Избирательное право в России ожидают важные нововведения. К решению
наболевших вопросов в выборный 2016 год власть подошла системно и заранее. Не секрет, что борьба кандидатов разного уровня за голоса избирателей не всегда бывает честной.
И последний день голосования часто становится переломным моментом. В ход идут вбросы, «карусели» и прочие незаконные схемы, в которых напрямую могут использовать наблюдателей.
Новые поправки помогают максимально создать обстановку юридической объективности и прозрачности выборного процесса. Наблюдатели должны быть зарегистрированы за три дня до момента выборов. Это обеспечит порядок в работе комиссий с наблюдателями.
Поправки предполагают уменьшение количества наблюдателей на участках до двух человек. А значит, на участках не будет столпотворения, ответственности у наблюдателей станет больше, впрочем, как и прав.
Удалять с участка их можно будет по решению суда, то есть фактически наблюдатели будут защищены от возможного силового давления, потому что суды не столь мобильны, чтобы принять решение в течение дня.
Если бы подобный закон был в Техасе, известного инцидента с прокуратурой у наблюдателей из ОБСЕ не было. После того, как наблюдатели зафиксировали многочисленные нарушения на избирательных участках Техаса, местная прокуратура запретила подходить им к избирательным участкам ближе чем на 30 метров. То же самое было в Миссисипи и Айове.
Но самое главное – теперь наблюдатели будут иметь возможность снимать нарушения на фото- и видеокамеры. Из-за того, что юридически этот момент никто не регулировал, каждый год на тему фото- и видеосъемки на участках возникали скандалы.
Если на камеру фиксировалось нарушение, оно часто не рассматривалось, спускалось на тормозах. А значит, и функцию свою наблюдатель выполнял не полностью.
Разумеется, в каждом из этих пунктов можно найти свои плюсы и минусы. Поэтому именно сейчас нужно предпринимать реальные действия в области поправок. Но сам факт того, что власть демонстрирует стремление к максимальной прозрачности выборов, обнадеживает.
Скандалы с удалением наблюдателей и следующий за этим общественный резонанс блокируются на корню. Ведь, посудите сами, количество наблюдателей на участках вырастет в геометрической прогрессии.
По данным ЦИК, в единый день голосования на региональных выборах в октябре 2012 года было 44 тысячи наблюдателей, в сентябре 2015 года – 108,355 тысячи.
В России 95 тысяч участковых избирательных комиссий. По новым правилам на одну партию будет приходиться 190 тысяч наблюдателей плюс 95 тысяч членов комиссии от каждой партии.
Плюс по два наблюдателя от кандидата и по члену комиссии с совещательным голосом на участок в 225 одномандатных округах. В выборах имеют право участвовать 14 партий. Итого получаем 11,5 миллиона наблюдателей.
Миллионы обмануть сложнее. Тем более, когда миллионы знают свои права и обязанности. Новые поправки будут снижать накал напряжённого выборного дня, на это тоже делали ставку инициаторы. Как и на дальнейшее предотвращение возможных общественных всплесков недовольства из-за удаления наблюдателей.
Оппозиционные политики подают эти поправки как "ограничения". Ведь каждый видит то, что выгодно. Однако даже начинающий юрист вам скажет, что любые неточности в законодательстве дают большие возможности для некорректных действий и откровенных махинаций.Так, например, было в 2010 году на выборах в Одессе. Международные наблюдатели из Канады, Европы и США фиксировали небывалый всплеск подтасовок, печалясь, что это может негативно повлиять на имидж страны в целом. В том же году тогдашний посол США на Украине Джон Теффт заявлял о готовности своей страны финансировать украинских наблюдателей на местных выборах. Хочется верить в искренность и альтруизм США, но не получается.
Похожие случаи нарушения тайны голосования западные наблюдатели фиксировали в Армении. А скандал в 2011 году в Польше вошел в некоторые учебники по политологии: там наблюдатели помимо основной роли, выполняли функцию агитаторов и пропагандистов.
А поскольку сегодня только ленивый не мечтает укусить Россию по любому поводу, давать тем же международным наблюдателям высмотреть малейшую несостыковку или ошибку будет "самоподставой". Ну и зачем на это идти?
Любые уточнения и увеличение прав наблюдателей ведут к совершенствованию российского законодательства. Многие из известных международных экспертов говорят, что российская избирательная система является одной из лучших в Европе. Поправки призваны этот тезис подтвердить.