Ситуация в Ираке полным ходом идет к развалу страны, и в значительной мере этому помогает полный раздрай в Багдаде, где разгорается нешуточная борьба между премьером аль-Малики и президентом Маасумом.
Политика аль-Малики, жестко дискриминировавшего суннитское меньшинство, по сути, и привела к катастрофе, когда десять тысяч боевиков ИГИЛ* сумели овладеть суннитскими территориями, пользуясь усиливающейся враждебностью суннитского населения к Багдаду.
Даже ополчение Ас-Сахва, ранее делавшее выбор в пользу официальных властей в борьбе против исламистов как меньшее зло, в итоге отказалось от борьбы и заняло жестко нейтральную позицию, предпочтя защищать только свои территории в случае, если они будут атакованы исламистами. Последние вполне благоразумно тоже не вступают в столкновения с племенами Анбара, что позволило им высвободить силы для борьбы с режимом.
1
За провалы в политике нужно отвечать, и президент Маасум поручил формирование правительства Хайдеру аль-Абади. Формальности соблюдены – пост премьер-министра закреплен за шиитами, а Абади – шиит. При этом полмесяца назад Вашингтон резко категорически выступил против премьерства Малики, что добавило решению президента Маасума весомости.
Тем не менее Малики не намерен вот так просто взять и уйти. Несмотря на то, что Абади уже выступил с заявлением, что бывшему премьеру найдется в политической системе достойное его место, Малики не согласен с принятым решением и намерен идти до конца.
У него есть такая возможность, и ее предоставляют ему исламисты ИГИЛ. Малики, еще сохраняющий рычаги управления, может объявить в стране военное положение и отсрочить на неопределенный срок формирование нового правительства. Кроме того, значительная часть силовиков – выдвиженцы и клиенты Малики, и они тоже в тревоге за свои места, которые в современном Ираке стали местом скорее для добывания дохода, чем защиты страны.
Вчера военные, верные Малики, взяли под контроль улицы Багдада, весьма недвусмысленно продемонстрировав президенту, что не считаться с их патроном не позволят, тем более что у Малики есть формальная зацепка, позволившая оспорить решение президента в суде.
2
За всем этим форменным бедламом, который происходит в Багдаде, на второй план отступила главная угроза – созданный халифат во главе с Ибрагимом Аввад Ибрагимом Али аль-Бадри (или Абу Бакром аль-Багдади). Сегодня халифат решает более важную задачу на севере, оттесняя курдские отряды от месторождений нефти, которая становится основой экономики новосозданного государства. Продавая ее с фантастическим дисконтом, исламисты создают себе довольно прочный запас денежных ресурсов, которые немедленно конвертируются в оружие и новых наемников.
Багдад, вместо того чтобы объединять разные силы, противостоящие халифату, продолжает разбираться, кто же все-таки получит (или удержит) в своих руках власть.
3
Вашингтон при этом, делая ставку на более слабую политическую силу, загоняет обстановку в неразрешимое состояние, чем способствует не консолидации противников халифата, а обострению их борьбы. При всех негативных последствиях политики Малики на сегодня он – наиболее мощная сила в Багдаде. Способная объединить, а если нужно, то и принудить противников исламистов к единству.
Именно это не нужно США, и поэтому они, с одной стороны, подстегивают исламистов, нанося им болезненные, но совершенно ни на что не влияющие удары с воздуха, с другой – продолжают раскалывать багдадскую верхушку. Под вполне благовидными лозунгами и обвинениями Малики.
***
Пока ситуация «зависла» в неопределенном состоянии, но можно предполагать, что продолжение свары в Багдаде закончится, как и всегда в таких случаях, внутренним конфликтом, в котором выиграют только исламисты ИГИЛ. В общем-то, для того все и затевалось. В США уже списывают Ирак, делая ставку на Курдистан и Халифат как два мощнейших источника нестабильности в регионе.
Если вблизи России им удалось создать нацистскую Украину, то вблизи Турции и Ирана созданы два источника будущих катастроф, у каждого из которых имеется четко выраженная направленность для экспансии. То, что пока между ними идут столкновения, ни о чем не говорит – это просто создание линии разграничения. Как только она будет установлена, каждое из протогосударств будет запускать свой собственный проект расширения.
Источник: Блог Анатолия Эль Мюрида
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ