Взгляд
14 декабря, четверг  |  Последнее обновление — 01:07  |  vz.ru
Разделы

За избавление от украинского языка придется платить

Денис Селезнев, блогер
Рассудить, является ли закон об образовании достаточно европейским по своей сути или нет, взялась Венецианская комиссия. И, в общем-то, получилось как всегда. Ответ комиссии напоминает известный диалог из «Убить дракона». Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Почему у Грузии получилось, а у Украины не очень?

Андрей Бабицкий, журналист
Если в 2012-м не слишком хорошо знали детали происходящего в Грузии, то сегодня информации о событиях в другой стране, тоже вставшей на путь демократизации, достаточно для того, чтобы точно оценить существо вопроса. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Пять главных слагаемых сирийской победы

Игорь Димитриев, политический эмигрант
За два года войны через Хмеймим прошло много солдат и офицеров. Каждые несколько месяцев практически полностью менялся состав группировки. Эта российская армия разительно отличается от пестрого войска, переходившего в 2008-м Рокский тоннель. Подробности...
Обсуждение: 34 комментария

    Показан проект «самого экологичного» круизного лайнера

    Японская НПО Peace Boat и финская судостроительная компания Arctech обнародовали амбициозный план – сделать морские круизы менее вредными для окружающей среды. Они запустили работу над амбициозным проектом по созданию экологически чистого круизного лайнера Ecoship, постройка которого обойдется примерно в 500 млн долларов
    Подробности...

    Путин прилетел на авиабазу Хмеймим в Сирии и объявил о выводе российских войск

    Владимир Путин впервые посетил Сирию. Он принял там парад личного состава авиабазы Хмеймим и пообщался с президентом САР Башаром Асадом. В ходе этого исторического визита он объявил о победоносном завершении российской военной кампании в этой стране и велел приступить к возвращению наших военных на Родину
    Подробности...

    Умер Леонид Броневой

    Артист театра и кино, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Леонид Сергеевич Броневой ушел из жизни на 89-м году жизни. Прощание с ним пройдет в понедельник в Большом зале «Ленкома». Власти Москвы уже заявили о готовности увековечить его память
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В Кремле раскрыли причины информационной войны против России

        Главная тема


        Власти Украины и Польши сближает только общая ненависть к России

        спортивные победы


        Российская сборная взяла сразу несколько золотых наград на ЧЕ по плаванию

        социальное расслоение


        Милонов пожаловался на слишком дорогих осьминогов

        «серьезная ситуация»


        Украинский генерал: Наши танки неэффективны, а боеприпасы скоро закончатся

        «писалось очень быстро»


        Депутат из ЯНАО объяснила слова про «город Бундестаг»

        «Год в поиске»


        Google и «Каста» рассказали о самых популярных темах 2017 года

        второе поколение


        Экипировку «Ратник» не удалось пробить во время боевого применения

        российские ВКС


        Опубликовано видео экстремального обгона Су-30 истребителем Су-35

        рекордные показатели


        Почему «успех российского кино» нам только кажется

        «на дальних подступах»


        Игорь Димитриев: Пять главных военно-политических достижений, которых удалось добиться в Сирии

        Сменяемость власти


        Сергей Худиев: «Сменяемость» – это такая вишенка на торте, и для начала надо иметь торт

        «космическое равнодушие»


        Андрей Бабицкий: Оправдание нацизма происходит в одном из главных кинозалов российской столицы

        на ваш взгляд


        Госдума установила финансовые выплаты при рождении первенца. Знаете ли вы людей, для которых подобная выплата может стать определяющей с точки зрения планирования рождения детей?


        Порошенко и США удалось одержать тактическую победу

        Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга
           6 октября 2017, 22:22
        Фото: stoyakin.org.ua

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        4 октября в Верховной раде Украины были зарегистрированы два законопроекта о реинтеграции Донбасса, внесенных президентом Петром Порошенко. Затем последовали еще несколько альтернативных.

        Через два дня, после бурных баталий, проекты с некоторыми изменениями прошли первое чтение. В чем же состоит их суть и почему их принятие натолкнулось на такое ожесточенное сопротивление?

        Президентские проекты

        Петр Порошенко внес два проекта – об обеспечении суверенитета над Донбассом (7163) и о создании условий для мирного урегулирования (7164).

        Основные идеи проектов следующие:

        1. Россия признается агрессором, осуществившим захват части украинской территории – как непосредственно, так и при поддержке террористов.

        2. Отдельные районы Донецкой и Луганской областей объявляются оккупированной территорией, на которой действуют оккупационные органы власти РФ. Украина не несет ответственности за происходящее там.

        3. В случае переговоров приоритетным является обеспечение режима безопасности в соответствии с Минскими соглашениями. О политических условиях Минска не упоминается.

        4. Вместо АТО осуществляется операция по «обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях». Этой нормой узаконивается использование на территории страны в мирное время армии (ранее это было незаконно, но она все равно использовалась).

        Около трибуны несколько раз возникали рукопашные  схватки(фото: РИА Новости)
        Около трибуны несколько раз возникали рукопашные схватки (фото: РИА «Новости»)

        5. Руководит всеми силами в зоне боевых действий Объединенный оперативный штаб ВСУ. Среди его функций – координация и контроль деятельности военно-гражданских администраций и определение порядка пересечения людьми и товарами линии разграничения (последнее – по согласованию с СБУ и министерством по делам оккупированных территорий).

        6. Принятием этого закона ВР дает согласие на объявление президентом состояния войны в любой момент времени.

        7. В проекте, по сути, ничего не говорится о том, каким именно образом будет возвращена территория Донбасса. Есть общие рассуждения о необходимых мерах по восстановлению суверенитета и отражению агрессии.

        8. Проектом 7164 на год продлевается действие закона об особом порядке местного самоуправления.

        Проект и Минск

        С одной стороны, в тексте проекта упоминаются Минские соглашения (что, в случае принятия, ввело бы эти соглашения в законодательное поле Украины), а закон об особом порядке самоуправления (проект 7164) является элементом политического урегулирования.

        Это вызвало протест со стороны радикальных фракций ВР (включая формально лояльный правящей коалиции «Народный фронт»).

        Секретарь Совета нацбезопасности Александр Турчинов утверждает, что формулировка проекта предполагает политическое урегулирование после возвращение территории ЛДНР Украине. Но, на мой взгляд, ссылка на требования безопасности в Минских соглашениях вряд ли может быть так оценена.

        Есть, однако, мнение, что Минские соглашения этим проектом полностью отбрасываются.

        Во-первых,

        законопроект меняет статус России: она становится стороной конфликта.

        Если Россия – агрессор и оккупант, а в Донбассе находятся регулярные российские войска, значит, нужны новые соглашения, в которых будут четко определены обязательства российской стороны (прекратить огонь, отвести войска и т. п.). В Минских соглашениях никакие обязанности России не предусмотрены.

        Во-вторых, стороной Минских соглашений являются «представителями ОРДЛО». В рамках минской контактной группы со стороны населения «отдельных районов» выступают представители ЛДНР.

        Законопроект же предполагает, что в ОРДЛО находятся только российские оккупационные власти, а значит, возникает проблема представительства (справедливости ради, возникла она не вчера – предлагалось уже несколько вариантов замены в переговорном процессе представителей ЛДНР на людей, приемлемых для Киева).

        В общем, принятием такого акта Украина навязывает необходимость принятия новых соглашений, с другим статусом РФ и отказом от политического урегулирования внутри Украины.

        Готовы ли к столь радикальной постановке вопроса страны «нормандского формата» – большой вопрос.

        Смысл такой «двойной бухгалтерии» в том, что Украина не собирается выполнять Минские соглашения в части политического урегулирования, но действующие против РФ санкции опираются именно на Минские соглашения («невыполнение» их Россией является причиной продления).

        Проект как инструмент узурпации власти

        Признание вооруженной оккупации части территории Украины со стороны РФ предполагает состояние войны по умолчанию. Т. е. следствием принятия такого закона должно быть введение военного положения, объявление войны и т. п.

        Правда, формулировка военной операции невнятная – похоже, она не предполагает проведения наступательных действий.

        В соответствии с украинским законом о правовом статусе военного положения, оно может вводиться на территории всей страны или ее части, но сопутствующие ему ограничения политических свобод (запрет на переизбрание президента и Рады) связаны только с самим фактом военного положения, без уточнения деталей.

        Т. е. военного положения может не быть, а потом, когда президент убедится, что он не может победить на выборах, он своим указом его вводит и откладывает выборы до лучших времен.

        Понятно, что конкурентов Порошенко (Юлию Тимошенко, прежде всего) это не устраивает.

        Законопроект об оккупации

        Именно так имеет смысл назвать альтернативный проект, предложенный фракцией «Самопомощь».

        Основные его отличия от президентского проекта следующие:

        1. Указываются сроки начала оккупации (как это сделано в принятом еще в 2014 году законе о статусе Крыма и Севастополя).

        2. Помимо Донбасса речь также идет о возвращении Крыма.

        3. Четко описывается процедура «деоккупации». В частности, ее элементом является введение военного положения в свежеосвобожденных районах сроком на один год.

        Есть четкие сроки введения и продолжительности военного положения. Дело в том, что в законопроекте Порошенко есть теоретическая возможность продлить полномочия президента и Рады на срок до 35 лет, если вводить военное положение в каждом из районов поочередно (в ДНР входит 13 городов и 5 районов, а в ЛНР – 11 городов и 6 районов).

        4. Запрещается торговля с оккупированными территориями, прекращается социальное и пенсионное обеспечение.

        5. В ст. 5 проекта перечисляются обязанности РФ как оккупанта (!). Кроме того, определяется ответственность России за происходящее на территориях ЛДНР, т. е. на нее налагаются репарации.

        Принципиально отличие этого проекта в его идеологии: если в версии Порошенко речь идет о деоккупации Донбасса, который захвачен вражескими войсками, то в проекте «Самопомощи» фактически речь идет об оккупации охваченного гражданской войной региона (зачем иначе лишать людей прав?), а Россия хоть и называется агрессором, но фактически выступает в качестве стороны, для которой закон обязателен к исполнению.

        Как сторонники львовского мэра Садового собираются добиться от России таких беспрецедентных действий, в законопроекте не сообщается.

        Законопроект о войне

        Еще один альтернативный законопроект представляет позицию наиболее радикальных украинских националистов из числа представленных в парламенте. Он подан депутатами от «Свободы» и «Национального корпуса» (гражданские структуры полка «Азов»). Документ явно писался в спешке и, что называется, на коленке – некоторые предложения в нем вообще обрываются на полуслове.

        Особенности его следующие:

        1. В отличие от проекта «Самопомощи», речь идет только о Донбассе. Нет там и дат оккупации.

        2. Так же, как и в проекте «Самопомощи», запрещается торговля с оккупированными территориями.

        3.Определяется, что

        ЛДНР, с одной стороны, осуществляют административно-управленческие функции на территории ОРДЛО, а с другой – являются террористическими организациями.

        Как эти два тезиса укладываются в одной общей картине, лучше не спрашивать. В других законопроектах республики Донбасса поименно не упоминаются. Из контекста президентского проекта следует, что они считаются «российской оккупационной администрацией», террористическими же организациями считаются их вооруженные силы.

        4. Проект предполагает конфискацию имущества страны-агрессора на территории Украины.

        5. Нормы, связанной с особенностями введения военного положения, в проекте нет.

        6. Отдельным законопроектом предполагается прекращение действия закона об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО с момента принятия закона о восстановлении государственного суверенитета.

        В общем, тут речь ни о каком мирном урегулировании, что с Донбассом, что с Россией, не идет. Только война.

        «Протокол разногласий»

        Итак, между украинскими парламентариями по вопросам войны и мира существует три группы противоречий.

        Во-первых, стоит вопрос о том, с кем же, собственно, идет война. Считать ли противником в ней Россию, ЛДНР или тех и других сразу?

        Во-вторых, нет консенсуса по вопросу об отношении к Минским соглашениям. Нужно ли декларировать приверженность к ним?

        Здесь следует обратить внимание на то, что, несмотря на всю жесткость формулировок проекта Порошенко, он оставляет заметный зазор для исполнения соглашений (он сохраняется даже после удаления из текста упоминания о Минске).

        Как показали дальнейшие события, собрать голоса для того, чтобы провести эту норму, не удалось. Не помогли даже заверения в том, что без этого против России не будут продлены животворящие санкции.

        Противники Минска небезосновательно полагают, что, как бы они ни голосовали, западные санкции никуда не денутся.  

        В-третьих, украинские депутаты расходятся в определении формата мирного урегулирования. Нет, относительно выполнения политических требований Минских соглашений вопрос не стоит в принципе. В этом вопросе у большинства в Раде полный консенсус.

        Но вот вне того, что прописано в соглашениях, есть две модели того, что украинские политики считают мирным урегулированием. У Порошенко хотят действовать в дальнейшем так же, как и в районах Донбасса, которые уже находятся под контролем Украины. Они не имеют никаких особых прав, но равноправны с другими регионами страны.

        Радикалы же требуют радикальной зачистки, последующей «люстрации» с поражением в правах.

        Парламентские баталии и их результат

        Рассмотрение законопроекта в Раде сопровождалось разнообразными спецэффектами.

        Учитывая запланированную на 7 октября встречу Суркова и Волкера, президент сразу взял быка за рога – 4-го проект был зарегистрирован, а уже 5-го, на вечернем заседании, секретарь Совета нацбезопасности Турчинов и спикер Парубий сделали попытку протащить проект в сессионном зале.

        Это немедленно вызвало ответную реакцию.

        Трибуна была заблокирована представителями «Самопомощи». Выступавшая от имени фракции Оксана Сыроед заявила, что в президентском проекте «нет правды», ибо не названы даты оккупации, отделен вопрос Крыма и не описаны детальные мероприятия по деоккупации и защите прав человека на оккупированных территориях.

        Надежда Савченко сломала микрофон Турчинова, который обвинил «Самопомощь» в работе на Кремль (ну а в чем еще?). Заседание пришлось закрыть.

        Всю ночь шла активная работа. С одной стороны, депутатов «нагибали» на голосование, с другой – сделали уступки.

        Из президентского проекта были изъяты упоминания о Минских соглашениях, что было оправданно не только с политической, но и с правовой точки зрения – Минские соглашения не являются межгосударственным договором.

        Кроме того, было достигнуто соглашение относительно внесения в текст проекта вопроса о статусе Крыма до второго чтения.

        Утром 6 октября возобновилось голосование и, несмотря на сопротивление несогласных (около трибуны несколько раз возникали рукопашные схватки), голосование было продавлено.

        Первый из двух президентских проектов был принят в первом чтении 233 голосами. Голосовали фракции Блока Петра Порошенко, «Народного фронта», Радикальной партии и группа «Воля народа».

        За закон о продлении действия закона об особом порядке местного самоуправления проголосовали 229 депутатов. Голосовали БПП (кроме радикально проамериканской группы т. н. еврооптимистов), НФ, несколько депутатов из Оппозиционного блока, оппозиционная фракция «Возрождение» (представленная в основном бывшими регионалами) и «Воля народа».

        Свободовец Левченко метнул дымовую шашку, но мужественный и, главное, опытный в деле использования дымовых шашек в законодательном процессе спикер Парубий ликвидировал задымление.

        В общем, Петру Порошенко (и, вероятно, США – судя по риторике Курта Волкера, проект был согласован с ним) удалось одержать тактическую победу.

        Проекты, однако, приняты только в первом чтении – предстоит внесение изменений, утряска юридических деталей и принятие в целом. И, главное, ждем реакцию заинтересованных сторон.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        За избавление от украинского языка придется платить

        Денис Селезнев, блогер
        Рассудить, является ли закон об образовании достаточно европейским по своей сути или нет, взялась Венецианская комиссия. И, в общем-то, получилось как всегда. Ответ комиссии напоминает известный диалог из «Убить дракона». Подробности...

        Почему у Грузии получилось, а у Украины не очень?

        Андрей Бабицкий, журналист
        Если в 2012-м не слишком хорошо знали детали происходящего в Грузии, то сегодня информации о событиях в другой стране, тоже вставшей на путь демократизации, достаточно для того, чтобы точно оценить существо вопроса. Подробности...
        Обсуждение: 13 комментариев

        Пять главных слагаемых сирийской победы

        Игорь Димитриев, политический эмигрант
        За два года войны через Хмеймим прошло много солдат и офицеров. Каждые несколько месяцев практически полностью менялся состав группировки. Эта российская армия разительно отличается от пестрого войска, переходившего в 2008-м Рокский тоннель. Подробности...
        Обсуждение: 29 комментариев

        Давайте дадим России еще несколько спокойных лет

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        «Власть должна быть сменяемой» – это часть нашей «демократической» картины мира. Я не то чтобы принципиально против. Просто «сменяемость» – это вишенка на торте, и для начала надо иметь торт. Я не уверен, что торт у нас уже есть. Подробности...
        Обсуждение: 162 комментария

        Самая правозащитная правозащита

        Петр Акопов, заместитель главного редактора газеты "Взгляд"
        Владимир Путин присудил госпремию «За выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности» Людмиле Алексеевой. В этом же году президент заезжал к ней в гости, специально чтобы поздравить с 90-летием. То есть Алексеева – это теперь «честь, ум и совесть нашей эпохи»? Подробности...
        Обсуждение: 115 комментариев

        Так воюют не стервятники, а защитники

        Эдуард Биров, журналист
        Стоит посмотреть глазами из Чечни 1994 года на победу в Сирии 2017-го, чтобы понять, как много уже сделано и пройдено Россией на расстоянии одного поколения. Если вдуматься и прочувствовать жизнь страны как собственную, это настоящее чудо. Подробности...
        Обсуждение: 24 комментария

        Кто кого победил в двух мировых войнах

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Бурная реакция наших политиков на рядовую, в общем-то, реплику Дональда Трампа о победе США в Первой мировой явно не соответствует ее значимости. Хуже то, что сейчас, в предновогоднюю пору, в наших торговых центрах звучит повсюду «Джингл беллз». Подробности...
        Обсуждение: 113 комментариев

        Рваный пакет оппозиции

        Антон Крылов, журналист
        У либералов вся консервативная оппозиция находится в огромном слепом пятне. Для них консерваторы – это «авангард провластных сил», «самые радикальные сторонники власти», «новые черносотенцы». В чем же причина этого слепого пятна? Подробности...
        Обсуждение: 42 комментария

        Изображать жертву выгоднее, чем брать ответственность

        Виктория Федотова, журналист
        Пока одни полгода убивались, что премьера балета «Нуреев» об одном из самых талантливых советских танцоров перенесена на 2018 год, другие купили билеты на премьеру постановки Кирилла Серебренникова, намеченную на 9 и 10 декабря. Подробности...
        Обсуждение: 87 комментариев

        Своим решением по Израилю Трамп передал пас Москве

        Надана Фридрихсон, телеведущая, эксперт по Ближнему Востоку
        Трампа называют поджигателем войны, который открыл врата ада, и в чем-то они правы. Американский лидер действительно развязывает новую войну против Ирана. Но делает это не сгоряча. Это вполне выверенный шаг. Подробности...
        Обсуждение: 32 комментария
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............