Князь и рыбы

@ из личного архива

13 октября 2016, 22:00 Мнение

Князь и рыбы

Вряд ли хоть одному здравомыслящему французу придет в голову заменить парижский кораблик на щите потому, что Эйфелеву башню знают во всем мире и она привлечет туристов. Но в Переславле-Залесском такая мысль возникла.

Михаил Диунов Михаил Диунов

кандидат исторических наук, публицист

7 октября в СМИ появилась информация о странной инициативе городских властей города Переславль-Залесский.

Стало известно, что частью работ по разработке городского бренда планируется сделать изменение герба Переславля.

Бывали случаи изменения гербов, но они связаны с исключительными событиями

Предполагается, что вместо рыб, вероятно, сочтенных «неинтересными и плохо продвигающими бренд города», на гербовом щите окажется князь Александр Невский, родившийся в Переславле, бывшем тогда уделом его отца Ярослава Всеволодовича.

Все мы знаем, что Переславль – один из древнейших городов Залесской Руси, входящий в «Золотое кольцо России», известный множеством исторических и архитектурных памятников – по праву считается важным туристическим центром.

Для всех очевидно, что туристическая отрасль в России все еще занимает недостаточно важное значение в экономике, что она недооценена и слабо развита.

Понятно, что для развития туризма необходима большая работа, которая включает в себя как важную составляющую региональный маркетинг и связанный с этим брендинг городов и территорий.

Известно, что на Западе городской бренд стал составляющей политики работы с туристами, элементом формирования положительного облика и узнаваемости городов. Все вышеперечисленное очень важно, и это вряд ли кто-то будет отрицать.

Но к чему это привело, приняв форму инициативы городской администрации Переславля?

К странному, пожалуй, даже уродливому явлению – потере исторической памяти, преемственности, разрыву с традицией.

Гербом Переславля стали  две золотые сельди на черном поле  щита(фото:Vector-images.com/wikipedia.org)

Гербом Переславля стали две золотые сельди на черном поле щита (фото:Vector-images.com/wikipedia.org)

Как говорил барон Мюнхгаузен, «война – это не покер, ее нельзя объявлять когда вздумается». Так вот геральдика – вещь, возможно, не менее важная, чем война.

Многие войны начинались из-за гербов. Предметом спора, продолжавшегося несколько сотен лет и сопровождавшегося целой чередой войн, было использование на гербе Англии французских королевских лилий.

Герб страны, города или фамилии – это всегда древний символ, который не меняется из-за сиюминутных соображений (даже если кажется, что, изменив герб, мы привлечем в город больше туристов и получим большую прибыль).

Если мы посмотрим на гербы европейских городов, то обнаружим, что они существуют в неизменном виде со времен Средневековья и сами давно превратились в бренд.

Вряд ли хоть одному здравомыслящему французу придет в голову заменить парижский кораблик на щите, потому что, скажем, Эйфелеву башню знают во всем мире и она, будучи изображенной на гербе, привлечет туристов.

Немцы сочтут сумасшедшим того, кто будет призывать сменить берлинского гербового медведя на Бранденбургские врата, хотя их, безусловно, знают куда лучше. И никакие доводы маркетинга не сдвинут их с этой позиции.

В прошлом бывали случаи изменения гербов, но они связаны с исключительными событиями. Например, Россия в XVI веке взяла себе новым гербом двуглавого орла вместе с объявлением претензий на Византийское наследие и статус империи.

Даже в США, стране очень современной, необремененной долгой историей и склонной к различным новшествам, во всех исторических городах есть герб, который они получили еще в XVIII или XIX веках, и существующий вместе с ним символ города, эмблема, бренд. Никто никому не мешает.

Напротив, в данном случае возникает своеобразная синергия символов, когда городской логотип рекламирует герб, а герб дает городской символике связь с прошлым, традицию, ощущение добротности и несиюминутности.

Как раз в этом ряду находится переславский герб.

Ему уже более 200 лет, впервые он был установлен в 1781 году, когда после губернской реформы Екатерины Великой все губернские и уездные города должны были получить свои гербы.

Немалая часть городов уже имела к тому моменту герб, но Переславлю герб был разработан в это время. Им стали две золотые сельди на черном поле щита.

По тогдашним правилам на герб уездного города добавлялся герб губернский, поэтому верхнюю его часть занимал владимирский золотой лев в красном поле.

После 1917 года гербы на время исчезли из употребления как символы царского прошлого.

Но начиная с 1960-х годов в России началось своеобразное историко-культурное возрождение.

Появился интерес к прошлому своей страны, ее отдельных краев, городов, стало зарождаться движение охраны памятников, в защиту русской культуры выступили писатели и ученые.

На фоне этого в 1967 году появилось понятие «Золотое кольцо» как общность нескольких старорусских городов, сохранивших большое число историко-архитектурных памятников и поэтому представлявших значительный туристический интерес.

В число символов городов Золотого кольца включили и старинные городские гербы, многим из которых к тому времени было уже более 300 лет.

Вспомнили и про Переславль, ему сделали новый герб в 1972 году.

Советский герб выглядел так: на голубом щите две серебряные рыбы (оставшиеся от старого герба), а сверху развернутая серебристая кинопленка, поверх которой изображение золотого трехмачтового парусника.

Даже сильнейший советский исторический нигилизм не дал покуситься на переславских рыб – они остались. Им, конечно, добавили в компанию кинопленку (а в СССР считалось, что герб должен обязательно отражать «трудовые будни») и корабль в честь Потешной флотилии Петра Великого.

Впрочем, что интересно, эта новодельная эмблема не получила популярности и фактически везде продолжал использоваться старый «екатерининский» герб.

В 2002 году, в ходе начавшегося в 1998 году процесса упорядочивания территориальной геральдики России (в чем автору удалось непосредственно принять участие, как в работе федерального геральдического совещания, так и в разработке герба Ярославской области), все регионы России, до этого использовавшие государственный герб, были должны постепенно принять собственные гербы с тем, чтобы двуглавый орел остался бы только в ведении федеральных структур.

Процесс это был достаточно медленный, осложнялся тем, что «на местах» было крайне мало специалистов по геральдике, но уже к середине 2000-х годов гербы областей и городов были разработаны и узаконены.

Большинство регионов пошло по самому правильному пути – они восстановили те гербы, что у них были до 1917 года.

А поскольку у Переславля – старинного русского города – такой герб был, то в 2002 году после геральдической экспертизы был восстановлен герб с двумя золотыми сельдями, но уже без верхней части с владимирским львом, так как к тому времени Переславль уже давно находился в составе Ярославской области.

Казалось бы, ничто не мешало долгой жизни старого герба, но тут пробудилась чиновническая инициатива.

По признанию главного архитектора Переславля-Залесского А. Цымбалова, у них нет специалистов по геральдике. Но зато, видимо, в достатке каких-то чрезвычайно деятельных маркетологов, которые и подбросили руководству города идею смены герба. Какой в этом смысл, непонятно.

Напротив, очевиден немалый имиджевый ущерб, который неизбежен в том случае, когда старый город ради эксперимента отказывается от герба, принятого еще Екатериной Великой, и хочет поместить на щит князя Александра Невского.

Конечно, роль Александра Невского в прошлом Переславля значительна, но он там прожил лишь первые девять лет своей жизни, а вся его дальнейшая деятельность связана с Новгородом и все свои славные дела он совершил именно там.

К счастью, новгородские власти еще не додумались поменять герб Новгорода, будем надеяться, что этого и не произойдет.

Но изменение герба – это не только коренной слом образа города, складывающегося столетиями, это еще и затраты.

Но ладно затраты! В результате мы получим герб, который графически будет чрезвычайно схож либо с гербом Рязани, на котором уже изображен стоящий князь, либо с гербом Москвы, на котором изображен всадник св. Георгий Победоносец (первоначально изображавший именно князя московского).

Зачем допускать такую ошибку, в этом случае бьющую прямо по заявленной цели – повышению узнаваемости и туристической привлекательности города – решительно непонятно.

Очень надеюсь, что этого не произойдет и Переславль не впадет в историческое беспамятство, забыв свое прошлое и свой герб, который во все времена считался символом чести.

..............