Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
19 августа 2010, 22:08 • Общество

Морской бой

Вместо "Мистраля" Россия может купить другой корабль

Морской бой
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Вопреки многочисленным политическим сигналам выяснилось, что Франции еще рано считать состоявшейся сделку по продаже России вертолетоносца Mistral. Представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Рябов заявил, что в сентябре будет объявлен соответствующий тендер Минобороны, а его победителями могут стать не только французы.

По данным ОСК, условия тендера будут объявлены до конца сентября. При Министерстве промышленности и торговли (Минпромторг) уже создана комиссия по подготовке тендера.

#{smallinfographicleft=396103}Под общим термином «вертолетоносец» на самом деле скрываются корабли сразу нескольких типов, в том числе противолодочные крейсеры и противолодочные авианосцы, основным вооружением которых являются винтокрылые машины. Сейчас таких кораблей практически не осталось, и под вертолетоносцем теперь понимают десантный корабль, на котором вертолеты выполняют роль основного высадочного средства амфибийных сил, или универсальный десантный корабль-док (УДКД), кроме вертолетов, оснащенный иными высадочными средствами, такими как десантные катера и малые десантные корабли. Как правило, эти корабли оснащены вместительными госпиталями и помещениями для работы командного состава. Именно такие боевые единицы интересуют российских военных.

#{weapon}Основная задача таких кораблей – высадка батальона морской пехоты вместе с техникой и тяжелым вооружением (БТР, БМП, танки), вторично – оказание авиационной поддержки амфибийным силам, для чего в состав авиационной группировки вводятся ударные вертолеты и/или штурмовики с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой, например типа Harrier GR.7 или перспективные F-35B. Впрочем, летательные аппараты с неподвижным крылом – это скорее принадлежность более тяжелых кораблей, тем не менее временное базирование самолетов на кораблях рассматриваемого класса не исключается.

Безусловно, альтернатива кораблям класса Mistral есть. Во-первых, это испанский УДКД класса Juan Carlos («Хуан Карлос»). При близких с «Мистралем» размерах и водоизмещении  (230 метров против 199 метров и 72 тыс. тонн против 21,3 тыс. тонн соответственно) испанский корабль имеет заметно большую вместимость: 1200 солдат против 650, имеет усиленную полетную палубу и оборудован носовым трамплином типа Sky-jump (как российский авианосец «Адмирал Кузнецов»), что позволяет применять с него истребители  AV-8B+ Matador (вариант «Харриера» для испанского флота). Последнее свойство для наших условий избыточно – самолетов такого класса в России больше нет и в ближайшее время не предвидится, а базирование 3–4 МиГ-29К потребует радикальной переделки проекта. Впрочем, взлетать с палубы МиГи вполне смогли бы – при условии посадки на береговой аэродром. Впрочем, отсутствие самолетов не помешало Австралийскому королевскому флоту заказать два корабля этого проекта за 2,5 млрд долларов, которые предполагается использовать при необходимости и как «чистые» авианосцы.

Испанский УДКД класса Juan Carlos («Хуан Карлос»)  (фото: wikipedia.org)

Испанский УДКД класса Juan Carlos («Хуан Карлос») (фото: wikipedia.org)

По сведениям испанских СМИ, в 2009 году Россия обращалась к производителю корабля – компании Navantia – с просьбой о предоставлении технической документации на корабль, однако о каких-либо конкретных переговорах на предмет его приобретения неизвестно. Недостатком этого корабля конкретно для России является сложная комбинированная силовая установка, состоящая из газовых турбин и дизелей экономического хода, питающих через генератор два электрических азипода. Самое противное в том, что турбины созданы с использованием американских технологий, что исключает их поставку нашей стране. Переделка же проекта будет стоить немалых денег.

Другая альтернатива – дальневосточная, южнокорейские УДК типа Dokdo. При аналогичных с «Мистралем» размерах эти корабли несколько легче, чуть менее вместительны в плане десантируемой техники (примерно на 10 единиц против французского аналога) и несут на один вертолет меньше: 15 против 16 (впрочем, за единицу измерения принят американский UH-60 Black Hawk, довольно громоздкая машина). Однако и стоит такой корабль дешевле, и спроектирован по военным нормам живучести, в отличие от француза, который вообще называют «кораблем мирного времени». Кроме того, его силовая установка – дизели французской компании S.E.M.T. Pielstick.

Южнокорейский УДК типа Dokdo (фото:  wikipedia.org)

Южнокорейский УДК типа Dokdo (фото: wikipedia.org)

Именно этот проект, южнокорейский корабль Dokdo за 650 млн евро, особенно нравится ОСК. Лицензию на его производство ОСК хочет приобрести у концерна Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME), с которым корпорация уже подписала соглашение о создании СП с судостроительным заводом «Звезда» на Дальнем Востоке. ОСК обещает построить его за 30 месяцев и 500–700 млн долларов.

Эти альтернативы наверняка рассматривались при принятии решения о закупке кораблей, однако понятно, что последнее слово в этом деле принадлежит политикам, а не военным. И, похоже, окончательное решение уже принято. Так, в конце июля президент Саркози не удержался и обрадовал французских судостроителей. В ходе посещения верфи Сент-Назер он сообщил, что Франция построит для России два вертолетоносца. После этого огорчить «друга Сарко»  было бы просто невозможно.

Тем не менее Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обратилась в ФАС. Судостроителей интересовало, почему Минобороны проигнорировало российские верфи. «Отечественные судостроительные предприятия имеют большой опыт проектирования и строительства крупных десантных кораблей, сопоставимых по характеристикам с французским УДКД «Мистраль» и его аналогами», – говорилось в заявлении ОСК. Судостроители усмотрели в российско-французской сделке признаки нарушения законов «О государственном оборонном заказе», «О размещении заказов для госнужд» и «О защите конкуренции».

Собственно, смысл обращения в том, что согласно указанным законам конкурс является обязательной процедурой при госзакупках. И тендер, как положено по закону, будет проведен. Однако условия его будут составлены так, что шансы на победу кого-то из конкурентов окажутся равными нулю – их попросту спишут с документации «Мистраля».

Впрочем, подобный конкурс – вполне легитимный способ давления на партнеров с целью выбить себе те или иные преференции: снижение цены, передачу технологий или что-то еще. Так или иначе, приходится повторить избитую фразу: при всем богатстве выбора другой альтернативы нет.#{biginfographic=424488}

Комментарии экспертов

Евгений Минченко, политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Евгений Минченко, политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Россия ведет непростую игру на океанском уровне. О чем говорит идея закупки «Мистралей» во Франции? <a href=http://actualcomment.ru/news/14649.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>
..............