Летом этого года тихо, без помпы и бурных обсуждений, Концепция по увековечиванию памяти репрессированных была радикально изменена. Это логично следовало из факта запрета «Мемориала» в конце 2022 года.
52 комментарияКандидатов выберут Сетью
Названы кандидаты в президентский Совет по правам человека
В интернете опубликован список из 83 кандидатов в члены президентского Совета по правам человека (СПЧ). С 1 сентября за кандидатов можно будет проголосовать. Отбор проходит по 13 номинациям. Обновленный состав СПЧ может быть утвержден в первой половине октября. Эксперты отмечают, что фактически совет остается правопреемником «деструктивного совета».
На официальном сайте Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека во вторник был опубликован список кандидатов в этот совещательный орган. Кандидатуры утвердили на заседании рабочей группы СПЧ в понедельник.
Поскольку это Совет по правам человека при президенте, то и совет этот должен формироваться президентом
Всего было подано 187 заявлений, но в итоговый список вошли 83 человека. Среди кандидатов известные журналисты, правозащитники, члены Общественной палаты (ОП). Отбор кандидатов проходит по 13 номинациям. В номинации «Общественный контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, реформа системы ФСИН» – восемь кандидатов, в том числе правозащитники Валерий Борщев и Андрей Бабушкин, член ОП Мария Каннабих.
В номинации «Защита прав инвалидов, бездомных, иных социально уязвимых категорий населения» – 14 кандидатов, в том числе врач Елизавета Глинка, известная как «доктор Лиза». Восемь кандидатов вошли в список в номинации «Защита гласности, прав журналистов и свободы информации». В их числе эколог Сурен Газарян, члены ОП Николай Сванидзе и главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев, журналист Елена Масюк.
Несколько известных журналистов представлено в номинации «Общественное телерадиовещание»: Леонид Парфенов, Александр Минкин, Виктор Травин, Станислав Кучер. Член Общественной палаты Анатолий Кучерена претендует на место в СПЧ в номинации «Полицейская реформа, общественный контроль за правоохранительными органами».
Глава ассоциации по защите прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова представлена в номинации «Защита избирательных прав граждан, развитие избирательной системы». Телеведущий Максим Шевченко претендует на членство в СПЧ в номинации «Защита прав человека на Северном Кавказе, содействие формированию гражданского мира и искоренению терроризма в СКФО». Член ОП Елена Тополева-Солдунова и экс-политик Ирина Хакамада стали кандидатами в номинации «Защита прав человека на постсоветском пространстве и в других регионах мира».
- Стало известно, кто выдвинет свои кандидатуры в СПЧ
- Юргенс ушел из СПЧ из-за "личной обиды"
- Эксперт: В новом принципе формирования СПЧ нет ничего плохого
- Эксперт: Выборы в СПЧ – шаг к электронной демократии
- Эксперт: СПЧ слишком сузил свою работу
Напомним, в июле был утвержден новый механизм ротации в СПЧ, предполагающий интернет-консультации по кандидатурам. Ранее глава совета Михаил Федотов сообщил, что интернет-голосование по кандидатам начнется 1 сентября, а обновленный состав СПЧ может быть утвержден в первой половине октября.
С 15 сентября обсуждение кандидатур, дополнительная проверка информации будут вестись непосредственно внутри совета. «В конце сентября – начале октября, я предполагаю, мы уже будем готовы предложить президенту кандидатуры с указанием, какие из них поддерживаются рабочими группами совета, какие получили наибольшую поддержку при общественном обсуждении и т. д.», – сказал глава СПЧ.
Федотов планирует представить президенту как минимум 39 кандидатур на 13 свободных мест. «Мы договорились, что будет не менее трех кандидатур на каждое вакантное место. Кого из них выбрать – это решение президента. Затем будет подготовлен проект указа, а дальше каждому из тех, кто попадет в список членов совета, этот указ будет представлен на согласование», – уточнял Федотов.
По его словам, по указу президента от 2011 года в совете должно быть 40 человек, но глава государства может изменить количество членов СПЧ.
Исполнительный директор ассоциации НКО по защите избирательных прав «Гражданский контроль», директор центра социально-политических исследований «Аспект» Георгий Федоров признался газете ВЗГЛЯД, что у него вызвало недоумение, каким образом член совета, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева «воевала против таких достойных правозащитников, как Александр Брод», который не попал в список кандидатов.
«Я думал, что новый совет, который будет сейчас сформирован, будет все-таки менее политизированный. Но, к сожалению, с моей точки зрения, он остается радикально-либеральным – фактически инструментом оппозиции. Я надеялся, что совет будет качественно выше, что в нем будет меньше политики. Фактически этот совет является правопреемником того деструктивного совета, где несколько паханов диктуют свои условия», – сказал Федоров газете ВЗГЛЯД.
По словам Федорова, чтобы реформировать совет и создать с нуля, его должен был распустить президент. Предложенный вариант обновления СПЧ он назвал попыткой «из больного организма сделать здоровый».
В свою очередь член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев предлагает дождаться, кто в итоге окажется в совете, и «увидеть, что он будет представлять из себя».
Ситуацию с добором членов в совет Григорьев назвал «довольно сомнительной». «Поскольку это Совет по правам человека при президенте, то и совет этот должен формироваться президентом. Кандидаты должны предлагаться, наверное, главой государства. Другое дело, что там должны быть представлены максимально различные точки зрения, в том числе и оппозиционные, люди, которые придерживаются острых убеждений. На данный момент по факту это имеет место в самом совете. Мы знаем, что он высказывается достаточно несбалансированно, многие обвиняют его в ангажированной позиции», – сказал Григорьев газете ВЗГЛЯД.
Эксперт считает, что члены совета должны быть представлены в нем «пропорционально различным группам, различным настроениям в обществе, без уклона в определенную специфическую часть». «Я посчитал бы это более содержательным. Если это членам совета не нравится, то они имеют право объединяться в какую-нибудь другую организацию», – советует Григорьев.