Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
17 октября 2011, 18:30 • Политика

Стимул к работе

Борис Грызлов пригрозил сократить в Госдуме число комитетов

Стимул к работе
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ирина Костюкова

Госдума вслед за Советом Федерации резко сократит количество комитетов и комиссий, пообещал ее спикер Борис Грызлов. Эксперты предположили, сколько именно комитетов может быть сокращено и какие – в первую очередь. Подсчитано точное количество депутатов, которые действительно работали над законами, – их оказалось абсолютное меньшинство.

Как говорят в «Единой России», окончательную структуру новой Думы надо будет создавать уже после выборов, под конкретный депутатский корпус.

Когда в Думу переходит уважаемый человек из правительства или звезда из мира спорта, как Владислав Третьяк, то предложить кабинет обычного депутата им не могут

О том, что палату ждет реорганизация, в понедельник объявил спикер Борис Грызлов.

«Мы видим те комитеты, которые мало загружены, и в отношении таких комитетов, безусловно, будут предложения по их объединениям, для того чтобы примерная загрузка комитетов была равной», – сообщил Грызлов, добавив, что сокращение будет точечным и не столь масштабным, как в Совете Федерации.

Напомним, по инициативе нового председателя Валентины Матвиенко в верхней палате количество комитетов сокращают с 27 до 10. «В Государственной думе идет более плотная работа над законопроектами. Поэтому и комитетов, и комиссий, конечно, у нас будет больше (чем в Совете Федерации – прим. ВЗГЛЯД), но меньше, чем сейчас», – подчеркнул Грызлов.

Думцы теперь изучают табличку, подготовленную и розданную в понедельник думским аппаратом. По ней сразу видно, сколько законопроектов разработал и довел до принятия тот или иной комитет. Так, за прошедшие почти четыре года комитет по делам молодежи во главе с 29-летним либерал-демократом Павлом Таракановым не смог разработать и принять вообще ни одного законопроекта. Всего три законопроекта на счету комитета по делам национальностей, шесть – по проблемам Севера и Дальнего Востока и 10 – у комитета по промышленности.

Также в отстающих оказались комитет по науке и наукоемким технологиям с 14 законопроектами, по аграрным вопросам – с 17, по физической культуре и спорту – с 19 и по культуре – с 25.

В то же время комитет по конституционному законодательству и госстроительству внес и довел до принятия 484 законопроекта, а комитет по бюджету и налогам – 322.

Первый зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству единоросс Александр Москалец объясняет такой дисбаланс тем, что в Госдуме текущего созыва кропотливо работали над законами, на его взгляд, не более 50–60 депутатов. Остальные, по его словам, либо занимались собственными делами, лишь используя в личных целях депутатское удостоверение, либо в лучшем случае выполняли чисто представительские функции. В этом случае сохранять нынешнюю структуру нижней палаты действительно не имеет смысла, тем более что некоторые комитеты, по мнению депутата, выполняют аналогичные задачи.

«Есть, например, комитет по делам Федерации и региональной политики и комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока. Но ведь Север и Дальний Восток – это тоже регионы России, и их можно объединить. Так же можно поступить и с комитетом по науке и наукоемким технологиям и комитетом по образованию», – заявил Москалец газете ВЗГЛЯД. Он считает, что войти в состав других комитетов должен и комитет по промышленности с его 10 законопроектами за четыре года или комитет по аграрным вопросам с 17 документами.

Однако Москалец считает, что создавать новую структуру следует под конкретный новый состав палаты, уже после выборов.

«Очевидно, что Дума следующего созыва – это не только одни юристы и экономисты, это люди разных специальностей и разного образования. Комитеты должны быть реорганизованы так, чтобы дать реализовать себя каждому из них», – замечает Москалец.

Однако глава комитета по регламенту и организации работы Госдумы Отари Аршба уверяет: оценивать комитеты только с точки зрения количества выработанных законопроектов бессмысленно. Тем более что и в его комитете за прошедшие четыре года также не разработали ни одного проекта.

#{smallinfographicleft=447460}«Есть комитеты, которые разрабатывают законы, касающиеся безопасности, конституционной реформы или проблем обороны. У них на счету может быть и не много законопроектов, но ведь все из них крайне важны», – сказал Аршба газете ВЗГЛЯД. Он считает, что решение об упразднении тех или иных комитетов нужно принимать, только исходя из модернизационной повестки будущей Думы.  Какой она будет, по словам депутата, можно будет сказать лишь только после выборов. И уже тогда будет понятно, сольют ли, к примеру, воедино комитеты по безопасности и обороне или к кому присоединят комитет по вопросам местного самоуправления.

«Но я бы уже сейчас слил бы комитет по регламенту и комиссию по мандатным вопросам. У них схожие функции», – рассуждает Аршба.

Прощание с кабинетом

Насколько масштабным будет предстоящее сокращение, не может сказать пока даже он. Ведь в каждом комитете есть председатель, представляющий ту или иную фракцию, и у него, в отличие от рядовых депутатов, гораздо больше полномочий. Именно они, как правило, представляют законопроекты комитета на заседании Госдумы, задают основные вопросы профильным министрам и высказывают точку зрения комитета от лица всей Госдумы. Так, например, глава комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками член фракции ЛДПР Алексей Островский комментирует от лица всей нижней палаты события на Украине или в Белоруссии. Поэтому оппозиционные фракции ожесточенно борются за посты председателей комитетов.

Напомним, что в рамках торга между фракциями в Госдуме в 1990-е годы не раз искусственно создавались новые комитеты, дробились старые – с целью уравновесить количество постов председателей, которые отходили той или иной партии.

Кроме престижа, пост председателя комитета дает и материальные преимущества депутатам. Каждый из 32 депутатов-начальников имеет собственное авто с личным шофером, большой кабинет с приемной и одного–двух секретарей. Большинство рядовых депутатов вынуждены работать в откровенно тесных комнатах, в которых они сидят одновременно с несколькими помощницами. По этой причине многие депутаты предпочитают в будни работать в других зданиях за пределами Госдумы.

«Когда в Думу переходит уважаемый человек из правительства или звезда из мира спорта, как, например, Антон Сихарулидзе и Владислав Третьяк, то предложить кабинет обычного депутата им просто не могут», – замечает источник газеты в аппарате нижней палаты.

В отличие от Совета Федерации, сокращение числа комитетов не приведет к резкому сокращению аппарата. Ведь Госдума еще год назад сократила число своих чиновников на 20%. Инициативу о таком сокращении, напомним, выдвинул президент Дмитрий Медведев.

«А вот Миронов Сергей Михайлович в Совете Федерации этот указ выполнить не смог, и поэтому Валентина Ивановна здесь уже работает и за себя, и за того парня, как я понимаю», – подчеркнул в понедельник Грызлов. По мнению Москальца, с сокращением числа комитетов из Госдумы придется уволиться лишь нескольким десяткам госслужащих.

..............