Правда куда более проста, нежели выдумки о «русской угрозе»

@ kremlin.ru

10 августа 2018, 19:10 Мнение

Правда куда более проста, нежели выдумки о «русской угрозе»

Разве же может современный здравомыслящий человек поверить, что масштабное сотрудничество русских с Афоном, их безудержная тяга к нему связана вовсе не с желанием свергнуть греческое правительство?

Ирина Алкснис Ирина Алкснис

обозреватель РИА «Новости»

Они не способны понять Россию, даже когда правда о ней находится у них перед самым носом. А то, что подобную слепоту выказывают даже очень культурно и исторически близкие нам страны, просто угнетает. Хотя это, конечно, их проблема, а не наша.

Осложнение отношений между Россией и Греций вышло на новый виток. Прошла информация о том, что имеют место многочисленные случаи отказа в греческой визе священникам РПЦ.

Официально, разумеется, никаких объяснений не дается, но еще на предыдущем раунде охлаждения – с высылкой российских дипломатов – от инсайдеров стало известно, что Афины среди прочего раздражены высокой активностью России (во всех ипостасях – и государства, и общественных структур, и просто частных лиц) на Афоне.

Это, кстати, чистая правда. Речь идет как о сотрудничестве, так и о помощи, которую оказывают монашескому государству на Святой горе самые разнообразные силы и люди, связанные с Россией. Причем деятельность эта поддерживается Москвой на самом высоком официальном уровне. У многих до сих пор свежи воспоминания о визите на Афон Владимира Путина пару лет назад.

Уж какую угрозу национальной безопасности разглядели в этих усилиях России греческие власти, можно только предполагать. Но нет особых сомнений, что их версия наверняка отличается феерическим уровнем бредовости.

В то время как правда лежит на поверхности и куда более проста, нежели все популярные ныне выдумки о «русской угрозе».

Россия активно взаимодействует с Афоном действительно не просто так. Проблема в том, что касается это сотрудничество весьма деликатного и сложного – если не сказать, странного – вопроса, который способен вызвать откровенное недоверие людей, настроенных атеистически и строго рационально. Возможно, именно поэтому западные партнеры в упор не способны разглядеть смысл происходящего, давая волю своей фантазии в приписывании Москве зловещих и коварных замыслов.

Россия – наверное, последняя из развитых стран мира – по-настоящему верит в значение и силу таких рационально непостижимых вещей, как высшие идеи и связанные с ними символы, ритуалы, церемонии, сакральные объекты и святые места. Когда у нас поминают знаменитое высказывание фельдмаршала Миниха, то слова о том, что Россия управляется напрямую Богом, в большинстве случае цитируются даже без особого юмора, просто как факт.

Кстати, дело может быть не только в вере в Бога. То же самое касается любой высокой идеи и связанных с ней вещей, которые требуют от человека приподнятия себя над сиюминутным и бренным и стремления к чему-то более высокому: от «жизнь за други своя» до «строительства коммунизма». В России подобные вещи продолжают оставаться частью реальности.

Возможно, где-то здесь стоит искать одну из причин, по которой Россия смогла преодолеть 1990-е. Возможно, именно поэтому она справлялась со всеми катастрофами в своей истории.

Материалисты скажут, что в этом нет ничего сверхъестественного. Просто воля миллионов людей, объединенных общей идеей, способна на грандиозные достижения.

Нематериалисты допустят существование высшей силы, которая раз за разом помогает нашей стране за ее верность вечным и высшим идеям, требующим сверхусилий и самоотречения.

Да это, в общем, и неважно.

Важно то, что не только народ, но и власть в России верит в силу этих вещей. Верит – и последовательно работает для их поддержки. Это проявляется не только в религии.

Вовсе не случайно российские атомные подводные ракетоносцы носят имена древнерусских князей, а действующим воинским частям присвоены почетные наименования их предшественников, покрывших себя славой в ходе Великой Отечественной войны. Дело не столько в том, что это красивые наименования, сколько в том, что имена и символы обладают собственной силой, которой и делятся со своими носителями. Во всяком случае, в России в это действительно верят.

Ну а про государственную поддержку традиционных для страны религий можно говорить очень долго. Критики обычно в этом видят просто замену ушедшего в небытие коммунизма как доминирующей идеологии, пресловутый «опиум для народа».

Однако дело обстоит куда сложнее. Строительство православных храмов в Арктике и Антарктиде, восстановление российских владений в Палестине, активное сотрудничество с Афоном и еще очень многое другое – все то, что нельзя списать на решение сиюминутных внутриполитических задач. Более того, это явно избыточно, если подходить к данному вопросу со строго рациональных пропагандистских позиций. Вся эта деятельность относится к совершенно непрагматичному стремлению приблизиться к чему-то вечному и высшему.

Кто-то может позлословить по поводу желания российской власти «отмолить грехи» через щедрые вливания в духовные (или, если угодно, церковные) проекты. Собственно, это не такой уж редкий жанр в ваших интернетах.

Вот только в каких еще странах первые лица открыто демонстрируют принятие того, что им (как любым государственным деятелям) есть что «отмаливать», или хотя бы просто понимание, что в мире есть высшая сила, которая в итоге спросит за все, в том числе и с них?

Так и получается, что духовные усилия России (от отдельных верующих до больших государственных проектов) сплетаются в настолько мощный единый поток, что куча народу во всем мире откровенно пугается по этому поводу и видит в происходящем зловещие планы Москвы.

Разве же может современный здравомыслящий человек поверить, что масштабное сотрудничество русских с Афоном, их безудержная тяга к нему связана вовсе не с желанием свергнуть греческое правительство, а со стремлением причаститься священному месту – с затаенной надеждой, что Бог, как и предыдущую тысячу лет, не оставит Россию?

Мы сами тоже, в общем и целом, современные и здравомыслящие люди. Вот только каждый год миллионы людей ощущают, что в России происходит что-то очень важное и правильное, когда Сергей Шойгу крестится, выезжая из ворот Спасской башни на День Победы.

..............