Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
12 октября 2016, 18:45 • Политика

Британский МИД перешагнул через Венскую конвенцию

Британский МИД перешагнул через Венскую конвенцию
@ Pete Maclaine/Zuma/Global Look Press

Tекст: Антон Крылов

Призыв главы Форин Офиса Бориса Джонсона пикетировать российское посольство игнорирует один из базовых документов, регламентирующих международную дипломатию, – Венскую конвенцию. Это выделяется даже на фоне бесконечного лицемерия и двойных стандартов, демонстрируемых Западом. И в перспективе несет серьезную угрозу.

Глава британского внешнеполитического ведомства Борис Джонсон, похоже, окончательно освоился на новом месте и теперь радует нас громкими заявлениями практически в ежедневном режиме. Правда, на посту министра его выступления смотрятся вовсе не так забавно, как на посту мэра Лондона, и способны привести к серьезным последствиям – не только дипломатическим.

Только представьте себе, как возмутилась бы общественность, если бы Кремль призвал россиян протестовать у британского посольства в Москве

Например, призыв Джонсона устраивать пикеты и митинги возле российских посольств – это прямое нарушение Венской конвенции, согласно которой Великобритания обязана нести прямую ответственность за безопасность российских дипучреждений на ее территории. Показательно, что когда молодежные активисты в России протестовали у посольств западных стран, ссылки на Венскую конвенцию появлялись постоянно – притом что никакой угрозы для безопасности дипломатов не было. А представить ситуацию, в которой глава российского МИДа Сергей Лавров или любой из его предшественников призывает пикетировать чьи-либо посольства, попросту невозможно.

Обычно люди приходят к иностранным посольствам, чтобы выразить солидарность (например, в случаях терактов), или, наоборот, в знак протеста в случае неблаговидного поведения страны, которую представляют конкретные дипломаты. Но в обоих случаях это происходит без прямых указаний со стороны представителей власти. Только Джонсону пришло в голову публично натравливать политических активистов на российские диппредставительства.

Показательно, кстати, что общественность натравливаться не пожелала. Организация Stop the War – та самая, которую глава Форин Офиса призвал протестовать возле посольства России в Лондоне – заявила, что не будет этого делать. «Протест у посольства России на самом деле только усилит истерию и шовинизм, который разжигается в настоящий момент против России, – заявил зампредседателя коалиции Крис Найнхэм. – Мы имеем в виду, что организованная политиками и СМИ истерия против России направлена на то, чтобы показать, будто Россия – единственная проблема в Сирии».

Таким образом, призыв Джонсона в Британии рухнул в пустоту. А реакция российских официальных лиц оказалась ожидаемо жесткой.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков напомнил Джонсону о все той же Венской конвенции. Впрочем, вполне возможно, что глава Форин Офиса ее просто не читал. Видимо, именно это имела в виду официальный представитель МИД России Мария Захарова, когда говорила, что «Борис Джонсон перешел от слов к делу и применил оружие, которым грозил России, – стыд». «Нам действительно за него стыдно», – подчеркнула она.

Действительно, профессиональные дипломаты вряд ли могут испытать что-либо кроме стыда, когда человек, формально являющийся их коллегой, призывает пикетировать иностранные посольства.

Представитель Министерства обороны России Игорь Конашенков обратил внимание на другую часть речи Джонсона, в которой тот обвинил Россию в нанесении удара по гуманитарному конвою в районе Алеппо. «Никаких российских самолетов в районе нахождения гумконвоя в Алеппо не было. Это факт», – подчеркнул Конашенков. Как напоминает BBC, глава Форин Офиса обвинил Россию в ударе по автоколонне «после рассматривания неких находящихся в «открытом доступе» спутниковых фотографий». «Господин Джонсон, так, может, откроете этот «открытый доступ» и покажете эти фотографии кому-нибудь еще?» – предложил Конашенков. По его мнению, все перечисленные британским министром доказательства «не будут стоить и пенса, если кому-нибудь действительно открыть к ним доступ».

Позднее президент России Владимир Путин заявил, что и Россия, и США прекрасно знают, кто в реальности нанес удар по гуманитарной автоколонне. «Мы же видим, что происходит – это огульные совершенно обвинения России во всех смертных грехах, во всех преступлениях. Удар по этой гуманитарной колонне. Но мы-то знаем, кто нанес удар по этой гуманитарной колонне. Это одна из террористических организаций. И мы знаем, что, скажем, американцы об этом знают, но предпочитают занять другую позицию, заняться огульными обвинениями в адрес России. Это делу не поможет», – отметил российский лидер.

В Госдуме также осудили поведение главы британской дипломатии. «Высказав удивление фактом, что у посольства в Лондоне британские активисты не устраивают акций протеста действиям России в Алеппо, Борис Джонсон продемонстрировал незнание международной ситуации и показал свое несоответствие занимаемой должности», – полагает зампред комитета Госдумы по международным делам Светлана Журова.

Отметим, что не только британские антивоенные активисты, но и СМИ негативно отнеслись к предложению Джонсона. Обозреватель газеты The Guardian Мэри Дежевски отмечает, что Джонсон забыл о старом дипломатическом правиле – действие равно противодействию. «Только представьте себе, как возмутилась бы общественность, если бы Кремль призвал россиян протестовать у британского посольства в Москве. Мы уже видели несколько официальных протестов у посольства Великобритании в Тегеране. Это было не самым приятным зрелищем, и что более важно – это испортило отношения на долгое время», – пишет она.

Дежевски также обратила внимание на то, что угрозы Джонсона обвинить Россию в военных преступлениях в Сирии звучат двусмысленно, учитывая планы премьер-министра Терезы Мэй вывести британских военных из-под действия Европейской конвенции о защите прав человека. Эта двусмысленность призвана замаскировать риторикой неспособность или нежелание действовать, резюмирует обозреватель The Guardian.

Действительно, Джонсон открыл новую страницу в дипломатии, когда призвал общественность пикетировать российское посольство, но в целом его заявление укладывается в общее направление политики США и их сателлитов, не стесняющихся в выражениях в адрес России и не утруждающих себя поиском доказательств даже при выдвижении самых страшных обвинений.

Возможно, после выборов в США эта русофобская волна сойдет на нет. Возможно, наоборот, усилится. И главный вопрос – насколько долго Запад готов обходиться только словами?

..............