Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
20 августа 2010, 14:10 • Общество

«Юридически сделать ничего нельзя»

Виктор Буробин: Дело Бута можно решить политическим путем

«Юридически сделать ничего нельзя»
@ Reuters

Tекст: Роман Крецул

«Мы всегда считали, что дело политическое. Сегодня еще раз подтвердилось, что это именно так», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД решение Апелляционного суда Таиланда об экстрадиции Виктора Бута в США российский адвокат предпринимателя Виктор Буробин. Он не исключил, что бизнесмена могут обменять, как «русских шпионов».

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал дело российского предпринимателя Виктора Бута, которого власти США обвиняют в незаконной торговле оружием и в пятницу добились его экстрадиции из Таиланда, политическим и заявил, что российская сторона будет добиваться возвращения своего гражданина на родину.

Американцы просто приехали забрать его в ящик, забить и отправить в Гуантанамо

О том, в чем интерес американских властей и как может развиваться ситуация после решения тайского суда об экстрадиции Бута в США, газете ВЗГЛЯД рассказал адвокат предпринимателя Виктор Буробин.

ВЗГЛЯД: Виктор Николаевич, как бы вы прокомментировали решение тайского суда с точки зрения его соответствия букве закона и нормам международного права?

Виктор Буробин: Мне как адвокату достаточно сложно комментировать любые решения, но, тем не менее, я всегда верил в правосудие.

Когда был первый судебный акт, по которому Виктор не был выдан, казалось, что тайское правосудие более самостоятельно и менее зависимо от всяких политических вещей.

При тех же самых обстоятельствах судьи сегодня переоценили судебный акт и сказали, что его все-таки нужно выдать. Мы всегда считали, что дело политическое. Сегодня еще раз подтвердилось, что это именно так.

ВЗГЛЯД: Представитель Госдепа США заявил, что американские власти «контактировали» с властями Таиланда, настаивая на экстрадиции. Как, по вашему мнению, это следует понимать?

В.Б: До последнего дня американцы вели себя там так, будто это их, скажем так, какая-то часть юрисдикции. Кстати, первое судебное решение, которым им было отказано, было для них очень удивительно.

6 марта 2008 года, когда Бут был арестован, у них даже не было тайского ордера на арест. Как, впрочем, и американского. Вы представляете, как действуют спецслужбы? То есть они просто приехали забрать его в ящик, забить и отправить в Гуантанамо. Ордер появился только 8 числа, до этого его держали там без оснований. То есть американский юрист арестовал человека на чужой территории без ордера.

Почему мы считаем это дело достаточно политическим? Потому что судить в Нью-Йорке бывшего русского офицера, который якобы возил оружие в разные страны, когда это было запрещено, и обвинить в этом Россию, – мне кажется, это красиво.

ВЗГЛЯД: Те действия, которые американские власти вменяют в вину Виктору Буту, были совершены на территории США?

В.Б.: Мы всегда подчеркивали, что американцы распространили свою юрисдикцию на другие территории, существенно их расширив. Виктор Бут никогда не был в Америке. Против американских граждан или их имущества никаких действий он не совершал. И даже если предположить, что были какие-то поставки в Колумбию, то колумбийское правительство могло предъявить какие-то претензии, а не американцы.

По словам Виктора Буробина, юридические возможности для защиты Бута в Таиланде исчерпаны(фото: yustina.ru)

По словам Виктора Буробина, юридические возможности для защиты Бута в Таиланде исчерпаны(фото: yustina.ru)

Мы всегда говорили, что юридически они не могут так делать, они должны были представить информацию о преступлении нашего гражданина в российские правоохранительные органы.

ВЗГЛЯД: Супруга Виктора Бута обратилась к российским властям за помощью. МИД РФ заявляет, что будет добиваться его возвращения на родину. Как вы считаете, сможет ли вмешательство Москвы коренным образом изменить ситуацию?

В.Б.: Мы надеемся, конечно. Юридически такой возможности уже нет, вопрос решен. Политически – может быть. Помните недавнюю историю с выдачей «русских шпионов», что-то в этом роде. Но мне эти процедуры неизвестны и непонятны, это могут только политики о чем-то говорить. Теоретически такая возможность еще осталась, но она носит политический характер.

Сейчас нужно искать американского юриста, который не испугается и возьмется за защиту его интересов в нью-йоркском суде.

ВЗГЛЯД: Есть ли положительные перспективы у этого дела в США?

В.Б.: Я был бы крайне осторожен. Думаю, что у нас мало возможностей для защиты в Америке по второму делу. Здесь у меня осторожный оптимизм, я бы сказал. Основания есть. Но я верю, что правосудие должно быть отдельным от политики. Если есть доказательства – это один разговор. А сейчас пока работает политика.

ВЗГЛЯД: На заседании в пятницу власти США представили документы по новым выдвинутым против Виктора Бута обвинениям...  

В.Б.: Мы о них знали еще месяцев шесть назад. Они сдали документы в тайскую прокуратуру, но прокуратура не предъявляла их суду. Это надуманное и нелепое обвинение.

ВЗГЛЯД: Но по этим обвинениям есть отдельный запрос об экстрадиции. Может ли возникнуть путаница, скажем, его не смогут доставить в США, пока не будет рассмотрен второй запрос.

В.Б.: Это обвинение снимут, или будет принято какое-то другое решение. Это уже техника, я бы сказал. Эти документы говорят только о том, что когда он приедет в Нью-Йорк, обвинения будут более широкими.

ВЗГЛЯД: То есть новые обвинения были выдвинуты для подстраховки?

В.Б.: Да, как соломинка, на случай «а вдруг». Значит, они тоже не были до конца уверены, что все решится в их пользу.

ВЗГЛЯД: Можно ли объяснить чем-то помимо политических факторов то, что Апелляционный суд принял отличное от суда нижестоящей инстанции решение, притом что материалы дела никак не изменились?

В.Б.: Это вопрос оценки. Решался вопрос об экстрадиции. Не о сути обвинения, не о том, что это преступление, не о том, что он виновен, а только об экстрадиции. Что такое экстрадиция? Америка и Таиланд, скажем, договорились о том, что будут выдавать друг другу третьих лиц, если на какой-то территории они совершили преступление.

Вообще теоретически экстрадиция – достаточно формальный аспект. У нас он стал сущностным, потому что дело непростое.

Произошла переоценка. Высший суд оценил, что тут нет никакой политики, а чистое уголовное дело, что Америка может требовать наших граждан, обвиняющихся в совершении преступления на территории третьих стран. Но это было сделано не чисто юридически.

ВЗГЛЯД: Получается, высший суд Таиланда признал в пятницу «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC) не политической организацией, как ранее решил суд Бангкока, а террористической, на чем настаивают власти США?

В.Б.: Как адвокат я не очень был знаком с тем, что происходит в Колумбии. Я взял справочник Организации объединенных наций. Нашел Колумбию. Открыл. Там буквально написано следующее: в Колумбии две силы. Одна из них FARC, другая не помню какая. Эти две силы друг с другом борются, кто-то поддерживает одну, кто-то вторую. Организация объединенных наций сажает их за стол переговоров и ведет переговоры и с одной стороной, и с другой.

А Америка говорит: «Я поддерживаю только другую сторону, а FARC для меня – это бандиты». И в связи с этим Бут тоже становится уголовником. Такая незамысловатая юридическая конструкция.

И теперь Апелляционный суд Таиланда сказал, что все-таки да... Мы сейчас, конечно, не знаем текста, как конкретно он это оценил. Но, в общем-то, сегодня этот кусок нашей жизни, юридической борьбы – уже история.

ВЗГЛЯД: То есть уже можно сказать, что в этом тайском деле поставлена точка?

В.Б.: Я бы сказал да. Точка поставлена. Сделать юридически ничего нельзя. Теперь только Америка.

..............