23 января, четверг  |  Последнее обновление — 06:11  |  vz.ru
Разделы

Прекрасная Россия создается министрами в веселых футболках

Андрей Медведев, Политический обозреватель
Оказывается, что какая-то там «прекрасная Россия будущего» дутый миф. Прекрасная Россия создается сейчас, в настоящем, живыми людьми – в том числе и министрами в веселых футболках. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Население Земли устало от капитализма

Павел Волков, публицист
Хотя панд мы безусловно очень любим и мечтаем об увеличении их количества, все-таки хотелось бы, чтобы вместе с замечательными животными не умирали в нищете и люди. Они ведь тоже в основном хорошие, как и мишки. А вот стейкхолдер-капитализм – нет. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

Против болезненной пустоты нужно бороться любовью к жизни

Сергей Худиев, публицист, богослов
Пусть скандалящих звезд на телеэкранах вытеснят люди, которые созидают и воспитывают детей. Нравственность и здравый смысл могут показаться чем-то непрактичным, звездные скандалы как-то надежнее – но, может быть, стоит поверить в своих зрителей и в их запрос на моральное и психологическое здоровье. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

    Новые лица в правительстве Мишустина

    Новый глава правительства Михаил Мишустин менее чем за неделю сумел сформировать новый состав кабинета министров. У него будет девять замов, в том числе один первый – им стал Андрей Белоусов. Силовой блок кабинета сохранился, главным дипломатом остается Сергей Лавров. Зато полностью обновился социальный блок
    Подробности...

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Мишустин назначил Скворцову и Топилина на новые должности

        Главная тема


        Казахский нефтепровод и «Дружбу» вывели из строя одним приемом

        «пять пулевых отверстий»


        Ветеран ГРУ рассказал, как Примаков едва не погиб в Сирии

        «под надуманным предлогом»


        В Освенциме отказались принять экспозицию музея Победы и центра «Холокост»

        привлечение инвестиций


        Украинцы пригрозили не ездить больше в Давос

        Видео

        правительство россии


        Кабинет министров Мишустина ориентирован на экономический рост

        черное золото


        Москве выгоден отказ Белоруссии от российской нефти

        «монстр коррупции»


        Запад мешает россиянке стать главой государства в Африке

        сокращение населения


        Россия забирает русских с Украины

        Резкая реакция


        Сергей Худиев: Против болезненной пустоты нужно бороться любовью к жизни

        Позорно обмишурились


        Максим Соколов: Трактористы и телеграмисты

        Последняя битва


        Павел Волков: Население Земли устало от капитализма

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Какая форма правления является наиболее подходящей для России?


        Куй железа, или о том, за какие грехи нам новый «Терминатор» послан

        Дмитрий Дабб, кинокритик
           4 июля 2015, 17:25
        Фото: из личного архива
        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Соотечественники Терминатора разносят «Генезис» в щебенку, российская критика более комплиментарна. Американцы объективны, но русских можно понять, у них личное.

        «Фильмов, повлиявших на русский мир и русскую историю столь же существенно, как «Терминатор», пожалуй, вовсе нет»

        Пинать «Терминатора», пусть даже «Терминатора-5», но со Шварценеггером – это почти как отца родного пинать. Собственно, новая Сара Коннор в исполнении престольной актрисы Кларк новую версию Т-800 от Шварца так и кличет – папкой.

        Фильмов, повлиявших на русский мир и русскую историю столь же существенно, как «Терминатор», пожалуй, вовсе нет. Вышедший на заре перестройки (как следствие, на заре эры видеосалонов и «гнусавых» переводов), будучи самой популярной картиной черного рынка VHS, он закрепил не только моду на кожанки, качалки, прически и ношение темных очков глубокой ночью. Казалось, он отпечатался во всем русском социуме. Капитализм в России строили, ориентируясь на Маркса и собственную пропагандисткую чернуху из журнала «Коммунист» (то есть беря за эталон карикатурное людоедское общество с всевластием денег и олигархии), снизу же социум менялся «под Штаты», оглядываясь будто бы на Штаты «Терминатора». Наше «поколение «П» – преступность, перестрелки, пушки, панки, полный п...

        Тогда, посредством видеокассет, Америка повернулась к России лицом – и это было лицо Шварца, окорябанное справа до металлического черепа. Это было нечто принципиально иное, невиданное, революционное, в том числе поэтому – манящее. Технологическое превосходство еще вчера загнивавшего Запада стало очевидно для всех, а средний мещанин и вовсе не улавливал грани между как бы научной фантастикой и техническими разработками неизвестной ему Америки. Что он мог, так этот сравнить Т-800 с отечественными моделями «Электроник» и «робот Вертер», после чего сдаться на милость победителя и развернуться в сторону Вашингтона всем корпусом, что и сделал – во всех смыслах. Америка уже не та, и мы – другие, и почти религиозное – как в политике, так и в обществе – поклонение перед Штатами сейчас не принято вспоминать. Но ведь было, не отнимешь.

        Один из танков приснопамятного «Уралвагонзавода», кстати, неофициально назвали Терминатором. В честь Алисы Селезневой в США навряд ли бы назвали даже гранатомет.

        В силу исторических и экономических причин временной лаг между первым и вторым фильмом в России был короток, эффект же от «Судного дня» – ошеломителен. Как такое можно снять, не понимал никто, слова «компьютерная графика» ничего не объясняли, ибо для обывателя компьютер – это синий фон, желтый курсор и программа «Лексикон», а чтобы сыграть в сапера или разложить косынку, из DOS выходили в Windows, но жидких роботов по дороге не встречали. «Судный день» стал выставкой достижений чужого народного хозяйства тогда, когда своего хозяйства уже не было, да и не нужно было: подобревший робот Шварца бился за нас, за недопущение ядерной войны между Россией и Америкой (о том, что русские нынче «друзья», в картине оговорено отдельно). Это давало мощный пропагандистский эффект, причем от продукта, изначально на подобное не рассчитанного. 

        Важно также упомянуть бесспорный факт: «Терминатор-2» – это самый трогательный фильм за всю историю человечества, и уронить слезу вслед сползающему в лаву роботу было не западло даже люберецкой братве.

        В Америке, где роботами, апокалипсисами и спецэффектами удивлять было труднее, «Терминатор» также произвел революцию, но революцию другого свойства. Памятуя расхожее определение «тупые американские боевики» и представление о Голливуде как о власти мамоны, сразу оговоримся, что «тупым коммерческим боевиком» «Терминатор» не был изначально. Это был во всех смыслах авторский фильм от фанатика, продумавшего все детали. Кэмерон из тех режиссеров, что мыслят целыми вселенными, а главную радость видят в технических прорывах и баснословно дорогих игрушках (отсюда и планета Пандора, и модель «Титаника» чуть ли не в натуральную величину). Ему посчастливилось наскрести центов на первый фильм, но творческая роль продюсеров свелась к приглашению Шварцегнеггера на главную роль, остальное сделал сам Кэмерон.

        Принципиально и то, что популярности «Терминатора» способствовала не реклама (на этом как раз экономили), а восхищенные отзывы снобов – профессиональной критики. До народа дошло позднее. В случае со сверхпопулярными фильмами такое чаще происходит не благодаря, а вопреки.   

        Правило «руки прочь, за штурвалом – гений» действовало и в случае с «Судным днем». На него были выделены астрономические суммы (гонорар Шварценеггера вообще бил все рекорды), но астрономическими были и сборы. Дело, правда, не в них, а в том, что картина изменила сам подход к специальным эффектам и заставила Голливуд относиться к компьютерной графике уважительно. Тот набор пикселей, что мы наблюдаем сейчас, вырос из «Т-2», причем Кэмерон тянул с сиквелом именно потому, что научно-технический прогресс не поспевал за его требованиями. Конечно, это не его изобретение, первопроходцем считается «Трон», но его не удостоили даже номинации на «Оскар» за визуальные эффекты по той причине, что компьютерная графика считалась шулерством, недостойным большого кино (у «Судного дня» номинаций шесть, побед – четыре, одна из них – за визуальные эффекты). Подняв балаганный прежде метод до уровня высокого стиля, вчерашний нищий – сегодняшний мультимиллионер мог бы больше вообще ничего не снимать. Его вклад в историю кинематографа и без того был отлит в металле.

        Шварценеггер разругал не ужасную третью, а приемлемую четвертую часть «Терминатора», видимо, сугубо потому, что сам в ней не снимался. Кадр из фильма
        Шварценеггер разругал не ужасную третью, а приемлемую четвертую часть «Терминатора», видимо, сугубо потому, что сам в ней не снимался. Кадр из фильма «Терминатора-5. Генезис» (фото: кинокомпании Skydance Productions, Paramount Pictures)

        Кэмерону же принадлежит вторичное закрепление архетипа бой-бабы, что предопределило женскую эмансипацию на большом экране. Слабый пол и прежде бывал смертельно опасен, но все больше за счет сочетания коварства и женственности. До мускул и звериной ярости Сары Коннор не дотягивала даже Элен Рипли, если точнее, не дотягивала в первом «Чужом», а в «Чужих» – более чем, но их тоже снимал Кэмерон. Феминистки, не будь дуры, еще поставят ему памятник – не столько даже за образ новой амазонки, сколько за прочувственную речь Сары о том, что лучший отец в наше время – это робот, поскольку всегда защитит, не наорет, не ударит и никогда не будет слишком занят для того, чтобы пренебрегать собственным ребенком.

        Пора бы уже дойти до морали, а мораль – не Сара Коннор и не герои нашего детства, мораль скучна. «Терминатор» – это веха в истории кино и популярной культуре в принципе, это амбициозно задранная планка, это событие, паче чаянья ответственное за позднесоветский образ Америки в России. Чтобы снять «продолжение на уровне», необходимо не подстраиваться под стиль, а штурмовать новые горизонты НТР и жанра, что в свое время сделали, к примеру, «Аватар» и «Матрица». Но этого не будет, потому что «Терминатор» – законченное авторское произведение отдельно взятого гика – Джеймса Кэмерона, который сказал всё, что хотел, и давно перерос старые игрушки. Всё, что было после «Судного дня», имеет к оригинальной дилогии такое же отношение, как роман «Пьер и Наташа» к «Войне и миру» (кстати, вспомните, кто автор? а ведь с помпой издавали книжицу).

        Третья часть была фантастически беспомощна. Четвертая – приемлема как разовое кино просто в связи с тем, что снималась людьми поумнее, они не лезли на территорию Кэмерона, а предложили сюжету новый жанр и новое измерение. Пятой не должно было быть в принципе (американцы прям так и пишут), но мы же не американцы, так что – пусть будет. «Генезис» не поражает технически, но ждать подобного в высшей степени наивно. Он не особенно смешит, не удивляет и не пугает, хотя – в силу всё той же НТР – находится к действительности чуть ближе. Искусственный интеллект со свободной волей на рубеже 80-90-х – очевидная фантазия, «Скайнет» в новой версии – приложение, которое ты скачиваешь на айфон. Учитывая проникновение техники в жизнь, роль интернета и даже количество камер на домах, нужно понимать, что общество тотального контроля – и тотального же самоуничтожения – сейчас построить проще, чем при Гитлере любой национальности (кстати, один из британских военных спутников называется SkyNet; Совпадение? Не думаю!). Но мы не боимся, мы не только видели оригинального «Терминатора», но и в окрыленной им России успели пожить, пуганые уже.

        Пятая часть другим ценна – узелками между первой и второй, развязывать, сиречь пересказывать которые – убивать единственное удовольствие. Сумму этих узелков тянет сравнить с теплым свитером – настолько это местами милый, почти семейный фильм. Будто бы фанаты, ни на что особенно не претендуя, добра ради (и не только даже материального) решили снять нечто «по мотивам», но так чтоб был хэппи-энд, чтоб каждой безотцовщине по терминатору, чтоб Шварценеггер образца 2015-го нокаутировал Шварценеггера образца 1984-го, ибо раскидала братьев-электроников Третья мировая война. Картина усердно подмигивает не просто классической дилогии, а режиссерской версии этой дилогии, фанатами, конечно же, отсмотренной (к примеру, Т-800 тут улыбается, как Джон Коннор в «Судном дне» учил; удаленную сцену ищите в интернете). Пошлятину вида «робот тоже хочет баиньки» при этом искупает совестливое избегание неприемлемой Кэмероном понарошки. Можно было закутать бывшего губернатора Калифорнии в силикон как будто так и надо, но за основу взяли допустимую идею, что человечья плоть на металлическом каркасе стареет – пусть и медленнее, чем ржавеет сам каркас. «Я старый, но небесполезный», – говорит персонаж Шварценеггера. Слезы капали. Тот, кто вспомнит при этом, как 70-летняя Любовь Орлова играла юную разведчицу в «Скворце и Лире», у того сердца нет, а мать – ехидна.

        Впрочем, идею со стареющей плотью тоже придумал Кэмерон, художественно руководивший проектом в рамках подкидывания идей. Но Кэмерон и есть – свой главный фанат, а на большее он именно что не претендует. Он перерос Терминатора, а Терминатор ушел от него в люди – к жизни менее яркой, но самостоятельной жизни. И эта музыка будет вечной, потому что если в одном из вариантов будущего есть «Скайнет», он будет посылать в прошлое роботов, а роботы доброй воли будут пусть не предотвращать, но откладывать апокалипсис. Шварценеггер при этом не бесполезен, но и не обязателен, – спецэффекты решают, а авторам технологически прорывного проекта как никому нужно радоваться, что технологический прорыв теперь позволяет вовсе отказаться от их участия.

        Главное, конечно, чтоб машины при этом не восстали, а если все-таки восстанут, считайте меня луддитом.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Прекрасная Россия создается министрами в веселых футболках

        Андрей Медведев, Политический обозреватель
        Оказывается, что какая-то там «прекрасная Россия будущего» дутый миф. Прекрасная Россия создается сейчас, в настоящем, живыми людьми – в том числе и министрами в веселых футболках. Подробности...

        Население Земли устало от капитализма

        Павел Волков, публицист
        Хотя панд мы безусловно очень любим и мечтаем об увеличении их количества, все-таки хотелось бы, чтобы вместе с замечательными животными не умирали в нищете и люди. Они ведь тоже в основном хорошие, как и мишки. А вот стейкхолдер-капитализм – нет. Подробности...
        Обсуждение: 33 комментария

        Против болезненной пустоты нужно бороться любовью к жизни

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Пусть скандалящих звезд на телеэкранах вытеснят люди, которые созидают и воспитывают детей. Нравственность и здравый смысл могут показаться чем-то непрактичным, звездные скандалы как-то надежнее – но, может быть, стоит поверить в своих зрителей и в их запрос на моральное и психологическое здоровье. Подробности...
        Обсуждение: 21 комментарий

        Трактористы и телеграмисты

        Максим Соколов, публицист
        И наши Майкрофты, и наши Шерлоки, т. е. разрекламированные телеграм-каналы вроде Незыгаря и им подобные, неистово надувавшие щеки, 15–16 января позорно обмишурились. Вся проницательная мысль и все глубокие инсайды оказались полной туфтой. Подробности...
        Обсуждение: 37 комментариев

        Послание – это дорого, всерьез и надолго

        Анна Федорова, вице-президент Фонда открытой новой демократии
        Почему именно сейчас? Потому что под тоскливый вой оппозиционных блогеров о том, как в России все плохо, в России неожиданно растет новое большое поколение школьников, и скоро их будет 19 миллионов. Подробности...
        Обсуждение: 10 комментариев

        Таких не берут в демократию

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Бессмысленно задаваться вопросом, что больше разозлило нашу оппозицию – требование о суверенности претендентов на высшие государственные посты или перспектива получить парламент с расширенными полномочиями. Потому что обе эти «беды» для них одинаково губительны. Подробности...
        Обсуждение: 44 комментария

        Европейский восток забурлит не меньше Ближнего

        Алексей Токарев, к.п.н., старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России
        Россия появляется, когда надо разрешить сложный вопрос в двусторонних отношениях. Задача России не похитить участников из «клуба непослушаек» или организовать ему альтернативу, но сделать так, чтобы в игре, жестко управляемой воспитателем в лице США, было больше творчества. Подробности...
        Обсуждение: 6 комментариев

        Интернет становится безусловным правом

        Сергей Мардан, публицист
        У российского государства абсолютно прагматичные мотивы развивать Сеть. Интернет-технологии обеспечивают уровень информированности о каждом отдельном гражданине или компании, ранее недостижимый. Подробности...
        Обсуждение: 10 комментариев

        Чиновников переведут из разряда «бизнес» в разряд «служение»

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Надоело не только Путину. Надоело простому народу смотреть на этот бесконечный фестиваль компрадорства. Что тебя, болезный, так тянет в Европу? Ответа всего два: или ты более лоялен к стране – потенциальному противнику, или прячешь наворованное там же. Подробности...
        Обсуждение: 107 комментариев

        Память о Второй мировой работает только по-честному

        Алексей Алешковский, сценарист
        Лидеры современного польского еврейства пожелали российским властям честности – с учетом того, что «СССР начал войну как союзник Германии, чтобы позже превратиться в ее главную жертву». Забавно, что эта фраза точнее всего описывает судьбу их страны. Подробности...
        Обсуждение: 23 комментария
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............