Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Откуда у словаков дух противоречия Западу

Словакия – маленькая страна в глухом углу Восточной Европы и большой логистической ценности для Запада не представляет. Поэтому после окончания холодной войны Братислава чувствовала себя относительно свободно на фоне других стран Европы. Однако времена меняются.

2 комментария
Ольга Андреева Ольга Андреева Священная корова «гендерного разнообразия» сдохла

Политика DEI за последние десять лет стала одним из идеологических столпов леволиберального космоса. Главным словом в триаде «разнообразие, равенство, включение» всегда считалось специфически понятое равенство.

14 комментариев
Андрей Колесник Андрей Колесник Запад на Балтике ставит под вопрос главные правила мореплавания

Россия может сохраниться как мировая держава, только отстояв полноценные возможности для морской торговли. События на Балтийском море – вызов именно такого масштаба. Там руками Скандинавии и Прибалтики Запад пытается уничтожить российские морские торговые пути.

5 комментариев
12 июля 2010, 15:56 • Политика

Дорога к морю

На Кавказе построят несколько важнейших дорог

Дорога к морю
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Елена Петрова

В распоряжении газеты ВЗГЛЯД оказался проект комплексной Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), внесенный в начале июля в правительство России. Как следует из 160-страничного документа, основной поток государственных денег будет направлен на строительство дорог, в частности на прокладку через Кавказский хребет второй трассы, связывающей Россию с Абхазией. Именно с помощью дорожного строительства власти намерены быстро, хоть и временно, снизить уровень безработицы в этом неспокойном регионе.

Ожидается, что Стратегию рассмотрят на ближайшем заседании Кабинета министров, в случае одобрения составитель программы, полпред президента и вице-премьер Александр Хлопонин еще на этой неделе проведет ее презентацию.

Военно-Сухумская дорога была проложена после перехода Грузии под протекторат России и в течение двух столетий связывала нашу страну с Закавказьем

В соответствии с проектом Стратегии, в ближайшие два года завершится строительство автодорог к туристическим зонам Кавказа. Среди них будущие туристические центры – горно-лыжный комплекс в Мамисонском ущелье, от Кисловодска на Эльбрус и к источникам минеральных вод Джилы-Су, а также строительство дороги Архыз Дукка. Среди первоочередных проектов, к примеру, названо расширение полос магистралей М-6 «Каспий» и М-29 «Кавказ».

Ряд проектов, упомянутых в Стратегии, имеет явное геополитическое значение – это расширение и строительство дорог по маршруту Астрахань Кочубей – Махачкала Яраг-Казмаляр, что обеспечит дополнительный путь в Азербайджан из российских регионов. Кроме того, реконструкция Транскавказской магистрали до границы с Грузией для обеспечения круглогодичного сообщения с Южной Осетией.

Но особое внимание привлекает проект трассы, которая будет связывать Кабардино-Балкарию и Абхазию – это историческая Военно-Сухумская дорога. Она названа в тексте одним из «приоритетов». О поддержке этого проекта отдельно счел нужным упомянуть Владимир Путин, выступая в Кисловодске. Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, она будет строиться за счет частных инвестиций, а государство, скорее всего, оплатит проектно-изыскательные работы, стоимость которых может достичь 2 млрд рублей. Общая стоимость проекта пока неизвестна, но ранее звучали оценки, превышающие 90 млрд рублей.

Президент Карачаево-Черкессии Борис Эбзеев(фото: ИТАР-ТАСС)

Президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев(фото: ИТАР-ТАСС)

«Эта дорога должна строиться на основе частно-государственного партнерства, и я уже обсуждал этот вопрос с представителями одной компании. Они уже готовы самым активным образом работать. Тем более что Военно-Сухумская дорога была проложена после перехода Грузии под протекторат России и в течение двух столетий связывала нашу страну с Закавказьем. Кроме того, она проходит по уникальным по своей красоте местам Карачаево-Черкесии», пояснил газете ВЗГЛЯД Борис Эбзеев.

Президент отметил, что сейчас предлагаются самые различные варианты прокладки этой дороги. Один из них восстановление и коренная реконструкция исторической военной дороги, которая идет через Клухорский перевал. В этом случае длина трассы составила бы 270 км. Однако, отмечает президент, в последнее время все более активно обсуждается вариант прокладки туннеля через Архыз, который также соединил Черкесск и Сухум, но такой путь был бы значительно короче.

«Эта дорога чрезвычайно важна для нас, так как устраняет в этом случае тупиковое расположение республики. Архыз рассчитан на прием одновременно 25 тыс. туристов. А это непрерывный транспортный поток. А теперь представьте, вы покатались на горных лыжах, а затем проехали на машине 100 километров, то есть всего через час вы уже на берегу моря, купаетесь, а потом возвращаетесь в горы на лыжи», рассказывает Эбзеев.

Эбзеев считает, что после того как правительство даст отмашку и начнется строительство туристической трассы, можно будет вести речь и об открытии аэропорта в Черкесске. Ведь от его республики рукой подать и до Красной поляны в Сочи, и до Домбая, и до Архыза, которые в соответствии с концепцией развития Северо-Кавказского федерального округа должны стать одними из основ туристического кластера. Строительство дороги в концепции предусмотрено. Так что изыскательные работы могут начаться уже в июле. Эбзеев верит, что опора на частные инвестиции не превратит трассу в долгострой. Он предполагает также, что сама дорога будет платной, что и поможет ее быстро окупить.

Отметим, что в пользу создания этой дороги работают не только сразу несколько социальных и экономических факторов, но еще и фактор военно-политический, напрямую связанный с подготовкой к Олимпиаде 2014 года. Напомним, что до сих пор Абхазию соединяла с Россией лишь одна дорога, проходящая вдоль моря через Сочи. Появление второй транспортной артерии значительно укрепит и режим безопасности будущей Олимпиады 2014 года. Трасса Черкесск Сухум может играть роль сплошного оборонительного вала, пересекающего всю Абхазию от российской границы до Черного моря, и нежелательным гостям со стороны Тбилиси невозможно подобраться к Сочи, минуя эту линию.

Хотя проект трассы Черкесск Сухум в тексте Стратегии и назван «приоритетным», все же прямое финансирование из федерального бюджета документ сулит проектам внутри России. Как следует из документа, необходимо реконструировать наиболее загруженные дороги вблизи крупных городов, завершить строительство начатых и соединить круглогодичной сетью сельские дороги с междугородними и федеральными.

..............