Эгоисты могут договариваться о деловом партнерстве или взаимном обмене услугами – но уж точно никакой жертвенной любви, как в семье. Никто не станет за вас умирать – или даже бодрствовать у вашей кровати, если вы заболеете. Вы не настолько драгоценны для кого бы то ни было.
3 комментарияВ Баку играют в Майдан
В чьих руках стабильность в Азербайджане
События, разворачивающиеся в Баку после прошедших там 6 ноября парламентских выборов, сильно напоминают стандартный сценарий бархатных революций - причем именно в «европейской» форме. Однако различий еще больше, чем сходства, и это дает все основания полагать, что успех оппозиции крайне маловероятен.
В первую очередь это связано с очень сильными позициями действующей власти, притом что оппозиция слаба и весьма разрозненна.
На днях руководители объединенной азербайджанской оппозиции объявили о том, что с 18 ноября в Баку будет проведен ряд шествий-митингов. По словам одного из лидеров оппозиции Сардара Джалалоглу, предполагается, что митинги станут бессрочными – вплоть до удовлетворения требований их участников.
Требования эти известны: признать итоги прошедших парламентских выборов недействительными и провести новое голосование. Время от времени слышатся намеки на то, что в отставку неплохо было бы подать всей «коррумпированной власти»: понятно, что речь идет в первую очередь о президенте страны Ильхаме Алиеве.
Европа в Азии
Потенциальный внутренний раздрай – далеко не самое страшное, что может произойти
Бархатными революциями на постсоветском пространстве удивить кого-либо сложно. Другой вопрос, что за прошедшие годы мы наблюдали, если угодно, несколько их разновидностей. Скажем, наиболее «европейский» вариант в чистом виде наблюдался год назад в Киеве: никаких насильственных действий, сугубо мирные митинги на майдане, полная цивилизованность, тишь да гладь.
После чего окончательно ослабшая власть поэтапно капитулирует и «демократические победители» на белом коне въезжают в президентский дворец. Тиран низвергнут, и все счастливы, по крайней мере несколько месяцев (потом эйфория заканчивается, среди прежних соратников множатся разногласия, и постепенно наступает суровое похмелье).
Но подобная благостность скорее исключение. Так, «первую цветочную ласточку» - переворот в Грузии полностью ненасильственным можно назвать лишь с некоторой натяжкой. Да, слабая власть в сочетании с поддержкой оппозиции со стороны Запада – но захват властных учреждений, вплоть до здания парламента, все же имел место.
События же, произошедшие нынешней весной в Киргизии, «ненасильственными» уж никак не назовешь. То, что мы наблюдали несколько суток в Бишкеке, больше похоже на обычный мятеж, ну разве что без огнестрельного оружья у «манифестантов». Да и многочисленные погромы магазинов с сопутствующим мародерством как-то не придавали картине дополнительного благолепия.
В Узбекистане подобные фокусы могут привести к успеху лишь при крайней слабости действующей власти, если же власть сильна, то события приобретают совершено другой оборот. Восстание в Андижане было подавлено с вполне достаточным (хотя и не чрезмерным) уровнем свирепости – и теперь, надо полагать, среднеазиатские оппозиционеры десять раз подумают, прежде чем играть в бархатные игры: Ислам Каримов преподал всем неплохой урок.
Парадоксальный сценарий
Президент Азербайджана Ильхам Алиев (фото ИТАР-ТАСС) |
Закавказье, конечно, не Средняя Азия, и нравы там хоть и горячие, но все же более вегетарианские. Тем не менее режим «просвещенного авторитаризма» Ильхама Алиева неоднократно имел возможность «продемонстрировать зубы». За месяц до выборов произошло несколько показательных арестов в высших эшелонах власти. В дальнейшем последовало заявление президента о том, что несогласным с его политикой лучше добровольно покинуть министерские посты: поддержки оппозиции он не допустит.
Налицо не вполне штатная для цветочных революций (если не считать событий в Узбекистане) конфигурация: власть весьма сильна, а оппозиция слаба и к тому же в высшей степени разрозненна. По словам президента фонда «Империя» Филиппа Леонтьева, «объединенная азербайджанская оппозиция «Азадлыг» - это бомба замедленного действия, где взрыватель срабатывает от победы. В этот раз, похоже, взрыва не будет».
Попытка сплотить в рамках единого фронта представителей самых разных политических течений чревата для оппозиции в случае гипотетической победы самыми неприятными последствиями. То, как бывшие соратники становятся непримиримыми противниками, мы имели шанс наблюдать и в Киргизии, и в той же Украине.
Однако потенциальный внутренний раздрай – далеко не самое страшное, что может произойти. Проблема еще и в том, подчеркивает г-н Леонтьев, что «пока на сцене выборов в парламент выступают проправительственные силы и легальная оппозиция, за занавесом находятся радикальные религиозные экстремисты».
В стране достаточно много эмиссаров ваххабизма, а в южных районах – еще и фундаменталистского шиизма из Ирана. И если авторитарному режиму Алиева удается эту волну сдерживать, то «прозападным демократам» сделать это будет, мягко говоря, куда сложнее.
- Захватить весь Азербайджан
- «Оранжевые» митинги в Азербайджане
- Избирательный путь Азербайджана
- Точная дата переворота
- Неоднозначные выборы
- «Красная карта» Гулиева
Другой вопрос, что шансы оппозиции, как показывает практика, близки к ничтожным. Демократам не удалось заручиться широкой народной поддержкой, и их сообщения о том, что на протестные митинги собираются десятки тысяч людей, могут вызвать разве что улыбку (судя по всему, данные завышены как бы не на порядок).
Более того, им едва ли приходится рассчитывать на однозначную поддержку Запада. США заинтересованы в первую очередь в стабильности режима богатого углеводородами Азербайджана (вспомним хотя бы о проекте Баку - Джейхан!) – а стабильность эту может обеспечить только Ильхам Алиев. Явно не готов безоговорочно поддержать блок «Азадлыг» и Евросоюз/ОБСЕ. Так что похоже на то, что оппозиционерам остается уповать разве что на чудо – а чудеса в реальной политике происходят исключительно редко.