«Единственный выход для Эрдогана – это Россия»
![]() |
12 июня 2015, 10:40
Фото: Алексей Никольский/ТАСС Текст: Юрий Богданов |
Ряд внутриполитических и экономических проблем заставляют одного из ключевых игроков на Ближнем Востоке - Турцию - искать поддержки у России. Несмотря на то, что у двух стран имеются ярко выраженные политические противоречия, экономические интересы способствуют их сближению. Обо всем этом, как ожидается, будут разговаривать в пятницу Владимир Путин и Реджеп Эрдоган.
«Это достаточно важная встреча. Во-первых, они (Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган) уже давно не встречались, Россия и Турция остаются очень важными партнерами – и торгово-экономическими, и инвестиционными, и партнерами по крупным проектам в самых различных областях. Поэтому каждый раз на встрече руководителей государств повестка дня очень обширная, тем более встреча состоится после прошедших в Турции парламентских выборов», – заявил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков, комментируя предстоящую в пятницу встречу президентов России и Турции. Общение, напомним, состоится в третьей стране – Азербайджане. Запланирована встреча Владимира Путина с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым.
ЕС их не принимает и никогда не примет. Единственный выход для Эрдогана – это Россия
По словам Пескова, лидерам России и Турции «нужно будет сверить часы и обменяться мнениями по непростой ситуации, которая складывается в региональных делах». «Это ситуация в Сирии, безусловно, это торгово-экономическое взаимодействие наших двух стран, и также вопросы совместной работы над крупными проектами, в том числе в области энергетики», – перечислил Песков.
О намеченной встрече стало известно на прошлой неделе. По словам помощника российского президента Юрия Ушакова, Путин и Эрдоган в телефонном разговоре договорились проработать возможность переговоров в Баку.
Вечером 12 июня Путин «будет участвовать в церемонии открытия Европейских игр, не исключено, что встретится с президентом Международного олимпийского комитета. 13 июня состоится беседа с президентом Азербайджана Алиевым», – сообщал Ушаков 8 июня.
После поражения
Турецкий президент приедет в азербайджанскую столицу отнюдь не триумфатором. Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, прошедшие в начале недели парламентские выборы в Турции закончились фактическим поражением для президентской Партии справедливости и развития, получившей 259 мест в парламенте, что составляет всего 41 процент от общего числа. Несмотря на то, что соперники ПСР получили гораздо меньше мест, этот результат можно считать провалом президентской партии, которая потеряла статус правящей впервые с 2003 года.
Абсолютное большинство мест – 2/3 – дают их обладателю широкие полномочия, на что так рассчитывал Эрдоган. Например, она может менять конституцию без проведения всенародного референдума. Парламент Турции состоит из 550 мест.
Этим правом до прошедших выборов могла пользоваться Партия справедливости и развития, которую возглавляет Ахмед Давутоглу, верный союзник Реджепа Эрдогана. Из-за этого оппозиция обвиняла сначала премьера, а потом президента Турции Эрдогана в узурпировании власти.
Таким образом, ПСР впервые за 13 лет утратила статус правящей партии и вынуждена будет формировать коалицию, поставив крест на планах Эрдогана в одностороннем порядке изменить конституцию.
Кроме того, политическая неопределенность в стране может затруднить реализацию проекта «Турецкий поток», отметил накануне в комментарии РИА «Новости» турецкий эксперт, глава Института энергетических рынков и политики (Анкара) Волкан Оздемир. «Главный проигравший на этих выборах... Эрдоган, который был мотором российско-турецких отношений, поэтому в целом Россия с его поражением теряет», – считает эксперт. По мнению Оздемира, левоцентристская Народно-республиканская партия (НРП), получившая 132 места в парламенте, и прокурдская Народно-демократическая партия (НДП) с ее 80 депутатскими мандатами активно поддерживались Западом.
В этой ситуации команде Эрдогана будет сложнее реализовывать масштабные проекты, в частности связанные с сотрудничеством с Россией.
Кроме того, отметим, что встреча Владимира Путина с Реджепом Эрдоганом состоится в крайне непростых внешнеполитических условиях для Турецкой Республики. На Эрдогана оказывается давление со стороны Запада, и в первую очередь США. Более того, политика Турции в отношении соседней Сирии терпит крах, а угроза с юга в лице террористов «Исламского государства*» приобретает все более реальные очертания.
«Удалось отделить экономическую составляющую от политической»
#{interviewpolit}По мнению специалиста по Турции, директора исследовательского Центра «Ближний Восток – Кавказ» Станислава Тарасова, встреча Владимира Путина и Реджепа Эрдогана крайне важна для обеих стран, особенно для Турции. «Анкара вышла из выборного процесса с большим трудом, это был сильный удар по Эрдогану. Более того, союзник Турции Азербайджан подвергается очень серьезной критике со стороны Запада. Баку официально заявляет о том, что США пытаются сместить режим Алиева от власти. С другой стороны, Запад критикует Эрдогана и подчеркивает, что он проиграл выборы», – отметил Тарасов в комментарии газете ВЗГЛЯД.
Политолог подчеркнул, что Турция не присоединилась к антироссийским санкциям. Более того, экономические отношения между Москвой и Анкарой развиваются динамично. «Сторонам удалось четко отделить экономическую и политическую составляющую двусторонних отношений. Так, Россия строит в Турции АЭС», – напомнил Тарасов.
Добавим, что эксперт в области энергетики Эфган Нифти из турецкого Института стратегических исследований Каспия в комментарии РИА «Новости» заявил: результаты парламентских выборов в Турции и связанная с ними необходимость формирования коалиционного правительства не скажутся на строительстве в стране АЭС «Аккую» – станции с четырьмя энергоблоками, сооружением которой занимается Росатом. «В парламент прошли партии, которые выступают против строительства АЭС. Пока они находились в оппозиции, у них были одни взгляды и предпочтения, но если их представители войдут в коалиционное правительство, то, скорее всего, они изменят свои взгляды на многие вопросы», – полагает Нифти.
«Развивается проект «Турецкого потока». Газпром и турецкие энергетические компании подписали практически все необходимые документы», – продолжает Тарасов. Действительно, турецко-российские газовые проекты продолжают развиваться вне зависимости от изменения политической конъюнктуры. Во вторник зампредседателя правления Газпрома Александр Медведев заявил о договоренности с турецкой госкомпанией Botas обо всех условиях изменения контракта на поставку газа. «Все условия согласованы, осталось только торжественно поставить подписи в присутствии нового министра энергетики и нового премьера (Турции)», – заявил зампред правления Газпрома.
«Абсолютно противоположные точки зрения»
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии», политолог Аждар Куртов в комментарии газете ВЗГЛЯД подчеркнул, что в то же время не стоит питать иллюзий в отношении Турции. «Прорывных решений я по результатам встречи не ожидаю, – заметил эксперт. – Стороны будут обсуждать в первую очередь региональные проблемы: это вопросы Кавказа, Сирии, а также вопросы Черноморского региона и Украины. Как известно, у нас и у Турции абсолютно противоположные точки зрения по всем этим вопросам», – отметил Куртов.
Более того, руководство Турецкой Республики неоднократно делало жесткие заявления относительно внешнеполитического курса России, напоминает собеседник. «Это и вопрос о геноциде армян, и о присоединении Крыма к России, и политика Москвы в отношении Украины в целом. Помимо всего прочего, Турция крайне заинтересована в России, как в экономическом плане, так и в политическом», – отметил Куртов.
Эксперт отметил, что сейчас Турция столкнулась с экономическими трудностями: турецкая экономика переживает девальвацию валюты. «Экономические проблемы – одна из причин итогов выборов. Какие у Турции альтернативы? Европейский союз их не принимает и никогда не примет. Единственный выход для Эрдогана – это Россия. В экономическом отношении российский рынок для турок крайне выгодный вариант. Но это не значит, что Эрдоган (он человек авторитарный) изменит свои политические взгляды. Поэтому и здесь не стоит ждать прорывов: политика – искусство возможного», – отметил политолог.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
|