4 декабря, воскресенье  |  Последнее обновление — 21:40  |  vz.ru

Если тебе грозит гибель, можно выключить и снова включить компьютер

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
Человечество, состоящее из смертных существ, на протяжении всей истории грезило о конце времен. Это настолько естественно, что совсем не стыдно – никому не хочется умирать в одиночку. Подробности...

Бардак на ЧМ в Катаре – повод России уйти из УЕФА в Азию

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Нельзя исключать, что на мировом первенстве в США и Канаде 2026 года перед каждым матчем исполнят гимн ЛГБТ-сообщества, а в каждую команду обяжут включить по два гея и одному трансгендеру. Подробности...

Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

Глеб Простаков
Напряжение в Центральной Азии (не только в Казахстане) продолжит нарастать. Виной тому будут и проблемы в мировой экономике, и попытки крупных игроков использовать Казахстан как козырь в большой геополитической игре. Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».

НОВОСТЬ ЧАСА: Блинкен: Конгресс США работает над альтернативой признанию России «спонсором терроризма»

Арест Фридмана в Лондоне должен стать для бизнеса уроком

экологическая катастрофа

В Госдуме заявили о возможной причастности США к массовой гибели тюленей в Каспии

специальная операция

Российский спецназовец рассказал об отступавшем с оторванной ногой украинском военном

«никаких переговоров»

В США назвали сроки победы России на Украине

Канье Уэст

Трамписты дотроллились до гитлеризма

государственное регулирование

Телеканал «Дождь» разочаровал власти Латвии

советские боеприпасы

Страны Восточной Европы превратились в «украинский Урал»

захват церкви

Православных украинцев отправят в подполье

глава Еврокомиссии

Зачем Брюссель вспомнил про «100 тысяч погибших» в ВСУ

состояние общества

Никита Сетов: Тревожность – это новая нормальность

гражданская мантра

Виталий Трофимов-Трофимов: Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

напряжение в Центральной Азии

Глеб Простаков: Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

Вы верите в будущее российского автопрома?

Вода в космосе

Ученые нашли планету, где может быть жизнь
    На спутнике Сатурна обнаружилась вода
       10 марта 2006, 23:17
    Фото: NASA
    Текст: Кирилл Комаров

Американские ученые заявили, что нашли очередную планету, где может быть жизнь. Станция «Кассини», которая уже два года изучает спутник Сатурна Энцелад, обнаружила на поверхности планеты признаки воды. «Но до тех пор, пока мы там не окажемся, об этом нельзя говорить с уверенностью», - отмечают ученые. Энцелад стал уже третьей планетой Солнечной системы, где, возможно, обнаружена жизнь.

В отличие от своих американских коллег, ищущих ответ на вопрос, одни мы во Вселенной или нет, российские ученые занялись освоением Луны. Главной целью российской космической программы будет добыча на Луне гелия-3.

Живая вода

Энцелад считается самым чистым из спутников в Солнечной системе. Его открыл Вильям Гершель в 1789 году. Орбита Энцелада лежит между меньшим по размеру Мимасом и более крупной Тефией. Ученые отмечают, что поверхность Энцелада покрыта ровным слоем водяного льда, не имеющего никаких примесей. Это придает спутнику чистый белый цвет. На поверхности Энцелада обнаружено несколько желобков и небольших кратеров.

Как сообщает РИА «Новости», по признанию ученых, неожиданное открытие указывает на то, что под покровом льда находятся резервуары с жидкой водой, которая выходит на поверхность при помощи гейзера. Температура воды в резервуаре сравнительно теплая - около нуля по Цельсию, притом что на поверхности Энцелада температура минус 188-193 градуса. При выходе на поверхность вода естественным образом замерзает. Именно момент выхода воды на поверхность – столб из пара и кусочков льда – и удалось заснять космическому аппарату.

Однако ученые пока затрудняются сказать, что может подогревать воду. Это должны показать дальнейшие исследования. Тем не менее открытие придало исследователям немало оптимизма. «Мы нашли окружающую среду, в которой могли зародиться живые организмы, в неожиданном месте нашей Солнечной системы. Но до тех пор, пока мы там не окажемся, об этом нельзя говорить с уверенностью», - сказала Керолайн Порко, представитель института по изучению космоса в Болдере (штат Колорадо).

В свою очередь специалист NASA Торренс Джонсон отметил, что «если удастся найти больше таких мест (с признаками наличия воды) и там будут необходимые источники энергии, то, вполне возможно, на так называемых ледяных спутниках других звезд или планет окажутся самые подходящие условия для жизни». «Это может перевернуть взгляд ученых на подобные вещи», - добавил Джонсон.

Автоматическая межпланетная станция «Кассини» уже два года путешествует вокруг Сатурна, передавая на Землю ценнейшие данные, и продолжает делать научные открытия. Среди них фото- и видеоснимки, а также запись «сигнала» Сатурна, чья поверхность является мощным источником радиоизлучения. До конца 2006 года межпланетной станции «Кассини» еще предстоит исследовать самые крупные спутники Сатурна – Титан и Рею и продолжить изучение Энцелада.

В поисках жизни

Энцелад считается самым чистым из спутников в Солнечной системе (фото NASA)

Если сенсационные заявления американских ученых о наличии воды на спутнике Сатурна подтвердятся, то Энцелад станет уже третьей планетой, где только в этом тысячелетии было объявлено о возможном появлении жизни.

Ранее, в 2004 году, ученые заявили, что аппарат Mars Express, принадлежащий Европейскому космическому агентству, обнаружил признаки органической жизни на Марсе - там нашли следы аммиака.

Про возможную «обитаемость» Марса заговорили потому, что аммиак не может долго существовать в атмосфере. А источником этого газа могут быть два явления - активные вулканы и деятельность микробов. Вулканическую версию возникновения аммиака все ученые отвергли сразу, так как их выбросы были бы обнаружены. Следовательно, если есть микробы, значит есть жизнь. Исследования Марса продолжаются.

О том, что мы не одиноки во Вселенной, заявляли и в 2002 году - на этот раз жизнь нашли на Венере. Считается, что эта планета из-за близости к Солнцу наименее всего пригодна для жизни (атмосферное давление там в 10 раз выше, чем на Земле, а температура - 460 градусов по Цельсию), но американцев это не остановило в поисках места для образования жизни.

В июле 2002-го ученые Техасского университета в Эль-Пасо заявили, что в кислотных облаках, окутывающих Венеру, скрывается жизнь. Как сообщала тогда британская The Daily Telegraph, по их расчетам, на высоте 50 км температура падает до 70 градусов, давление приближается к давлению на поверхности Земли, а это значит, что в облаках планеты содержится большое количество воды. К тому же на Венере обнаружен газообразный сульфид карбонила - один из признаков присутствия живых организмов.

Но гораздо чаще ученые находят пригодные для жизни планеты вне Солнечной системы. Последний раз новый «дом» для людей обнаружили в январе этого года. Астрономы США заявили, что им удалось обнаружить во Вселенной планету, наиболее напоминающую Землю из всех открытых ранее. Правда, планета, получившая кодовое название OGLE-2005-BLG-390Lb, находится далековато от землян – примерно в 20 тысячах световых лет в созвездии Стрельца ближе к центральной части Млечного Пути.

За последние десять лет астрономы сумели зафиксировать свыше 160 планет за рамками нашей Солнечной системы, которые вращаются вокруг звезд. Однако большинство из них представляют собой газообразные гиганты типа Юпитера, где жизнь невозможна. Но открытая планета в пять раз тяжелее, чем Земля.

До этого пригодные для жизни планеты находили в 2001 году - в январе в созвездии Дракона на расстоянии 50 световых лет обнаружили две планеты размером с Землю, покрытые скалистой поверхностью, а в ноябре на расстоянии 150 световых лет нашли еще одну - ученые заверяют, что у нее есть атмосфера.

Россия летит на Луну

Пока американские и европейские ученые строят радужные планы о самом великом открытии человечества – инопланетной среде, приспособленной для жизни, российские ученые, передает РИА «Новости», тоже не сидят без дела и обещают «обставить» американцев в освоении Луны. В конце января было официально объявлено, что главной целью российской космической программы будет добыча на Луне гелия-3.

«Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа - гелия-3», - заявил глава ракетно-космической корпорации «Энергия» Николай Севостьянов. Летать к Селене будет многоразовый корабль «Клипер», а помогать ему в строительстве лунной базы начнет межорбитальный буксир «Паром».

Цель создания станции - не только вопрос науки и государственного престижа, но и коммерческой выгоды. Гелий-3 - это редкая субстанция стоимостью 4 млрд. долларов за тонну, а на Луне его – миллионы тонн. Нужен гелий-3 и в ядерной энергетике – для зажигания термоядерной реакции.

Присутствие гелия-3 в лунных минералах представители NASA также считают серьезным поводом к освоению спутника. При этом первый полет туда NASA планирует осуществить не раньше 2018 года. Китай и Япония также запланировали создание лунных баз, но это, скорее всего, произойдет в 2020-х годах. До сих пор США остаются единственным государством, представители которого побывали на Луне - с 1969 по 1972 год туда были отправлены шесть американских пилотируемых экспедиций.