Сколько еще будет дуть мусорный ветер

@ Максим Блинов/РИА Новости

22 марта 2018, 12:50 Мнение

Сколько еще будет дуть мусорный ветер

Мусорные полигоны стали бичом Подмосковья. Как так получается, что Роскомнадзор и другие компетентные органы не обнаружили превышения нормативов вредных веществ? Проблемы в нормативах, в работе самих ведомств или в чем-то еще?

Ирина Алкснис Ирина Алкснис

обозреватель РИА «Новости»

Первая мысль, которая мне пришла в голову, когда я услышала о вчерашних событиях в Волоколамске, была о том, что получило еще один аргумент в свою поддержку распространенное мнение о феноменальной, прямо-таки сверхъестественной везучести Владимира Путина.

Случись все это неделей раньше, и предвыборная кампания российского президента на самой финишной прямой получила бы, разумеется, не смертельный, но крайне неприятный удар. Можно не сомневаться, что произошедшим на полную катушку воспользовались бы его противники. В результате кампания на самом финише оказалась бы некрасиво смазана в информационном поле.

Однако все случилось спустя три дня после выборов, и теперь попытки использовать события вокруг полигона «Ядрово» в тех или иных политических схемах против федеральных властей, включая лично президента, обречены на провал. Весь пар просто уйдет в свисток в конечном итоге.

В то же время на ситуацию можно посмотреть с другой стороны и сказать, что это не Путину повезло, это нам с вами всем повезло.

Клубок событий в Волоколамске из той серии, что невозможно решить быстро и легко. Разрубить его как гордиев узел не получится. Зато очень удобно использовать в политических манипуляциях и спекуляциях.

Но в этом клубке скрывается запутанный узел сложнейших и крайне острых проблем, которые на самом деле требуют своего решения – но системного, последовательного и реального, а не популистских истерических выкриков.

Мусорные полигоны за последние десятилетия действительно стали бичом Подмосковья, да и не только его. В этой сфере реально произошло сращение недобросовестных и откровенно криминальных бизнес-схем с чиновничьей коррупцией такого размаха, что вообще не понятно, с какой стороны к этой гидре подходить.

Кроме того, «мусорная» тема тянет за собой огромное количество связанных с ней проблем – социальных, экологических, экономических и прочих.

Теоретически мы, как образованные современные люди, все это понимаем и решительно поддерживаем прогресс в этом отношении – раздельный сбор, современные методы сортировки и переработки мусора, в общем, все, чтобы дети (и взрослые тоже) не попадали в больницы из-за выбросов свалочного газа.

Вся эта ситуация представляется нам – и абсолютно справедливо – вопиющей, требующей принципиального и системного решения.

Однако возникает вопрос, проявит ли большинство людей такое же понимание и гражданскую ответственность, когда в ежемесячной платежке за коммунальные услуги в строке «Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов» будет фигурировать цифра, от которой глаза на лоб полезут?

Или когда на потрясенный вопрос «почему так дорого?» предприниматели будут отвечать: «А вы знаете, сколько мы платим за вывоз и переработку мусора»? И это не считая высоченных штрафов за нарушение правил раздельного сбора, который тоже необходим.

А все это в итоге неизбежно для системного решения «мусорной» проблемы, потому что сброс мусора на полигоны, расположенные относительно недалеко от места вывоза, – самый дешевый и простой способ от него избавиться.

Услуги мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов будут стоить куда дороже. И нам – абсолютно всем нам – придется за это платить. Чтобы жители Волоколамска, Балашихи и еще множества мест могли дышать нормально и чтобы их дети не попадали в больницы.

Это только краешек очевидных даже дилетанту проблем. Потому что есть еще масса других вопросов, требующих как внимания специалистов, так и общественного осмысления.

Например, как и почему так получается, что Роскомнадзор и другие компетентные органы не обнаружили превышения нормативов вредных веществ, в то время как к врачам попали десятки детей? Проблемы в нормативах, в работе самих ведомств или в чем-то еще?

Тут сразу же на ум приходит запах сероводорода, регулярно последнее время заполоняющий половину Москвы, однако пока все ограничивается успокаивающими мантрами ответственных лиц, что в этом нет ничего страшного. Не очень помогает, надо признать.

Про местные власти, которые годами в том же Волоколамске отделывались прикрывающими отписками и в итоге довели почти до социального взрыва, разговор вообще отдельный.

Теперь для того, чтобы исправить их «художества», приходится задействовать вертикаль власти почти до самого верха – от Совета по правам человека до Следственного комитета, а заодно тратить незапланированные огромные деньги из бюджета, чтобы экстренно заткнуть возникшую «дыру».

Хотя реакция региональных и федеральных властей – оперативная и по существу – гарантирует, что в итоге волоколамская проблема будет благополучно решена.

Правда, можно не сомневаться, что потом порвется в другом «тонком месте», и подмосковному (или какому-нибудь другому) губернатору придется мчаться туда, чтобы экстренно решать проблему. И так будет продолжаться до тех пор, пока «мусорная» проблема не будет решена в стране системно и вся эта сфера не будет переведена на современные и экологически безопасные рельсы.

Ах да, есть еще один очевидный момент.

Можно понять возмущение людей, доведенных до крайности и отчаяния, чьи дети попали в больницу. Вот только поможет ли в решении проблемы применение насилия в отношении чиновников, даже если они действительно внесли свою лепту в ее возникновение?

На одной соседней территории нерадивых бюрократов в мусорные контейнеры запихивают. Говорят, что частенько абсолютно заслуженно.

Вопрос в том, помогает ли этот способ решению существующих проблем и стоит ли России двигаться по тому же пути?

..............