Этот автомобиль удостоен чести быть экспонатом музея современного искусства в Нью-Йорке. Он – единственное авто, которому разрешено парковаться в Риме перпендикулярно тротуару, а во многих странах его владельцы получают скидки на топливо и парковку.
Идея создания этого автомобиля принадлежит швейцарской часовой компании Swatch, которая, не имея собственных мощностей для производства, обратилась за помощью к концерну Daimler-Benz.
Так было создано совместное предприятие MCC (Micro Compact Car AG). Первый smart city-coupe был представлен публике в 1998 году во Франкфурте. В дальнейшем Swatch покинула этот проект, а MCC был переименован в Smart GmbH.
Положение кресел хоть и не регулируется по высоте, но двигаются они достаточно далеко от передней панели, к тому же панорамная крыша находится высоко, и макушка высоких пассажиров не будет в нее упираться. Кстати, рекорд, зафиксированный Книгой рекордов Гиннесса, – 19 девушек в салоне smart fortwo.
Но вот при активной манере вождения для переключения передач необходимо сбрасывать обороты, иначе дерганий автомобиля не избежать – почти как в обычной механике, только у smart отсутствует педаль сцепления.
Расход топлива в самый разгар пробок составил 13–15 литров, но средний за весь путь был уже в пределах 6–7 литров на сотню. И, конечно же, габариты позволили парковаться в центре города там, где обычный автомобиль встать не мог, экономя тем самым на ежедневной парковке.
Но не все так замечательно, как хотелось бы. Та же короткая база и жесткая подвеска – уже минус на больших скоростях. На неровностях и при сильных порывах ветра автомобиль подбрасывает так, что невольно вспоминается известная сказка Ершова: «сел Иванушка-дурачок на Конька-Горбунка и поскакал...». Особенно сильно smart взбрыкивает при преодолении лежачих полицейских.
Увеличение мощности двигателя привело к усилению тормозной системы. Малейшее нажатие на педаль тормоза приводит к чувствительному клевку носом. Зато активная работа акселератором при разгоне дает ощущение, что ваш автомобиль становится на задние колеса. Недаром его окрестили «бешеной табуреткой».
Многие скептически относятся к smart из-за ложного чувства незащищенности. На самом деле этот автомобиль по краш-тестам находится на высших ступенях пьедестала.
Его каркас жесткости сделан по принципу болидов «Формулы-1», защищая пассажиров со всех сторон. Наши люди привыкли измерять безопасность автомобиля по моменту столкновения с КамАЗом, но smart скорее отлетит в сторону при таком ударе, нежели окажется под колесами самосвала.
Smart создан только для города, за его пределами он выглядит как инородное тело. Немного смущает цена: стартовый ценник составляет 690 000 рублей, а smart BRABUS дилеры продают уже от 1 100 000 рублей. Ведь такой автомобиль должен быть не единственным в семье – для загородных поездок необходимо что-то покрупнее.