Во вторник, 17 мая, стало известно о создании дирекцией аэропорта Домодедово благотворительного фонда помощи жертвам теракта в 2011 году. Факт вроде бы позитивный – пострадавшие получат наконец компенсацию, как того желал председатель Следственного комитета России, объясняя цель арестов топ-менеджеров аэропорта, которые Генпрокуратура посчитала незаконными.
Представитель группы потерпевших сообщил, что ввиду данного обстоятельства его доверители будут ходатайствовать о прекращении уголовного преследования Дмитрия Каменщика – фактического владельца самой успешной воздушной гавани страны.
Впрочем, в среду, 18 мая, Мосгорсуд, рассматривая жалобу адвокатов Каменщика на продление ему меры пресечения Басманным судом, отказался ее отменить. Таким образом, революции в столичном судопроизводстве не произошло – правило нарушено не было. СКР в комментарии для «Ъ» сообщил, что надо было думать раньше и не доводить до дела. А прокуратура вновь ратовала за его прекращение. В общем, просвета не видно.
***
Похожим образом в 2014 году развивались события и с Владимиром Евтушенковым – основным акционером АФК «Система», владевшей компанией «Башнефть», приватизацию которой необходимо было оспорить государству: домашний арест, апелляции защиты и отказы в их удовлетворении.
Параллельно шел арбитражный процесс, в котором прокуратура выиграла у коммерсантов, даже несмотря на то, что сроки исковой давности для истребования нефтяной компании «из чужого незаконного владения» безвозвратно истекли. Обжаловать решение первой инстанции проигравшие юристы даже не пытались – себе дороже. Практически сразу после этого с Владимира Евтушенкова были сняты все претензии уголовно-правового характера.
Если с Домодедово история не повторяется по тому же сценарию, то, значит, мы живем не в России. Единственное отличие в том, что в деле Каменщика СКР действует без поддержки надзорного органа.***
Но важно не это! Значение имеет объективная сторона процесса, то есть способ совершения этого перераспределения активов.
По закону и по истинному смыслу своего существования в теории равноудаленные от любых сторон правоохранительные органы и суд не должны принимать участия в процессе слияния и поглощения, особенно под красивыми лозунгами о защите прав граждан от «олигархов». Россия это уже проходила в начале прошлого века. Результаты всем известны.
Нарушая закон избирательно по отношению к богатым, любой госорган лишь подкрепляет свое безусловное право сделать это же с «пролетариатом». Сегодня кто-то радуется, что у «буржуев» забрали нефтеперерабатывающий завод и аэропорт? Завтра он может горько заплакать, когда у него заберут его кровные шесть соток.
Государство не должно силой и шантажом выбивать имущество или компенсации у коммерсантов. Оно должно их, наоборот, поддерживать. К материальной ответственности, если ее еще можно применить, следует привлекать, например, героев залоговых аукционов. А еще тех генералов, которые проворонили тот же теракт в Домодедово.
Если же сроки давности или отсутствие причинно-следственной связи между действиями и последствиями не позволяет кого-то наказать хоть рублем, хоть сроком, лучше не делать ничего, показав уважение к закону.
Только в этом случае Россия укрепит свою экономику и единство общества с властью – за счет игры по правилам, а не на электоральных эмоциях бедняков.
Источник: Сайт Вадима Багатурии