Андрей Полонский Андрей Полонский С кем России можно договариваться

Нынешняя ситуация – с ее глобальными гибридными конфликтами по множеству направлений – настолько запутана, что возникает вопрос: с кем имеет смысл договариваться? Кто со стороны нашего противника уполномочен принимать решения?

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему в планах Москвы пока нет Харькова

Казалось бы, точно нужно брать Харьков – однако гибкость и уникальность российской позиции в том, что для взятия максимального количества территорий ей не обязательно брать их сейчас.

39 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Украина, вызывай «Волгу»

Украинцам стоило бы перестать мечтать о «победе» и уяснить, что поток западных денег кончится ровно тогда, когда их иудина работа по договору с Западом будет завершена. В этот момент начнет действовать совсем другая логика.

34 комментария
9 августа 2006, 22:35 • Общество

Кино нуждается в защите

Карен Шахназаров: что нужно российскому кино

Кино нуждается в защите
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Василий Печко

8 августа в рамках проекта «Медиакратия» состоялась конференция генерального директора киностудии «Мосфильм», члена Общественной палаты РФ Карена Шахназарова. Ее темой было современное состояние российского кино и перспективы его развития.

С самого начала разговора режиссер «Зимнего вечера в Гаграх», «Курьера», «Города Зеро» и «Всадника по имени Смерть» обозначил несколько проблем, с которыми сталкивается отечественный кинематограф. Оказалось, что на российское кино отрицательное влияние оказывают самые разные факторы, как внутренние, так и внешние, – от процветающего в России видеопиратства до давления, оказываемого Голливудом.

В России пока не снимают жанровое кино, потому что многим режиссерам не хватает профессионализма

Одна из серьезных проблем российского кино – жанровая бедность. «Я бы сказал, что у нас с жанровым кино проблемы. Я не вижу разнообразия: у нас и комедий маловато, и музыкальных фильмов нет, да и мелодрам не так уж много; жанровое кино сложное, вот псевдоавторское кино попроще. Казалось, чего-то заумное сделал – ты автор. Например, Гайдай был авторское кино (то, где есть личность автора)», – отметил Шахназаров.

По его мнению, в России пока не снимают жанровое кино, потому что многим режиссерам не хватает профессионализма. «Делая жанровое кино, нужно обладать профессией, это испытание для профессионалов», – добавил режиссер.

С этим связана и другая проблема – отсутствие интереса к российскому кино за рубежом. По мнению гендиректора Мосфильма, причина этого проста – российское кино, избавившись от советского прошлого, пока не выработало своего собственного лица. «Самое важное – найти российскому кино свое лицо, свою специфику, свой неповторимый облик. Советское кино имело все это, поэтому оно во всем мире известно и интересно.

Мы сейчас организуем в нескольких странах ретроспективу советских картин. Русская культурная традиция ценилась во всем мире, если удастся возродить хотя бы часть, будет интерес. С этим приходится сталкиваться за рубежом, а это всегда стремление к образности, гуманизм, внимание к психологии человека. Конечно, подобные вещи заложены в нашей культуре и присутствовали в картинах наших авторов, но только на этом пути мы можем опять начать представлять интерес за рубежом», – считает Шахназаров.

Еще одна «творческая» проблема российского кино состоит, по мнению Шахназарова, в том, что на отечественном телевидении присутствует очень много сериалов низкого качества, которые портят актеров. «Они привыкают к отсутствию драматургии, к тому, что надо просто проговорить текст, люди в конце концов дисквалифицируются. Здесь много проблем, и я не знаю, как от них избавиться. Хотя там, где есть стремление сделать качественно, мы видим качественную работу – например «Доктор Живаго», – сказал Шахназаров.

Однако, кроме проблем внутренних, российское кино страдает и от внешних. Так, одним из основных его врагов является видеопиратство. По мнению режиссера, те меры, которые против «пиратов» принимаются сейчас, явно недостаточны. «Конечно, такими мерами очень сложно победить пиратство, поэтому оно непобедимо в стране. Мне кажется, что это прежде всего ужесточение уголовного наказания, именно тогда «пиратов» поубавится. Сейчас заниматься пиратством в России – дело безнаказанное, а доходы огромные и риск равен нулю. Это стимулирует. Пока государство всерьез не задумается над этим, у нас будет пиратство продолжаться... Но за «пиратами» стоит серьезное лобби, огромные деньги крутятся, эти деньги попадают в руки законодателей», – сетует Шахназаров.

Другая внешняя проблема российского кино – большое количество голливудских картин, с которыми российский кинематограф не может бороться самостоятельно. «В условиях рынка кино не может существовать без поддержки государства!

Даже американское кино существует при определенной поддержке. Очень многие картины там делаются с помощью различных фондов. Что уж говорить о Европе – я не знаю ни одной страны, где кинематограф существует без господдержки», – подчеркнул режиссер. Шахназаров дал понять, что надеется на то, что подобная практика будет введена и в России.

В заключение, развивая эту тему, глава Мосфильма сказал следующее: «Я думаю, что да, конечно, должна быть продуманная госполитика, государство не должно быть нянькой, но какое-то воздействие оно должно оказывать, тем более в такой стране, как Россия».

..............