Юрий Мавашев Юрий Мавашев Россия, Турция и Иран оказались в одной лодке в Закавказье

Поле для маневра в Закавказье при сотрудничестве с Турцией у России остается. Есть и очевидный общий интерес – не допустить в регион чуждые местным реалиям западные силы. Но ставить необходимо не только на Турцию, но и на Иран. Для баланса.

3 комментария
Александр Чаусов Александр Чаусов Почему Донбасс – не Эльзас

И для России, и для коллективного Запада, инструментом которого сейчас является Украина, дело не в том, чей Крым, Донбасс, восток Украины в целом. Дело в самом факте полноценного и суверенного существования России и русских.

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Зачем США атакуют ОПЕК+

С учетом характера войны на истощение ресурсов, которая ведется между Россией и Западом, цена нефти в некотором смысле становится центром этого противостояния.

0 комментариев
Дмитрий Михайлин Дмитрий Михайлин «Слово пацана» – это про меня

Не пойдут подростки, посмотрев сериал, создавать группировки. Не потому, что искусство не влияет на массы – очень даже влияет. А потому, что нет ни одной причины, почему это может произойти.

85 комментариев
24 марта 2008, 15:35

Кипр разрушает границы

Турки и греки объединяют Кипр

Кипр разрушает границы
@ toplumpostasi.net

Tекст: Юлия Малышева

На Кипре начинается демонтаж стены, являющейся одним из символов раскола острова на две части. Договоренности о разрушении условной границы, проходящей по кипрской столице Никосия, были достигнуты во время недавних переговоров лидеров греческой и турецкой части острова. Снос стены должен стать первым шагом на пути к возможному объединению Кипра. Анкара по-прежнему молчит, хотя эксперты уверяли, что сражаться Турция будет до последнего.

Греческие и турецкие общины Кипра приступают к окончательному демонтажу стены на столичной улице Ледра, разделяющей территорию острова на две части: Республику Кипр и Турецкую Республику Северного Кипра, не признанную никем, кроме Турции.

Анкара не смогла найти в себе сил для открытия на Кипре «второго фронта

До настоящего времени по улице Ледра проходила граница между двумя частями острова, а также буферная зона ООН. При этом разделенная на две части Никосия являлась столицей обеих республик.

Однако, в рамках состоявшихся на прошлой неделе переговоров, президент Кипра Димитрис Христофиас и лидер турецкого Северного Кипра Мехмет Али Талат приняли решение об открытии границы в Никосии.

Возобновление диалога о дальнейшее судьбе острова после четырех лет молчания пока не принесло значительных результатов, однако стало знаковым само по себе.

Помимо символического сноса стены, стороны договорились о немедленном создании совместных комиссий по урегулированию конфликта.

Кипр раскололся на два государства еще в 1974 году в результате военного вторжения Турции и последовавшей за ним гражданской войны между двумя этническими общинами Кипра – греческой и турецкой.

Юг острова контролирует международно-признанная Республика Кипр, а север (37% территории) – Турецкая Республика Северного Кипра, являющаяся, фактически, своеобразной колонией Анкары.

Переговоры между лидерами обеих частей острова с 2004 года находились в замороженном состоянии. К этому привело проведения референдумов о принятии предложенного ООН плана по урегулированию конфликта.

Документ предполагал создание единого государства, состоящего из двух кантонов, взаимный обмен территориями и массовое переселение людей. Однако лидеры турок-киприотов настаивали на признании турецкого сектора независимым государством и выступали против возвращения на Кипр беженцев-греков, поскольку это могло лишить турок-киприотов их собственности на острове.

В свою очередь, власти Республики Кипр считали необходимым обсудить вопросы о возврате территорий и прав беженцев на утраченную собственность.

Зимой этого года вопрос о единстве Кипра вновь был включен в политическую повестку дня. На прошедших в феврале президентских выборах в Республике Кипр победил коммунист Димитрис Христофиас, выдвигавший в качестве одного из главных предвыборных лозунгов идею об объединении острова.

Одновременно вернуться к замороженному вопросу решила и Турция, растревоженная косовским прецедентом.

К удивлению многих, Анкара не стала настаивать на независимости Северного Кипра по принципу Косова, независимость которого она, кстати, признала.

Эксперты уверены, решение Турции вступить на путь переговоров продиктовано определенной усталостью политсистемы. После нового райнда борьбы с курдскими сепаратистами, Анкара просто не смогла найти в себе сил для открытия на Кипре «второго фронта». Пускай и дипломатического.

«Турции невыгодно использовать косовский прецедент, потому что это дестабилизирует обстановку в регионе, в то время как Анкара сосредоточена на решении совсем других проблем – устранении курдских сепаратистов в Ираке», – отмечала в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко.

Ожидается, что демонтаж стены в Никосии закончится через неделю, и в первых числах апреля улица Лерда будет полностью открыта.

..............