Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
0 комментариевЛарек просто закрывается
У нового закона о курении нашлись противники
Минздравсоцразвития внесло в правительство жесткий законопроект об ограничении курения. Эксперты называют некоторые его аспекты безобидными, но экономически непродуманными, а некоторые полагают смертельными для малого бизнеса. Камнем преткновения стали торговые точки малой площади.
Минздрав в конце прошлой недели направил в правительство проект закона «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Документ был внесен ведомством в правительство еще 20 мая, однако был возвращен для доработки из-за несогласованности позиций различных ведомств.
Как следует из текста документа, законопроект предусматривает запрет на курение в общественных местах, на продажу сигарет в ларьках, на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях.
Так, торговля сигаретами будет разрешена в помещениях площадью не менее 50 кв. м в городах и поселках и 25 кв. м в селах. Запрещены будут некурительные табачные изделия, а курилки в заведениях общепита, в больницах, гостиницах и поездах разрешается держать только до 2015 года.
#{image=544207}Тех, кто после вышеперечисленных мер все же не бросит курить, будет ждать еще один сюрприз: Минздрав выпустил приказ, которым утверждены графические изображения о вреде курения, которые отныне будут размещаться на упаковках сигарет. Изготовителям и импортеру дается один год для внесения соответствующих изменений. «Международный опыт показывает, что появление на пачках сигарет шокирующих картинок ощутимо повлияло на изменение восприятия курения самими курильщиками: 78% из них одобрили появление таких предупреждений, 67% захотели бросить курить и более 50% изменили свое мнение о последствиях курения для здоровья», – сообщили в пресс-службе министерства.
Меры, ограничивающие потребление табачных изделий, предполагается вводить поэтапно: ряд мер вступит в силу с момента принятия законопроекта «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», остальные будут введены с 1 июля 2014 года и с 1 января 2016 года. Правительство планирует рассмотреть этот документ 18 октября, а в ноябре он будет представлен Госдуме. Как сообщил источник в правительстве газете «Ведомости», вряд ли с одобрением закона возникнут проблемы.
Как стало известно газете ВЗГЛЯД из источников в правительстве, некоторые положения в новый вариант законопроекта Минздрав включил в обход согласительных совещаний с другими ведомствами. В первоначальной редакции запрещались производство, импорт и продажа в России некурительных табачных изделий, затем этот запрет был снят из-за замечаний Минсельхоза, Минпромторга и Минэкономразвития. Однако в последней версии законопроекта этот запрет вновь появился и распространяется на оптовую и розничную торговлю некурительными табачными изделиями.
#{smallinfographicleft=481976}Также на согласительном совещании в связи с замечаниями Минтранса и Минпромторга было решено разрешить курилки в больницах, в поездах, на судах дальнего плавания и в организациях общественного питания на неограниченный срок. Тем не менее Минздрав в последней версии законопроекта фактически вернул срок действия курилок – до 1 января 2015 года.
Эта поспешность кажется экспертам сомнительной, прежде всего, с экономической точки зрения.
По словам исполнительного директора движения «За права курильщиков» Андрея Лоскутова, сегодня половина взрослого населения России курит, предполагать, что этой половине дадут примерно на полтора года возможность курить в специально оборудованных местах, «просто смешно».
По его подсчетам, одно оборудованное помещение ресторану обойдется минимум в полмиллиона рублей. «Качественное место для курения в нашем климате – такое, которое бы удаляло дым, закачивало воздух с улицы и при этом его не нагревало», – заявил газете ВЗГЛЯД Лоскутов. «Многие рестораны и бары в Европе обходятся беседками для курения, но, несмотря на это, там сокращается количество пунктов питания. Но там хотя бы климат позволяет иметь какой-то паллиатив – в виде беседок. У нас не позволяет. Какой ресторан вложит миллион рублей в оборудование места для курения, зная, что через полтора года этот миллион будет выброшен коту под хвост?» – спрашивает он.
- Минздрав предложил выдавать курильщикам в поездах никотиновые пластыри
- Через четыре года самая дешевая пачка сигарет в России может стоить уже около ста рублей
- Депутат Мосгордумы рассказала о законопроекте, запрещающем москвичам курить в подъездах
- Кудрин обосновал важность существования пьяниц и курильщиков для пополнения федерального бюджета
- Генеральный директор «Табакпрома» Вадим Желнин объяснил, к чему приведет резкое повышение акцизов на сигареты
По мнению Лоскутова, законопроект должен устраивать обе стороны. «Если не возводить между нами баррикад, мы договоримся. Мы готовы решить проблему курения на остановках. В Екатеринбурге мы установили в 10–15 метрах от остановок современные урны. Если хотите курить, отойдите в сторону, не сорите, это и есть воспитание культуры», – считает он. Главное – не рекрутировать в ряды курящих молодежь, вот здесь, по мнению представителя движения, нужно ставить барьеры. «Если взрослый человек сделал выбор, часто под воздействием государства – например, государство вводило в армии табачный паек, – дайте ему спокойно курить в нормальных условиях, не ущемляя человеческого достоинства», – добавил он. Представители движения предлагают увеличить стоимость пачки на 1 рубль и направить эти деньги на создание качественных точек для курения.
В чем-то они выступают даже жестче, чем предписывает законопроект. «Законопроект говорит, что нельзя курить нигде, кроме как дома. Если мы хотим, чтобы молодежь не вовлекалась в курение, мы должны, прежде всего, запретить курение дома. Но тогда человек должен выйти из квартиры и покурить в оборудованной беседке. Эти беседки мы готовы устанавливать за счет самого же курильщика рядом с домами. Допустим, он хочет курить в ресторане. Мы говорим: давайте мы совместно с ресторанным бизнесом вложимся и откроем такие места для курения. Ресторатору важно, чтобы чек был выше. Если ресторан для некурящих, стоимость чека опускается. Давайте посмотрим, насколько она опускается. Если ресторатор не хочет, чтобы у него в ресторане курили, и при этом теряет 15–20% прибыли, пусть ему местная власть снижает налоги на эту сумму. Тогда они уравниваются в правах и будут принимать решения, исходя из общих принципов. Понятно, что это сложнее – учитывать интересы всех сторон», – добавил он.
По мнению директора ассоциации «Табакпром» Вадима Желнина, это мера, которая вслепую копируется с Западной Европы.
«В Европе люди много времени проводят в барах и ресторанах. Это неприменимо к России, потому что, по самым оптимистичным оценкам, у нас человек ходит в ресторан один раз в неделю и проводит там четыре часа. Рестораторы, несомненно, пострадают, а на уровень курения это никак не повлияет», – сказал он. Желнин не сомневается, что эта мера снизит объем посетителей в ресторанах, они будут проводить там еще меньше времени.
Если мы хотим, чтобы молодежь не вовлекалась в курение, мы должны, прежде всего, запретить курение дома
И таких «экономических непродуманностей», по его словам, очень много. «Например, зачем регулировать цены по всей товаропроводящей цепочке, ведь основной вопрос, который заботит Минздрав, – это цена для потребителя. Какая разница, как именно организована торговля, то, что крупные дистрибьюторы могут получать скидки, это естественная вещь для дистрибуции во всем мире», – считает он. Кроме того, есть сигарные клубы. Почему не сделать исключение для сигарных клубов, это крайне слабо влияет на уровень распространенности курения и мало кому доступно? «Если по тексту пройтись, очень много вещей, которые просто непонятны», – добавил Желнин.
Еще один камень преткновения в законопроекте – запрет на продажу табачных изделий в киосках и небольших магазинах. В первоначальной редакции он вступал в силу через полтора года после принятия закона (в сельской местности – через три года на усмотрение местных властей). На согласительной комиссии было решено установить переходный период три года и для городской, и для сельской местности – такую позицию отстаивали Минэкономразвития, Минсельхоз и Минпромторг. Но в последней версии законопроекта запрет на продажу сигарет в нестационарных объектах вступает в силу с момента опубликования закона, а в небольших стационарных магазинах – с 1 января 2015 года, то есть менее чем через два года после возможного опубликования закона.
По мнению координатора Коалиции киоскеров в г. Новосибирске Михаила Епишкина, это в конечном итоге отрицательно скажется на малых и средних производителях в регионах, поскольку исчезнет мелкий розничный бизнес. «В мелкой рознице пиво и алкогольная продукция продавались на 25–30%. Это ушло, все, что осталось, взяли за 100%. Из них 70–75% приходится на долю табака. То есть мелкой рознице в случае принятия законопроекта остается 30–25% прибыли, которых хватит только на налоги. Остается только разойтись по домам. Из чего платить зарплату, аренду? Нет средств ни на развитие, малый розничный бизнес будет умирать», – считает Епишкин.
Исчезновение сети мелкой розницы, по его мнению, приведет к сокращению небольших поставщиков, мелких производителей в регионах. «Крупные ретейлеры с ними не работают. Они могут реализовать свою продукцию только в малых и средних розничных точках. Если сегодня этот бизнес начинает, мягко говоря, сворачиваться, мелкие локальные производители тоже начнут сворачиваться. Это неизбежно. Эти данные отражены в оценке регулирующего воздействия, которую опубликовало Минэкономразвития», – рассказал он.
По словам Епишкина, проблема заключается не в том, что в киосках продаются сигареты, а в уровне благосостояния людей, в их самосознании. «В нашей стране достаточно структур, которые контролируют, проверяют, отбирают. Они должны исполнять надзорные функции: нарушил закон – заплатил штраф, чтобы больше никогда не нарушал. Без революционных запретов можно администрировать рынок, любая революция в экономике приводит к обратным последствиям», – добавил он.
Вадим Желнин также считает, что запрет на реализацию табачной продукции мелкой розницей – это сомнительная мера. Курящий человек все равно позаботится о том, чтобы у него были сигареты. Будет тратить больше времени в очередях, когда в три раза увеличится поток покупателей в крупных торговых точках. А вот минусы для людей, занятых в мелком бизнесе, появятся. Это будет располагать к нелегальной продаже, считает он.
Сегодня, по его словам, в крупных торговых сетях можно приобрести сигареты приблизительно на 5–7% дешевле, чем это реализуется в палатках и маленьких магазинах. Между тем объем продаж в палатках по-прежнему намного больше, чем реализация через крупные сетевые магазины. «Это означает, что потребитель предпочитает покупать сигареты в местах, удобных для него. Маленькие торговые точки сохранятся, только будут нелегальными. Это дополнительный риск, который мало обсуждался», – добавил он.