Как-то особенно хочется жить долго

@ duma.gov.ru

23 августа 2018, 14:44 Мнение

Как-то особенно хочется жить долго

Пенсии – невероятно важная для России тема. В этой теме и не пережитые травмы 90-х, и страх неизвестности, и упреки в адрес власти. И, несмотря на этот безумный эмоциональный клубок, с темой пенсий все равно нужно разбираться.

Анна Федорова Анна Федорова

политолог, эксперт ЭИСИ

В дискуссии о пенсионном законодательстве очень ярко видно, как политики и эксперты делятся на две группы прямо в режиме реального времени.

Одни в принципе не готовы думать о будущем за пределами политического сезона или уж ладно, электорального цикла. Развитие страны? Вызовы будущего? Нет, не слышали, нам бы ситуативно повысить рейтинг или набрать цитируемости.

Вторые, конечно, не бесстрашные футурологи, но хотя бы задаются вопросом, что будет через двадцать, тридцать и далее лет.

Пенсии – это невероятно важная для России тема, причем тема очень чувствительная и сложная. В этой теме все: и наследие советского прошлого, и нереальные общественные ожидания, и мифы о «развитых странах», где на пенсию, предположительно, можно путешествовать круглый год и пить коктейли в джакузи. В этой теме – и не пережитые травмы 90-х, и страх неизвестности, и упреки в адрес власти.

И, несмотря на этот безумный эмоциональный клубок, с темой пенсий все равно нужно разбираться. Процесс идет.

21 августа в Государственной думе прошли общественно-парламентские слушания по пенсионному законодательству.

Это продолжалось четыре с половиной часа, и я была там от первой минуты до последней. Поделюсь с вами личными впечатлениями.

Я училась в университете по специальности «политология» и хорошо помню наши первые студенческие попытки политического анализа. Поскольку нас интересовала актуальная российская политика, мы неизбежно обсуждали Зюганова и Жириновского.

И знаете, что? Прошло много лет.  

И вот я сижу в Государственной думе – и слушаю Зюганова и Жириновского. И мне как-то особенно хочется жить долго. В России ведь надо жить долго? Очень хочется дожить до того дня, когда какие-то другие люди поговорят с этой трибуны о чем-нибудь другом. Я все, конечно, понимаю. Эти люди ещё двадцать лет будут говорить. Но чувствуешь себя мухой в янтаре.

Зюганов: Олигархи! Отобрать! Поделить! Никакой реформы пенсий! В стране полно денег!

Жириновский: Страну распродали! Цэрэушники правят Россией! Не допустить!

Миронов из «Справедливой России»: Дайте-ка я прочитаю вам стихи и скажу, что с пенсиями ничего делать не надо.

Невероятный паноптикум, парад монстров из прошлого, нафталин, риторика из середины 90-х, полное, полное отсутствие содержательных предложений и лютый популизм за три рубля.

Извините, если резко.

Во время слушаний выступали несколько десятков человек. Некоторые поднимали свои конкретные вопросы. Например, Калинин из «Опоры России» говорил о пенсиях для индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан. Мало кто об этом думает, а надо. Мало того, что это миллионы людей. Это как раз активные и самостоятельные люди, очень нужные стране.

Алексей Кудрин говорил о том, что Россия вообще поздновато спохватилась – в большинстве стран пенсионные изменения случились давным-давно. Но это тем более повод заняться этим быстро и прямо сейчас. Необходима новая модель жизни для зрелых людей, новая общественная оптика в отношении «третьего возраста».

К этому может быть много вопросов, но тут есть позиция и образ будущего.

Сергей Неверов просто встал и сказал: мы должны подумать о том, какую Россию мы оставим следующим поколениям. И поэтому изменения в пенсионном законодательстве необходимы.

Напомню, что «Единая Россия» уже выдвинула два предложения: отказ от пенсионных преференций для депутатов-единороссов и сохранение социальных льгот для граждан «третьего возраста». Те льготы, что раньше были привязаны к выходу на пенсию, могут стать доступны для людей просто по достижении определенного возраста. Это и льготы по оплате ЖКХ, и транспортные льготы, и скидки на лекарства.

Оба предложения, я уверена, будут восприняты гражданами очень хорошо. Пройдут они или не пройдут – это еще вопрос. И содержание предложений нужно обсуждать.

Но тут есть содержание и есть позиция.

Абсолютно безоценочно выскажу факт. Единственная российская партия, способная думать о будущем (не только своём, но и страны), – это «Единая Россия». Нравится вам это или нет. Если вы сильно не любите ЕР, можете переформулировать – «единственная партия, которая может себе позволить об этом думать».

Альтернатива этому – дикая лирика в исполнении парламентской оппозиции. В прямом и переносном смысле. Слова, не имеющие никакого отношения к жизни.

На слушаниях было это ощущение нереального контраста. Одни люди выходят с идеями, графиками, цифрами, даже просто сомнениями и вопросами. Другие говорят лозунги, и глаза у них при этом пустые.

Особенно когда КПРФ начинает показательно сокрушаться о повышении пенсионного возраста для женщин. Ах, как же так, их лишают счастья нянчить внуков. При этом они не выпустили на трибуну ни одной женщины. «Мы за вас знаем, как вам будет лучше».

Зато с каким надрывом парламентская оппозиция говорит, что «женщин лишают пенсии». Получается, что они вообще ничего не могут предложить, кроме сохранения гендерного неравенства. Их понимание женской повестки безнадежно устарело.

Вот такое ощущение от этих общественно-парламентских слушаний. Очень показательно и не очень радостно. Я не знаю, о чем власти и гражданам говорить с КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией». У них было время, была трибуна – но они не предложили ни одной идеи. Не знаю, о чем говорить с автоматами по производству лозунгов.

У «Единой России» идеи есть. У них есть и эксперты с графиками в руках. Как минимум их предложения имеют какой-то рациональный фундамент. И, похоже, все политики и эксперты, кто хоть как-то пытается думать о будущем – в группе сторонников пенсионных изменений. Посмотрим, как парламент будет работать с поправками к закону перед вторым чтением.

..............