Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
20 сентября 2005, 23:47 • Политика

Обида на восточного соседа

Польша и Прибалтика демонстрируют свою обиду на РФ

Обида на восточного соседа
@ REUTERS

Tекст: Сергей Ильин

Подписание две недели назад соглашения между Россией и Германией о строительстве Североевропейского газопровода (СЕГ) немедленно вызвало бурную реакцию со стороны стран, которые оказались «обойденными» новым проектом. И если сначала дело ограничилось декларациями, то в дальнейшем недовольные перешли к конкретным действиям. Некоторые из этих действий не могут вызвать ничего, кроме грустной улыбки, но с иными ситуация складывается несколько хуже.

Соглашение между Россией и Германией о строительстве СЕГ было подписано 8 сентября – и резкая реакция со стороны руководства Польши и стран Балтии не замедлила последовать практически в тот же день. Проекту инкриминировались и повышенная экологическая опасность, и низкая экономическая эффективность, и, наконец, угроза энергетической безопасности как для «обойденных» стран, так и для всего Евросоюза как организации.

Из варяг – в Польшу?..

Ко всему происходящему можно было бы относиться с легкой иронией: эк их разбирает!

Впрочем, всерьез, судя по всему, аргументы «обиженной стороны» никто не воспринял, и похоже, что было принято решение (согласованное или нет – вопрос сугубо философский; факт тот, что одновременное) принимать ответные меры «в инициативном порядке». При этом некоторые контрмеры оказались вполне предсказуемыми, а некоторые – весьма нетривиальными.

Собственно, базовая методика «уязвления» России апробирована в странах Балтии уже давно, и связана она с наступлением на интересы собственного русскоязычного населения. Не стала исключением и нынешняя ситуация. Так, в Риге городская дума запретила общественной организации «Родина» шествие в защиту русского языка, проведение которой планировалось на 26 сентября. Укол болезненный, но, скажем прямо, не более того. Любопытный нюанс: предполагалось, что шествие пройдет по тому самому маршруту, который традиционно избирают для себя латвийские «легионеры». Конечно, еще более эффектным протестом стала бы ответная манифестация ветеранов СС, но подобные действия в Латвии принято проводить в марте – «всему свое время».

Что до польского руководства, то оно подобными возможностями не располагает – в силу отсутствия в стране значительной русскоязычной диаспоры. А недавний инцидент с избиением в Варшаве детей российских дипломатов и наступившие за этим последствия подтолкнули нашего западного соседа к действиям куда более тонким.

И, прямо скажем, нетривиальным: так, из Варшавы раздалось предложение сменить поставщика природного газа. К рассмотрению представлены две альтернативы. Первая (и, пожалуй, самая эффектная) предусматривает выбор в качестве нового поставщика … Германию. Иными словами, вместо того чтобы напрямую получать российский газ (трансферт которого, напомним, проходит через польскую территорию), предлагается перенаправлять его обратно в Польшу, как вариант предусмотрено строительство для этих целей нового газопровода из Германии в Щецин.

Вторая альтернатива выглядит не столь противоестественно, но ничуть не менее смело: речь идет о поставках газового конденсата из Азии. Но и в этом случае цена голубого топлива станет запредельной: к огромной протяженности маршрутов перевозки (отметим, что издержки на морском транспорте куда выше, чем на трубопроводном) прибавится стоимость терминальных сооружений, которые надо будет построить.

Ко всему происходящему можно было бы относиться с легкой иронией: эк их разбирает! Однако в последние дни расклад несколько изменился, и явно не в пользу России. Речь идет об инциденте с российским истребителем Су-27, потерпевшим крушение на территории Литвы. Похоже, что этим козырем решили воспользоваться по полной программе.

Казус Троянова

Министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас
Министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас

В понедельник министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас заявил, что авария Су-27 на литовской территории – акция, которая могла быть спланирована заранее. Надо заметить, что ранее до подобных высот конспирологии подняться не удавалось, кажется, никому. Угробить весьма дорогой военный самолет, да еще и получить на выходе весьма неприятный скандал – это, мягко говоря, очень оригинальный внешнеполитический ход, даже для самой экстремальной ситуации (каковая, впрочем, в российско-литовских отношениях никак не наблюдается).

Если уж смотреть на произошедшее с конспирологической точки зрения, то в реализации зловещих замыслов логичнее было бы заподозрить как раз литовскую сторону. И в самом деле, перефразируя классика, можно сказать, что «если бы российского истребителя не было – его следовало бы выдумать». Практически на ровном месте официальный Вильнюс получил почти полностью легитимную возможность нанести Москве целый ряд весьма болезненных уколов.

Российский майор Троянов подвергается вполне унизительному обращению, нашим военным экспертам отказано в участии в расследовании причин крушения.

Зато к расследованию деятельно пытаются привлечь НАТО, а заодно почему-то и Украину. То есть насчет Украины все более или менее понятно: с видными экспертами в области авиации там все не столь уж хорошо, зато в избытке наличествуют специалисты по построению недружественной для России коалиции с Балтией. Другой вопрос, что у официального Киева, как и две недели назад, слишком много собственных проблем, и им сейчас еще только коллизий, подобных нынешней, литовской, и не хватало.

Солдаты литовской армии патрулируют место падения российского Су-27 (фото АР)
Солдаты литовской армии патрулируют место падения российского Су-27 (фото АР)

Куда любопытней апелляция к НАТО. Речь здесь не просто о приглашении к участию в расследовании причин аварии. Разговор идет и о том, что натовцы-де недостаточно хорошо охраняли «мирное небо Литвы». Более того, Вильнюс предполагает в ближайшие дни обратиться в штаб-квартиру НАТО на предмет усиления воинского присутствия блока в стране. Причем, что немаловажно, боевое дежурство в литовском небе несут представители именно Германии. Так что литовскому внешнеполитическому ведомству, похоже, удалось одним выстрелом убить двух зайцев.

При этом важно отметить, что в своих апелляциях к Западу Литва фактически обозначила выход на «второй круг». Напомним, что сразу после подписания соглашения о СЕГ последовал ряд обращений со стороны «обойденных» стран в адрес Евросоюза. Тогда «большая Европа» предпочла воздержаться от эскалаций, и нынешняя апелляция к НАТО выглядит вполне логичным продолжением все той же линии «пожаловаться старшему брату». Тем более что на сей раз действительно появился формальный повод.

Вот только момент для этого не самый подходящий: меньше недели назад российский президент Путин и лидер ведущей страны Североатлантического блока Буш в очередной раз обменялись доброжелательными заявлениями на саммите ООН в Нью-Йорке. И ожидать каких-то серьезных недружественных шагов со стороны Брюсселя вряд ли приходится.

А вот мелкие неприятности, увы, продолжатся. Другой вопрос, что общий баланс тут – явно в пользу России. Подписание соглашения о СЕГ – событие, имеющее долгосрочное стратегическое значение, а об инциденте с СУ-27 скоро все позабудут. Впрочем, не все – есть основания полагать, что ситуации для ответных «доброжелательных» шагов российской стороны могут возникнуть в не столь уж отдаленном будущем.

..............