Громкие победы и раньше случались в российском футболе. Крайне редко, но случались: над Францией в 1999 году, над Голландией в 2008-м. Но эти эпизоды никак не изменяли общей картины.
А вот то, что произошло на ЧМ-2018, – это историческое достижение как для российского футбола, так и для всего общества. Его суть очень точно сформулировал Станислав Черчесов, обращаясь к игрокам: «Вы стали со страной по-настоящему единым целым!»
Пожалуй, впервые 23 пацана в форме России бились за каждого из нас – в равной мере за любого из 146 миллионов – как за себя. Пахали от свистка до свистка, как в последний раз. Лозунг сборной «Мы играем за вас!» оказался не расчетливым пиар-ходом, а искренним движением души ребят, которые не просто играли в футбол, а сражались за что-то большее, чем голы и очки.
Как признался Артем Дзюба в эфире после матча в Сочи, не сдержав слез: «Мы хотели, чтобы нами гордились, хотели доказать, что футбол в России жив!» И это ключевой момент.
Давайте признаем: на протяжении всех постсоветских лет сборная России была лишена главного – ощущения настоящей команды и единства со страной, того самого русского духа непобедимости, когда бьешься даже тогда, когда нет никаких шансов. Этот дух массово проявляли олимпийские спортсмены, хоккеисты, даже паралимпийцы, но не футболисты.
Страна менялась, возрождалась, стала одерживать победы, держать удары «партнеров». Но это не касалось сборной России по самому популярному виду спорта: из года в год повторялась одна и та же беда – удручающее безволие и безразличие.
Слова Андрея Аршавина после провала на Евро-2012 откровенно продемонстрировали пофигизм футболистов тех лет: «Если мы не оправдали ваши ожидания, это ваши проблемы». А скандал с вечеринкой Кокорина и Мамаева в Монте-Карло, где под звуки гимна России разносили шампанское стоимостью 500 евро за бутылку после поражения на Евро-2016, только закрепили негативный образ зарвавшихся мажоров.
Российские футболисты превратились в антигероев, в тех, кого осуждали и клеймили позором. «Зажравшиеся», «деревянные», «звездуны», «булавины-лопыревы» (по фамилиям жен), «бездари» – это еще самые приличные эпитеты.
И вот произошло чудо – российские футболисты превратились в настоящих русских парней, мужиков и бойцов, для которых слова «честь», «страна», «народ» – не пустой текст рекламного ролика. Они открыли для себя и показали всем нам простую истину: что бороться, биться за свою честь и свою страну следует всегда и до конца. Несмотря ни на что. До последней секунды, до последнего вздоха, даже если его уже, кажется, не осталось.
Даже когда объективно, по логике и всем законам бытия, нет ни одного шанса – соперник в разы сильнее, нет ресурсов и сил, допущено много ошибок, все потеряно и проиграно – надо биться и умирать, потому что возможность победить есть всегда. И это по-русски.
Как произошло это чудесное перевоплощение? Надо спросить Станислава Саламовича, но боюсь, что и он не объяснит. Это история не о футболе, она о гораздо большем. Это история обретения братства, любви и единения – того самого чувства, которое способно творить чудеса и сворачивать горы. Пламенная речь Дзюбы перед пенальти с хорватами именно об этом: «Парни! Парни! Я горжусь вами! Я люблю вас! Сейчас просто насладитесь этим моментом!»
Эпизод, достойный гоголевского пера, из-под которого вышла речь Тараса Бульбы о товариществе: «Нет, братцы, так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе...»
Любовь – это и есть единение. Почувствовать себя огромной силой, будучи частью единства, товарищества, – великое чувство. Именно его испытали российские футболисты и вместе с ними миллионы русских людей летом 2018 года. Народ ответил на искренние чувства 23 игроков любовью.
На встречу на Воробьевых горах в прошедшее воскресенье пришли 24 тысячи россиян, но душой там была вся страна, она благодарила и чествовала ребят. Казалось бы, что праздновать после поражения, пусть и в четвертьфинале? Но, повторюсь, это история не о футболе. Россия на ЧМ-2018 почувствовала себя единым целым, пережив катарсис, как в 2014-м на Олимпиаде и при возвращении Крыма.
Однако не всем по душе такое сплочение, не все признали себя частью огромного товарищества. И речь даже не об аудитории «Эха Москвы», авторы которого страдают от каждой победы России, а о некоторых из тех, кто вроде бы идеологически им противостоит.
- Сборной России не хватило поддержки болельщиков
- Прямо сейчас Россия осваивает новые для себя формы патриотизма
- Красные не могут быть главными героями современной России
К примеру, один из ярких политических обозревателей телеканала «Россия» Константин Семин, убежденный коммунист и антизападник, написал в блоге:
«Мы едины? Нет, мы не едины. Тот, кто говорит, что мы едины, лжет. Это прекрасно знают все теперь: от учителей до пенсионеров, от ополченцев в Донбассе до пациентов с онкологическим диагнозом и предоперационной сметой на 120 000 рублей».
По мнению Семина, нынешнее единение вокруг сборной является противным нормальному гражданину патриотическим угаром, на самом же деле оно напоминает водяное перемирие в джунглях из мультфильма о Маугли.
Продолжая мысль – напившись эйфорией, все разбегутся и примутся с новой силой грызть друг друга, как дикие звери.
Чрезвычайно характерное сравнение, раскрывающее прежде всего само мировоззрение, присущее крайним левым радикалам и революционерам. По их мнению, нет никакого единства народа, не может быть никакой любви между разными социальными группами, между пенсионером, учителем, футболистом и богачом, владельцем клуба. Последнего и вовсе надо, в лучших традициях революционеров, уничтожить, стереть с лица земли.
Чувство справедливости – горячее и наиважнейшее для русского сознания – искажается здесь до полной противоположности, вместо созидания запуская разрушение.
Как говорил вечно молодой Ильич, «прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться». Но беда в том, что размежевание, стоит только его запустить, заканчивается гражданской мясорубкой, которую, как мы помним по истории столетней давности, можно остановить ценой еще более жестокого усмирения в виде контрреволюционных репрессий.
При всем положительном значении советского прошлого оно показало, что узко классовое понимание ошибочно, оно сводит все к дарвиновской борьбе эгоизмов, бессердечных существ, отрицающих родство и общую историю.
Сам СССР сумел состояться только благодаря отказу от левацкого размежевания и переходу к государственному строительству на основе общих традиционных ценностей – собственно, уже Ленин спустя 20 лет после слов о размежевании призвал бороться с «детской болезнью левизны» в коммунизме. Которая, впрочем, уже успела унести миллионы русских людей (не без помощи и белого террора).
Такую альтернативу предлагает Семин вместо единства?
Да, в нашем Отечестве немало острых проблем и социальных язв, немало граждан с низким достатком, а главное – существующий экономический уклад несправедлив в своей основе.
Либерализм, даже при всем его очеловечивании за последние 15 лет, по-прежнему верен ошибочному и разрушительному принципу, согласно которому человек человеку волк. Но загвоздка как раз в том, что никакие социально-экономические догмы – будь то либеральные или левые – не помогут достичь справедливости, но приводят только к размежеванию и вражде. Размежевание, предлагаемое левыми, приведет к тому же принципу – только сменятся шкуры волков.
Но если же каждый из нас, независимо от статуса и достатка, почувствует себя частью единого целого, проникнется товариществом к каждому соотечественнику, тогда все задачи – даже самые невероятные – нам станут по плечу.
И в этом главный урок сборной России – 2018.
Когда они думали только о себе – они были бессильны, как только они стали единым целым со страной, стали биться за ближнего своего – случилось чудо. Только благодаря единству и любви к ближнему как к брату можно преодолеть все проблемы – от спортивных до социально-экономических и духовных.
Ведь здесь простая логика – если ты делаешь для себя, ты слаб, как бы ни был богат, ты чужой для всех, тебя презирают или даже ненавидят; если жертвуешь собой ради другого и товарищества – то ты становишься частью огромной силы.
Любовь к товариществу и национальное единение не означают примирения с несправедливостью и подлостью: наоборот, от всех участников братства требуется быть честными по отношению к ближнему.
Но товарищество достигает справедливости не насилием, не принуждением, а укором и общественным порицанием и только в особых случаях прибегает к наказанию (как убийство сына Бульбы Андрея за предательство).
Случается и так, что нутро самого человека, попадая в очистительное горнило товарищества, меняется в лучшую сторону, очищается от худших помыслов. Таких примеров множество, но люди их редко озвучивают: не каждый осмелится рассказать о сугубо личных переживаниях.Повторюсь, единение народа не отрицает необходимости решения социально-экономических проблем, борьбы с коррупцией, сокращения разрыва в доходах, доступности квалифицированной медицины, достойных пенсий и развития культуры – но всего этого возможно достичь только при ощущении всех нас единым целым.
В дальнейшем важно не потерять этого чувства. Нет, праздники и победы не будут длиться постоянно, как в футболе, так и в жизни – обязательно наступят трудные будни, испытания и поражения.
Но чувство товарищества необходимо сохранить – как футболистам, так и всему народу. Ибо мы не звери в джунглях, а люди одной... нет, не крови, как у Киплинга, а души, как у Гоголя. Ибо «породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек».