарет в нестационарных объектах вступает в силу с момента опубликования закона, а в небольших стационарных магазинах – с 1 января 2015 года, то есть менее чем через два года после возможного опубликования закона.

По мнению координатора Коалиции киоскеров в г. Новосибирске Михаила Епишкина, это в конечном итоге отрицательно скажется на малых и средних производителях в регионах, поскольку исчезнет мелкий розничный бизнес. «В мелкой рознице пиво и алкогольная продукция продавались на 25–30%. Это ушло, все, что осталось, взяли за 100%. Из них 70–75% приходится на долю табака. То есть мелкой рознице в случае принятия законопроекта остается 30–25% прибыли, которых хватит только на налоги. Остается только разойтись по домам. Из чего платить зарплату, аренду? Нет средств ни на развитие, малый розничный бизнес будет умирать», – считает Епишкин.

Исчезновение сети мелкой розницы, по его мнению, приведет к сокращению небольших поставщиков, мелких производителей в регионах. «Крупные ретейлеры с ними не работают. Они могут реализовать свою продукцию только в малых и средних розничных точках. Если сегодня этот бизнес начинает, мягко говоря, сворачиваться, мелкие локальные производители тоже начнут сворачиваться. Это неизбежно. Эти данные отражены в оценке регулирующего воздействия, которую опубликовало Минэкономразвития», – рассказал он.

По словам Епишкина, проблема заключается не в том, что в киосках продаются сигареты, а в уровне благосостояния людей, в их самосознании. «В нашей стране достаточно структур, которые контролируют, проверяют, отбирают. Они должны исполнять надзорные функции: нарушил закон – заплатил штраф, чтобы больше никогда не нарушал. Без революционных запретов можно администрировать рынок, любая революция в экономике приводит к обратным последствиям», – добавил он.

Вадим Желнин также считает, что запрет на реализацию табачной продукции мелкой розницей – это сомнительная мера. Курящий человек все равно позаботится о том, чтобы у него были сигареты. Будет тратить больше времени в очередях, когда в три раза увеличится поток покупателей в крупных торговых точках. А вот минусы для людей, занятых в мелком бизнесе, появятся. Это будет располагать к нелегальной продаже, считает он.

Сегодня, по его словам, в крупных торговых сетях можно приобрести сигареты приблизительно на 5–7% дешевле, чем это реализуется в палатках и маленьких магазинах. Между тем объем продаж в палатках по-прежнему намного больше, чем реализация через крупные сетевые магазины. «Это означает, что потребитель предпочитает покупать сигареты в местах, удобных для него. Маленькие торговые точки сохранятся, только будут нелегальными. Это дополнительный риск, который мало обсуждался», – добавил он.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............