Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
15 сентября 2008, 15:30 • Политика

Демократия как праздник

Как изменилась демократия после войны в Грузии

Демократия как праздник
@ un.org

Tекст: Леонид Поляков,
доктор философских наук

15 сентября впервые в своей истории человечество отметило Международный день демократии. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН еще 8 ноября прошлого года. И вот - празднуем. Специально для газеты ВЗГЛЯД заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков расставил акценты: почему этот праздник для России особенно актуален и что изменилось в мировом представлении о демократии после 8 августа.

Строго говоря - ни особой «праздностью», ни тем более массовыми «выходами» трудящихся с флагами и транспарантами этот день не отмечен. В России, по крайней мере. И, тем не менее, именно для нас этот день совершенно по-особому актуален.

Не существует какой-то одной модели демократии, демократия не является собственностью какой-то страны

Как-то незаметно и вроде бы само собой получилось, что эстафетная палочка демократического развития глобального мира переходит к нашей стране. Хотя еще совсем недавно чуть ли не весь так называемый «цивилизованный мир» смотрел на Россию как на неисправимого «двоечника» в известно кем придуманной «школе демократии».

Нас намеревались оставить в этой «школе» навсегда на «второй год». Попрекали «авторитаризмом», «имперскими амбициями», читали нотации по поводу наших вроде бы «свободных», а вроде бы «нечестных» выборов. Грозились откуда-нибудь исключить.

Однако 8 августа эта привычная демагогия начала стремительно обесцениваться. «Учителя» демократии, взявшие под свою опеку агрессора, виновного в попытке геноцида и проведении этнических чисток, скомпрометировали, в первую очередь, самих себя. Репутация Запада как хранителя «демократических ценностей» и спонсора «глобальной демократии» оказалась основательно подмоченной. В том числе и тем потоком беспардонной пропагандистской лжи, который обрушили на мировую аудиторию ведущие западные масс-медиа.

И сегодня уже очевидно, что просто девальвацией традиционных «западных демократических ценностей» дело не ограничится. Впереди неустранимо маячит ценностное банкротство и идеологический дефолт. Понятия «Запад» и «демократия» отныне уже не могут восприниматься как тождественные.

Президент Дмитрий Медведев назвал 8 августа нашим 11 сентября. Думается, не только в том смысле, что в обоих случаях это - трагедии, унесшие жизни сотен и тысяч людей. Сентябрь 2001 года явил миру новую Америку - страну, объявившую бессрочную глобальную войну против терроризма. Страну, попытавшуюся возглавить человечество под флагом «демократического крестового похода» против «изгоев» и «оси зла».

Август 2008 года явил миру новую Россию - страну, способную предложить и воплотить в жизнь альтернативу авторитарно-милитаристскому проекту глобальной однополярности. Страну, умеющую отстоять свободный выбор народов как фундаментальный принцип демократического миропорядка.

Этот новый миропорядок уже начал простраиваться. И концептуально, и практически. Наше признание независимости Южной Осетии и Абхазии - отнюдь не ситуативное решение, и не «месть» Западу за Косово. Это один из первых шагов последовательной реализации нового курса внешней политики России, основанного на пяти принципах.

Во-первых, мы намерены вместо так называемого «права силы» утверждать в мире силу права и действовать всегда в строгом соответствии с международным правом.

Во-вторых, мы не допустим построения однополярного мира под чьим бы то ни было господством.

В-третьих, мы не собираемся ни изолироваться от мира, ни вступать с кем-либо в конфронтацию.

В-четвертых, российское государство будет защищать своих граждан и их права (в том числе и их бизнес-интересы) от посягательств в любой точке мира.

В-пятых, Россия (как и любая другая страна) будет устанавливать особые отношения с регионами, в которых она имеет привилегированные интересы.

Итоговая картина: правовой многополярный мир, в котором права человека эффективно защищены в качестве прав гражданина данного государства. В котором, не конфликтуя и не изолируясь, все государства свободно избирают себе партнеров для сотрудничества и более тесных связей. Мир, где дружат не против кого-то, а во благо всем.

Не очевидно ли, что российский президент предложил проект эффективного демократического миропорядка? Его эффективность еще и в том, что именно такой глобальный контекст является наиболее благоприятным для демократического развития каждой страны. Вместо американской модели демократизации «по-иракски» Россия уже давно выдвинула и последовательно отстаивает принцип демократизации суверенной. Принцип, утверждающий право любого народа свободно и самостоятельно определять формы своего полновластия и строить свою государственность.

Характерно, что именно российский подход воспринят Генеральной Ассамблеей ООН. В мотивировочной части резолюции о праздновании Международного дня демократии специально подчеркивается, что «хотя у демократий есть общие черты, не существует какой-то одной модели демократии и что демократия не является собственностью какой-то страны или какого-то региона». И здесь же специально отмечена «необходимость должного уважения суверенитета, права на самоопределение и территориальной целостности».

Так что поздравим друг друга с новым праздником. Он действительно - наш.

..............