Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

13 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

12 комментариев
31 июля 2007, 20:00 • Политика

АвтоВАЗ не для нас

АвтоВАЗ не для нас
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Михаил Тюренков

Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, завтра в Тольятти может начаться забастовка на крупнейшем в России автомобильном заводе ВАЗ. В то же время эксперты и простые тольяттинцы, опрошенные корреспондентом газеты ВЗГЛЯД, отмечают, что ни в городе, ни на самом АвтоВАЗе предзабастовочного напряжения не наблюдается.

Главный редактор газеты «Тольяттинское обозрение» Алексей Миронов, комментируя ситуацию для газеты ВЗГЛЯД, отметил, что положение на предприятии действительно сложилось непростое.

Помимо затоваренности производства и низких зарплат, озабоченность рабочих вызывает ожидание массовых сокращений, поскольку, действительно, АвтоВАЗ – самое нерентабельное в мире автопроизводство

«В связи с перепроизводством на АвтоВАЗе была существенно сокращена производственная программа, поэтому у рабочих исчезла возможность приработка за счет дополнительных рабочих часов. В итоге реальная заработная плата упала, что и привело к напряжению в коллективе, снять которое нынешнее ВАЗовское руководство оказалось не в состоянии».

В то же время журналист не считает взрывоопасной социальную обстановку на ВАЗе и в Тольятти (автогигант является градообразующим предприятием почти миллионного города). «Пока рано говорить о том, готов ли коллектив к серьезным забастовочным действиям. В самом же городе в настоящий момент особой напряженности в связи с ситуацией на АвтоВАЗе не наблюдается. Хотя приближение выборов в Госдуму и мэра города накладывает отпечаток и на ситуацию на производстве», – рассказал Миронов.

При этом менеджмент предприятия вообще не считает, что реальная причина происходящего – в положении рабочих. Источник газеты ВЗГЛЯД в дирекции ОАО «АвтоВАЗ» отметил, что все, что происходит вокруг независимого профсоюза «Единство» и его забастовочных инициатив, – это «раздутая журналистская сенсация, связанная с приближающимися выборами». Источник отметил, что в ситуации, когда нынешний тольяттинский мэр находится под стражей и следствием по сомнительному обвинению, профсоюзному лидеру Петру Золотареву, проигравшему на прошлых мэрских выборах, очень хочется наверстать упущенное.

«Действительно, затоваренность производства в настоящий момент превышает 100 тысяч автомобилей, действительно, положение рабочих далеко от идеала, хотя с 1 июля их заработная плата повышена на 4,6%, а в целом с начала года – на 9,8%... Однако намечаемая забастовка связана отнюдь не с интересами трудящихся, а с желанием руководства независимого профсоюза начать предвыборную агитацию», – подчеркнул наш источник.

Это утверждение косвенно подтверждается тем, что атмосфера в городе остается спокойной. Как говорили корреспонденту газеты ВЗГЛЯД жители Тольятти, никакого напряжения не ощущается. Даже в Автозаводском районе, все жители которого так или иначе связаны с ВАЗом, о предстоящей забастовке говорят мало – как о некотором неопределенном слухе. Не чувствуют какой-либо озабоченности в связи с возможной забастовкой и сами работники предприятия.

В областном центре беспокойства еще меньше, а власти Самарской области занимают выжидательную позицию. Редактор газеты «Самарское обозрение» Ирина Лукьянова сообщила газете ВЗГЛЯД: «Областное правительство в настоящее время не дает сколько-нибудь развернутых комментариев ситуации, предпочитая дистанцироваться от проблемы ВАЗовской забастовки, занимая скорее выжидательную позицию. Как, впрочем, и депутаты Губернской думы, представляющие Тольятти. Вероятнее всего, власти рассчитывают, что забастовку удастся предотвратить силами ВАЗовской милиции и других силовых ведомств, взявших ситуацию под контроль».

«Для Самары проблемы Тольятти не так остры, поскольку это самодостаточные и независимые друг от друга города. Другое дело – политические элиты, для них это тема очень значимая, но пока она – не в поле официальных комментариев», – подчеркнула Ирина Лукьянова.

Хотя значимость событий на ВАЗе региональной элите, несомненно, понятна. Самарский политолог и бизнес-консультант Андрей Перла полагает, что данная проблема имеет три измерения, каждое из которых нельзя сбрасываться со счета.

«Первая сторона проблемы связана с предвыборной демагогией. Соответственно, забастовка – это отличный повод для критики властей, «не уделяющих внимание нуждам трудового народа». При этом существует и вторая сторона – обоснованность некоторых требований самих забастовщиков. «Помимо затоваренности производства и низких зарплат, озабоченность рабочих вызывает ожидание массовых сокращений, поскольку, действительно, АвтоВАЗ – самое нерентабельное в мире автопроизводство в рамках соотношения количества выпускаемых автомобилей и числа сотрудников», – подчеркнул эксперт.

Кроме того, политолог видит и третью сторону проблемы: отношение ВАЗовцев к новому руководству завода – «Рособоронэкспорту» и его менеджерам. «Они недовольны новыми людьми в Тольятти, с которыми связаны некоторые неприятные социальные нововведения: в частности, начало процесса передачи на баланс города ВАЗовских больниц и т. д. И все это не могло не привести к складыванию предзабастовочной ситуации», – отметил Андрей Перла.

Что касается позиции федерального центра, ее сегодня выразил председатель Госдумы Борис Грызлов. Он призвал руководство ОАО к согласованию интересов работников и администрации АвтоВАЗа. «Выступление работников, даже части трудового коллектива, на любом предприятии – это сигнал, на который необходимо реагировать», – подчеркнул спикер, как сообщает ИТАР-ТАСС.

Действующее законодательство механизмы согласования предоставляет. «Опыт показывает, что трудовые споры разрешаются, если их участники исходят из реальности и не стремятся политизировать вопрос», – убежден Грызлов.

..............