Давайте не будем последовательны

@ facebook.com/tatiana.shabaeva

16 сентября 2016, 14:00 Мнение

Давайте не будем последовательны

Всякий раз, как в общественной дискуссии призывают руководствоваться «последовательностью», я начинаю тревожиться. Примеров предельной последовательности – в том примитивном виде, как она понимается массово, – множество.

Татьяна Шабаева Татьяна Шабаева

журналист, переводчик

Зима 1944 года. Павловск стерт, сметен войной, неотличим от общего угнетенного пейзажа. Императорский дворец сожжен, мосты взорваны, старинный парк вырублен.

Да, между прочим, это еще и не Павловск – это Слуцк, в честь погибшей под Царским Селом революционерки Берты Слуцкой.

Решение восстанавливать Павловск прежде удовлетворения насущных потребностей – непоследовательно. Но оно разумно

И вдруг его начинают восстанавливать.

До конца самой страшной войны в истории человечества еще больше года. А в парке Павловска на пьедесталы возвращают статуи античных богинь. Ему возвращают императорское имя. С 1946 года из руин начинают поднимать, выколдовывать утраченный дворец.

А зачем? Им, что ли, больше делать было нечего?

Да к тому же после того, как советская государственность впервые получила совершенно бесспорное признание собственной легитимности. Тогда, в 1946 году, советское государство могло вовсе не иметь корней – оно было спасителем человечества.

Зачем было корячиться без острой необходимости? Лучше бы раздали деньги нуждающимся…

Но как раз в том и дело, что именно во время войны советскому правительству понадобились более глубокие корни, чем героические революционерки. И именно после победы у Советов уже не было необходимости в спешном сочинении новой мифологии для обоснования своего права на власть.

Только теперь и можно было встать с императорами вровень. Похлопать по плечу. Вернуть имя. Не страшно.

А кроме того, порядок и красота должны быть еще потому, что враг хотел и прилагал старания, чтобы наступили хаос и убожество.

Решение восстанавливать Павловск прежде удовлетворения многих насущных потребностей, где нужда больнее и острее, – непоследовательно. Но оно разумно.

Всякий раз, как в общественной дискуссии призывают руководствоваться «последовательностью», я начинаю тревожиться. Пример предельной последовательности – в том примитивном виде, как она понимается массово, – это «если Евтушенко против колхозов, то я – за».

Если «либералов корежит» – значит, непременно совершается что-то обнадеживающее для патриотов. Если «евреи заволновались» – значит, где-то хорошо для русских. Где? Да непонятно. Где-то.

Зима 1944 года. Павловск стерт, сметен войной, неотличим от общего угнетенного пейзажа (фото: Фотохроника ТАСС)

Зима 1944 года. Павловск стерт, сметен войной, неотличим от общего угнетенного пейзажа (фото: Фотохроника ТАСС)

Вот написали мне недавно: если вы (то есть я) считаете, что бесплатный аборт лучше оставить только по медицинским показаниям и еще для женщин, переживших насилие, то «давайте будем последовательны» и признаем, что бесплатная медицина не должна быть для курящих и пьющих, они же сознательно наносят вред своему здоровью.

Я вижу продолжение этой цепочки.

Никакой бесплатной медицины – уж точно хирургии – для тех, кто занимается экстремальным спортом. Никакой бесплатной медицины для тех, кто ест много сладкого, соленого, жирного. Никакой бесплатной медицины для детей тех родителей, кто сознательно вступил в брак и родил ребенка от человека с высоким риском передачи наследственных заболеваний.

Никакой бесплатной медицины для многодетных родителей, «плодящих нищету». А что? Они знали, на что шли. Все последовательно.

Более того, страховые компании, заключая договоры, примерно этими соображениями и руководствуются: стараются учесть каждый дополнительный риск и «монетизировать» его.

Но если вы вдруг думаете, что я именно сейчас рассуждаю последовательно, – вы ошибаетесь. Существует и другая логика, этой совершенно противоположная. А именно: каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Каждый. И это – тоже последовательно.

Другой пример: убивать нельзя никогда, казнь – это тоже убийство, следовательно, смертная казнь недопустима даже для убийц. Вполне себе работающая и законодательно закрепленная на большей части «цивилизованного мира» логика.

Однако эти же цивилизованные страны «бомбят террористов», «проводят зачистки», и в это время риск ухлопать невинного человека, даже многих невинных людей – значительно больше, чем риск «казнить не того» по приговору суда.

Но смертная казнь под запретом, а на этот риск соглашаются, и судорог совести он не вызывает.

Последовательность – плохой инструмент, но как на свете без нее прожить? Ведь тогда, выходит, ни на что опереться нельзя?

Когда Иисус Христос говорил о левой руке, которая не знает, что делает правая, – он говорил о милостыне и щедрости. Он имел в виду хорошее. И в этом смысле был совершенно последователен.

Последовательность, имеющая смысл, – соответствие высказывания или действия его источнику. То, что у Христа было «о хорошем» – впоследствии, в употреблении ином и у иных, превратилось в символ бардака, разномыслия и двойных стандартов.

И то: даже Евтушенко иногда может быть «против колхозов», а сломанные часы дважды в сутки показывают точное время.

Что упрощает ситуацию?

Упрощает война, когда она национально-освободительная (как могло быть в Донбассе, если б целью была заявлена защита русских, русской идентичности), но не когда она гражданская (как в действительности было наворочено в Донбассе, где официально «одни украинцы воюют с другими украинцами»).

А больше ничего.

Крайней метафорой последовательности может служить ребенок, которого выплескивают с водой из ванны на том основании, что вода – гнилая и ребенок уже не жилец.

Вы можете сказать, что это неверно, потому что умный человек умеет отличить, где вода, где ребенок, и последнего ценит значительно выше.

Но это и есть самое сложное. Далеко не все в состоянии с симпатией относиться к чужим детям и отыскивать их в логике оппонента, которую соблазнительно – а иногда и очень легко – принять за гнилую воду.

Ничуть не лучше делать уступки неосмысленно, «потому что мама так учила», без понимания, что именно ты покупаешь уступкой и в чем именно уступают тебе.

Пример: сильный фактор, сделавший возможным массовые цветные миграции в развитые страны, – чувство вины белых за колониальную политику и за рабство. И это действительно было.

В то же самое время европейцы не вспоминают о том, что на протяжении многих веков существовало средиземноморское рабство, когда именно мусульмане захватывали европейцев в рабство, содержали их в жесточайших условиях…

Налицо уступка, которая делается бездумно, без памяти о собственном прошлом.

И, конечно, она не ценится: если сами иммигранты еще помнят, от чего они уехали, то их дети вырастают уже с мыслью «наши предки страдали от европейцев, европейцы должны нам за их страдания».

То же справедливо и для России.

Вспоминать недобрым словом крымские набеги, татаро-монгольское иго – у нас чаще не принято, оттого Совет муфтиев может отчитывать московскую власть таким вот восхитительным образом:

«Без Золотой Орды не состоялась бы государственность Московского царства и в целом России, да и всей российской системы управления и государственности…»

А на прошлогодней ярмарке non/fiction я слушала, как представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой зачитывает наградной текст, вручая городу Москве диплом за (цитирую) «особый вклад в сохранение русской культуры в период ордынского... тут так написано... неправильный текст...» – дальше Швыдкой не стал читать. В общем, Москву непонятно за что наградили каким-то дипломом.

Самое смешное, что все это нагромождение суетливой лжи – не нужно. Если вы признаете татаро-монгольское иго – это еще не значит, что вы должны мстить современным татарам. Если вы помните о крымско-татарских набегах – это еще не значит, что всех нынешних крымских татар надо депортировать.

Если вы помните сталинские репрессии – это еще не значит, что вы должны проклясть каждый шаг Сталина и каждое его дыханье.

Если вы не уважаете и прямо терпеть не можете Солженицына – это еще не значит, что все, что он написал, – глупость.

И если вы гордитесь великой Победой – это еще не значит, что все, имеющее к ней отношение, должно вызывать гордость.

Быть может, перестать залезать в прокрустово ложе «или – или», где так легко лишиться головы или ножек, – это и есть единственная доступная нам последовательность.

ВЫ СОГЛАСНЫ С АВТОРОМ?

290 голосов
35 голосов

..............