Андрей Полонский Андрей Полонский С кем России можно договариваться

Нынешняя ситуация – с ее глобальными гибридными конфликтами по множеству направлений – настолько запутана, что возникает вопрос: с кем имеет смысл договариваться? Кто со стороны нашего противника уполномочен принимать решения?

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему в планах Москвы пока нет Харькова

Казалось бы, точно нужно брать Харьков – однако гибкость и уникальность российской позиции в том, что для взятия максимального количества территорий ей не обязательно брать их сейчас.

19 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Украина, вызывай «Волгу»

Украинцам стоило бы перестать мечтать о «победе» и уяснить, что поток западных денег кончится ровно тогда, когда их иудина работа по договору с Западом будет завершена. В этот момент начнет действовать совсем другая логика.

31 комментарий
23 декабря 2011, 22:10 • Политика

Доктрина перевооружения

Грузия приняла новую концепцию национальной безопасности

Доктрина перевооружения
@ Reuters

Tекст: Юрий Югов

Новая Концепция национальной безопасности принята в Грузии. Документ, утвержденный с учетом итогов войны 2008 года, в качестве главной опасности указывает «агрессию со стороны России». Эксперты полагают, что воевать с северным соседом Грузия на самом деле не планирует, но, ссылаясь на эту «угрозу», охотно принимает военную помощь от США.

Новую Концепцию национальной безопасности Грузии утвердил парламент страны в пятницу. Как заявил депутатам заместитель секретаря Совета национальной безопасности Бату Кутелия, представляя концепцию, в ней отражены те «измененные реалии», которые появились после августовской войны 2008 года. Напомним, что обсуждение концепции, как сообщала газета ВЗГЛЯД, началось в парламенте еще в феврале.

Грузинская армия будет вести боевую подготовку следующим образом: 30% – на наступление, 30% – на оборону и 40% – ведение боя в окружении

Среди главных угроз Грузии названы «оккупация территорий Грузии» Россией, «риск новой военной агрессии со стороны Российской Федерации» и «организованные Россией с оккупированных территорий террористические акты».

Как напоминает «Интерфакс», в предыдущей концепции, принятой за три года до августовской войны 2008 года, говорилось, что возможность открытой агрессии против Грузии мала, но вооруженное нарушение границы и вторжение на территорию страны со стороны государственных и негосударственных сил реальны.

В концепции говорится, что «главной целью» Российской Федерации является «превращение Грузии в несостоявшееся государство», создание препятствий в реализации ее европейского и евроатлантического выбора и «возвращение Грузии на российскую орбиту насильственным путем».

Отсутствие международных миссий в Абхазии и Южной Осетии, говорится в документе, как и увеличение российских военных сил в этих регионах и невыполнение обязательств, взятых на себя по соглашению от 12 августа 2008 года о прекращении огня, наряду с отказом Москвы ответить аналогичными действиями на обещание Грузии о неприменении силы «представляют собой плацдарм для возможной очередной военной агрессии».

Однако в документе также говорится, что выраженная Грузии «международная поддержка», а также присутствие на контролируемой Грузией территории наблюдателей ЕС «являются значительным сдерживающим фактором этого риска».

В главе «Основные направления политики безопасности» отражены установки Тбилиси относительно северного соседа. В ней говорится, что Грузия желает иметь с Россией «основанные на принципах добрососедства и равноправия отношения».

Вместе с тем в документе подчеркивается, что этого «не произойдет без уважения Российской Федерацией суверенитета и территориальной целостности Грузии и без начала процесса деоккупации». «Грузия за то, чтобы Российская Федерация превратилась в стабильную демократическую страну», – говорится в концепции.

В документе в отношении Северного Кавказа сказано, что «для Грузии особое значение имеет сформирование среды сотрудничества и мира в северокавказском регионе РФ».

«Грузия осознает необходимость углубления и развития отношений с проживающими на Северном Кавказе народами, которые будут способствовать повышению информированности проживающего там населения о целях и политическом курсе Грузии», – говорится в документе.

В той части, которая касается конфликтов на Кавказе, отмечается, что Россия пытается инспирировать негативные настроения к Грузии среди населения северокавказского региона.

«Поддержка США в вопросе деоккупации»

В документе отдельная глава посвящается интеграции Грузии в НАТО и Евросоюз. Согласно концепции, это является «одним из главнейших приоритетов» внешней политики и национальной безопасности страны.

Кроме российского фактора, в документе также идет речь о возможном «переливании» конфликтов из соседних стран, что «является угрозой». В этом контексте документ упоминает нагорно-карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном и называет его «вызовом».

Отношениям Грузии со своими соседями в Южном Кавказе в части «Основных направлений политики безопасности Грузии» уделяется отдельная глава. Аналогично прежней концепции, и в новом документе также отношения с Азербайджаном называются «стратегическими».

Отношения с Арменией в документе оцениваются как «тесное партнерство». «Грузию с Азербайджаном и Арменией связывают традиционно добрососедские отношения», – говорится в концепции.

Согласно документу, «Грузия углубляет стратегическое партнерство» с США в соответствии с принципами, отраженными в Хартии стратегического партнерства между США и Грузией, которая была подписана в январе 2009 года. Концепция отмечает значение поддержки США в вопросе «деоккупации», а также значение помощи США в деле развития демократических институтов Грузии.

#{ussr}В Сухуме встревожены решением США

В тот же день МИД Абхазии выразил озабоченность в связи с одобренным сенатом США проектом расходов по национальной обороне на 2012 год, подразумевающим сотрудничество с режимом Михаила Саакашвили в сфере обороны.

«Принимая во внимание события 2008 года, а также продолжающиеся провокации со стороны Грузии, МИД Абхазии рассматривает данный проект как продолжение политики дестабилизации в регионе. Грузинская сторона, будучи участником Женевских дискуссий по безопасности и стабильности на Южном Кавказе, категорически отказывается от подписания соглашений о неприменении силы с Абхазией и Южной Осетией», – отмечает МИД республики.

Частью проекта расходов по национальной обороне, одобренного ранее американским сенатом, является «Сотрудничество с Республикой Грузия в сфере обороны», которое предусматривает предоставление военной помощи для «защиты своего правительства, народа и суверенных территорий в соответствии с обязательством правительства Республики Грузия о неприменении силы».

В этом документе отмечается, что США должны призвать «страны – члены НАТО и страны-кандидаты возобновить и расширить продажу оборонительного вооружения и обслуживания» Грузии.

«Американские сенаторы, не пожелавшие сделать правильные выводы из событий августа 2008 года, должны понимать, что ответственность за возможные негативные последствия интенсивной милитаризации Грузии будут лежать и на руководстве США», – заявляют во внешнеполитическом ведомстве Абхазии.

Там полагают, что «расширение сотрудничества США с Грузией в сфере обороны повышает риск агрессивных действий, направленных на силовое разрешение конфликтов». МИД призвал США и их союзников «четко осознавать последствия дальнейшего военного оснащения и модернизации грузинской армии с точки зрения мира и стабильности в регионе».

Руководитель московского Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок отмечает, что после войны 2008 года в грузинской армии идет ускоренное перевооружение. По его словам, в первый год после войны стало ясно, что Грузия, которая рассчитывала на блицкриг, переоценила собственные возможности.

«За последние два года доля военной техники импортного производства увеличилась до 50%. Грузия получает много американских машин, которые США использовали в Афганистане и Ираке», – рассказал Цыганок газете ВЗГЛЯД.

Также заново формируются военно-морские силы, поскольку Россия в 2008 году уничтожила почти весь грузинский флот. При этом военный бюджет по-прежнему не увеличен. Если до войны он составлял 1 млрд 200 млн долларов, то сейчас держится на отметке в 600 млн долларов.

«В последние годы грузинская армия стала вести боевую подготовку следующим образом: 30% – на наступление, 30% – на оборону и 40% – ведение боя в окружении, что стало новым для армии. Военная доктрина Грузии изменилась в этом году. Тбилиси считает, что главный враг для нее – Россия», – сказал Цыганок, добавив, что стратегическими союзниками в регионе Грузия считает Азербайджан и Турцию, которая оказывает всяческое сотрудничество Тбилиси и «наводит порядок в грузинской армии».

Тем не менее, по словам эксперта, темпы перевооружения грузинской армии ниже, чем до 2008 года. «Грузия практически потеряла лучшие танки. В войне в основном использовались не модернизированные. Те, что были модернизированы – более 60 машин – попали в руки российских военных. Все эти танки были перевезены в Кубинку. Да, вооружений стало меньше, и я не думаю, что Грузия решится воевать с Россией – это бессмысленно. Это хорошо понимают в Тбилиси», – подытожил Цыганок.

..............