Глеб Простаков Глеб Простаков Запад готовится перенести конфликт с Россией на море

Сопровождение военными кораблями нефтяных танкеров максимально повысит ставки в игре. Ведь атака военного корабля может быть расценена как объявление войны. При этом, без сомнений, именно Россия, которая вынуждена будет предпринимать меры по защите своих торговых судов, будет представлена в качестве «агрессора».

2 комментария
Дмитрий Орехов Дмитрий Орехов Почему англосаксы создали культуру лжи

Выкрутив до предела ручки громкоговорителей своей информационной машины, англосаксы убедили самих себя, что это именно они до сих пор брали верх во всех мировых конфликтах. Правда, они не заметили другой процесс: в последние сто лет они стремительно теряли уважение мирового большинства.

22 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Европа одержима страхом перед Россией

Европейские лидеры считают, что чем пассивнее они будут вести себя сейчас в украинском кризисе, тем больше шанс того, что русские с американцами договорятся за их спиной. Именно поэтому Европа, понимая высокую вероятность прихода Трампа и начала процесса дипломатического урегулирования украинского кризиса в 2025 году, сейчас повышает ставки. Считая, что тем самым она повышает собственную важность.

10 комментариев
17 июля 2019, 14:10 • Политика

Украина должна заслужить российского посла

Украина должна заслужить российского посла
@ Максим Никитин/ТАСС

Tекст: Станислав Борзяков

Смена Порошенко на Зеленского не приведет к тому, что на Украине появится российский посол – его там не ждут и принять не готовы. Об этом накануне заявили в администрации украинского президента. Это тот случай, когда с Киевом можно и согласиться: нашему послу нечего делать на Украине по объективным причинам. Его возвращение украинцы еще должны заслужить.

«Все остается в том состоянии, в котором есть. Им (посольством Украины в России – прим. ВЗГЛЯД) руководит временный поверенный по делам Украины в России. Такой же уровень на Украине», – заявил замглавы офиса украинского президента Вадим Пристайко.

Небольшое пояснение: поверенный в делах – это третий по рангу дипломат, возглавивший дипломатическую миссию по причине того, что этого не могло сделать лицо с первым (посол) или вторым (посланник) рангом. Обычно замена посла на поверенного во главе представительства происходит при «пересменке» – один посол уже уехал, второй не успел прибыть.

При этом, в отличие от послов и посланников, поверенных аккредитует не глава принимающего государства, а министр иностранных дел. Временного же не аккредитует никто: МИД одной страны просто уведомляет МИД другой, что главой дипмиссии будет временный поверенный с такой-то фамилией. Это минимизирует бюрократическую волокиту и политическую истерику, если они имеют место (а на Украине имеют).

Замена посла на поверенного и даже временного поверенного никак не отражается на интересах их соотечественников, которые необходимо обслуживать по месту работы миссии. Техническими вопросами (например, выдачей документов) вообще занимаются консулы, а не послы и не поверенные. Посол как официальный представитель руководства страны – должность скорее политическая. И правда в том, что России сейчас вообще не нужен посол на Украине. Возвращение нашего посла Украина еще должна заслужить.

Признаем очевидное – то, что руководство страны признать не может, но не потому, что это тайна, а потому, что так не принято: российский посол на Украине и, например, в Белоруссии – совсем не то же самое, что посол в США и, например, в Уганде.

В случае с Америкой и Африкой речь, как правило, идет о профессиональных дипломатах из системы МИД, для которых при проведении переговоров принципиально важно быть не «просто дипломатами», а представителями руководства своего государства – иначе их просто не будут слушать, «не интересно». Такой дипломат – посредник высшей категории и мозговой центр одновременно, выполняющий свои задачи тысячью возможных способов – от интриг до «мягкой силы». Это тот случай, когда отношения двух стран находятся в руках профильных специалистов.

Совсем иначе дела обстоят с нашими ближайшими соседями – приоритетными направлениями российской внешней политики. В их случае посредник не нужен: все вопросы решаются между главами государств напрямую, а экспертными аналитическими центрами при них выступают правительства и спецслужбы. Посол же становится сугубо церемониальной фигурой, потому-то на Украину как на синекуру долгое время отправляли политических тяжеловесов-отставников без дипломатического образования и опыта – таких как Виктор Черномырдин и Михаил Зурабов.

При таких раскладах послам остается надувать щеки, поднимать тосты на приемах и кормить конфетами детей, написавших лучшее сочинение о двусторонних отношениях. Конечно, они могут заниматься аналитической и организационной работой так же, как профессиональные дипломаты-послы, но часто это не имеет смысла или даже приносит больше вреда, чем пользы – все равно стратегия действий вырабатывается совсем на другом уровне, в Кремле и СВР.

Более того, исполнение традиционных посольских функций россиянами в таких странах, как Украина, попросту невозможно. Вся дипмиссия находится под постоянным и пристальным вниманием, все перемещения отслеживаются, все контакты фиксируются. Встреча с любым человеком, в той или иной степени интересным для дела, будет означать только то, что этот человек окажется под колпаком СБУ.

О «мягкой силе» и прочем обмене конфет на сочинения и говорить не приходится – тут же набегут излишне пассионарные националисты, которые на Украине не только крайне активны, но и беспримерно глупы. Достаточно вспомнить, как герой Майдана и народный депутат Парасюк уничтожил российский флаг, висящий на консульстве во Львове. По-хорошему подобная выходка чревата объявлением войны, и в случае, если бы это было не консульство, а посольство, отмахнуться от украинской глупости было бы сложнее – честь отечества не велит. Но не воевать же в самом деле с Украиной из-за подобных идиотов. Их же там без счету, и все чрезвычайно неравнодушные.

Вот, собственно, и вся задачка: исполнять свои традиционные функции российский посол на Украине сейчас все равно не может, а аналитический и управленческий центр располагается гораздо выше его головы. Налаживать или ухудшать (хотя куда уж хуже) отношения двух стран два Владимира – Путин и Зеленский – будут между собой и с привлечением компетентных лиц из собственного аппарата, а не через послов и выстроенные ими «на земле» схемы.

С такими вводными возвращение послов когда-нибудь в будущем можно будет трактовать только как символический шаг, подчеркивающий принципиальное улучшение отношений между странами. А повод для этого пока не прослеживается.

Россия никогда не выполнит «главных условий» Украины – не вернет ей Крым и не «сдаст» Донбасс вне того, чтобы Киев выполнил свою часть Минских или любых других соглашений, предусматривающих полную амнистию ополченцев и предоставление региону особых прав (политических и культурных). В этом смысле нам просто нечего предложить украинцам.

У Киева гораздо больше пространства для маневра – от выполнения все тех же Минских соглашений или их аналога до отмены закона о государственном языке, дискриминирующего русскоязычных. Любой их этих шагов чреват гневом со стороны националистов, но это не наши проблемы, а украинцев: в улучшении отношений хоть символическом, хоть фактическом заинтересованы прежде всего они – ввиду колоссальной разницы потенциалов между Украиной и РФ. Это от нас зависит, сколько мяса будет в украинском борще, а не наоборот. И так будет всегда, поскольку ничто не в силах изменить географию.

Конечно, измениться может разница потенциалов, но пока этим даже не пахнет: Украина продолжает нищать, а европейский рынок не готов компенсировать ей потерю российского. Не один дипломатический корпус успеет уйти в отставку в полном составе, прежде чем может случиться нечто подобное.

Таким образом, у Москвы нет резона возвращать посла на Украину без событий, которые можно трактовать как улучшение отношений, а вне донбасского вопроса и отмены дискриминации русскоязычных наши отношения априори не могут улучшиться.

И если кому-то кажется, что это слишком разные проблемы, чтобы увязывать их между собой, то пусть он посмотрит на Венгрию: там прямо заявляют, что без школьного образования на венгерском языке в Закарпатье Будапешт будет блокировать переговоры Киева с НАТО, хотя где НАТО, а где венгерский язык.

Другое дело, что Украине посол тоже без надобности – что российский у себя, что свой в России: фундаментальные вопросы все равно будут решаться напрямую с Кремлем.

Без посла даже как-то спокойнее – еще один такой парасюк, и можно до настоящей войны доскакаться.

Пора привыкать к тому, что взаимное отсутствие послов в нашем с Украиной случае – это очень надолго, и кейс Грузии тому порукой. Это не приведет к разрыву дипломатических отношений (почему это маловероятный вариант развития событий, газета ВЗГЛЯД объясняла здесь) и не отразится на наших соотечественниках (тех же туристах, которых нелегкая занесла на «незалежную»). Это всего лишь фиксирует реальность – особый характер контактов с Киевом, которые просто не могут осуществляться традиционным дипломатическим способом.

Ситуация если и вернется к формальной норме, то только при принципиальных уступках с чьей-либо стороны, но вряд ли с нашей. Все это весьма напоминает сидение на берегу реки в ожидании, что по ней таки проплывет труп врага. А шансов высидеть дольше больше у того же, у кого больше припасов, говорим ли мы о деньгах, газе или любом другом потенциале, который можно измерить в цифрах. 

..............