29 июня, четверг  |  Последнее обновление — 01:44  |  vz.ru

Война в Донбассе «перешла в диверсионную стадию»

операция в сирии

ВКС РФ довели американских летчиков до нервного истощения

непризнанные республики

Захарченко рассказал о поставках угля из ДНР в Европу

«никаких доказательств»

Экс-агент ЦРУ рассказал о позиции разведсообщества США по поводу «российского вмешательства»

политическая риторика

Британский министр обороны нашел новую метафору для конфликта Запада и России

«Мы напишем в «Спортлото»

Украинские власти решили привлечь НАСА к расследованию строительства Крымского моста

«в целях самозащиты»

Пилоты ВВС США за последний месяц трижды запрашивали разрешение сбивать сирийские самолеты

скрытая камера

Продюсер CNN признал «полной чушью» «истории про Россию»

война против игил

Опубликовано видео снайперской дуэли с участием женщины в Ракке

Флешмоб #Лешаправ

Сергей Худиев: Я не хочу, чтобы этих подростков, как в демократических странах, сажали за решетку

«Россия – красная»

Андрей Рудалёв: Первое место Сталина. О чем свидетельствует такой результат соцопроса?

«вокруг идеи импичмента»

Вадим Самодуров: Лидер новой украинской оппозиции уже очевиден

Должны ли российские спецслужбы контролировать переписку граждан в интернете, как делают их иностранные коллеги (например, АНБ США)?

Лунные гонки

Александр Антошин, политтехнолог
   12 мая 2014, 16:06
Фото: facebook.com/ljalexandr

Вице-премьер Дмитрий Рогозин 12 апреля, в годовщину полета Юрия Гагарина, обозначил новые цели России в космосе – это ни много ни мало колонизация Луны. А на днях «Известия» поделились с читателями концепцией РАН по освоению ближайшего к нам небесного тела.

О том, что подобные программы разрабатываются в нашем отечестве, было известно давно. Еще в феврале 2012-го директор института космических исследований РАН Лев Зеленый делился с прессой подобными планами: он отметил, что в 2014-м и 2015 годах планируется запуск на Луну двух космических российских автоматических станций «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс».

Это те самые «Луна-25» и «Луна-26,» о которых говорится в концепции, приведенной «Известиями». Пуск был отложен на 2016 год после неудачи «Фобос-Грунта».

Но если еще два года назад о создании постоянной базы на Луне говорилось в духе: «когда-нибудь в будущем, ближе к середине века, безусловно, этот день настанет», то теперь называются четкие сроки.

Первый этап: 2016–2025 гг. – запуск четырех автоматических научных станций. Поиск наиболее перспективных площадок для создания постоянной базы.

Второй этап: 2028–2030 гг. – пилотируемые экспедиции на орбиту Луны без высадки на поверхность.

Третий этап: 2030–2040 гг. – посадки на Луну, начало строительство лунной базы, обсерватории и прочей лунной инфраструктуры.

В эти дни, когда МИД РФ и Госдепартамент США обмениваются заявлениями по поводу Украины, а по миру бродит призрак новой холодной войны, «космическая гонка» снова становится актуальной.

Если до начала украинского кризиса все говорили о совместном развитии Луны, то теперь приоритетом указывается «независимость национальной лунной программы от условий и объема участия в ней иностранных партнеров». От международной кооперации никто не отказывается, но оглядываться на иностранных партнеров теперь никто не будет.

Космос – это одна из немногих отраслей, где у России пока есть определенное преимущество над остальным миром. Не стратегическое, но лет пять тем же Штатам, чтобы нас догнать, безусловно, понадобится.

На текущий момент только у России и Китая есть пилотируемая программа, мы лидеры также и в области непилотируемых запусков. За пять лет, с 2008-го по 2013 год, американцы совершили 46 пусков своих ракет-носителей, из них ровно половина, или 23 пуска, приходится на ракету Atlas-V, двигатели которой производим мы.

Это, к слову, о возможных встречных санкциях. Заменять «Атлас» Штатам объективно нечем. «Дельта» – очень дорогая, «Фалькон-9» от частной компании SpaceX, несмотря на все восторги западных наблюдателей, еще откровенно «сырая». У России в этом плане все обстоит значительно лучше. За те же пять лет – с 2008-го по 2013-й – свыше 150 запусков.

При этом немаловажно, что пуск нашего «Зенита» или «Союза» обходится в 80–100 миллионов долларов, а тот же «Атлас» стоит 160 (в ценах 2012 года). Спейсшаттл «сожрал» 160 миллиардов долларов, средняя цена запуска – 1,3 миллиарда. «Протон» летает меньше чем за сто миллионов.

Именно дешевизна российских ракет сыграла с американцами злую шутку. Зачем кормить родное NASA, когда добрые русские и на МКС подкинут, и спутники на орбиту выведут. Из упомянутых 150 пусков свыше трети – коммерческие пуски для различных американских компаний.

Последний разбившийся «Зенит» тащил на орбиту не просто штатовский спутник, а спутник связи для ВМС. Что, согласитесь, уже совсем печально с точки зрения американцев.

В моей памяти навсегда отложился прямой репортаж, если не ошибаюсь, CNN с постановки на вечную стоянку последнего шаттла. Дети с шариками, астронавты, торжественные речи американских чиновников о том, что мы обязательно построим что-нибудь на смену и в 2030-м летим на Марс, космос будет наш и так далее.

Один из детей подходит к девушке-астронавту и спрашивает, что надо сделать, чтобы тоже полететь в космос. Покорительница космоса ответила очень резко и горько: «Для начала начинай учить русский».

Это на самом деле так уже сейчас, космический корабль российский, инструкции и команды экипажу отдаются на языке Пушкина, поэтому, чтобы попасть в космос, любому американскому астронавту нужно сдать экзамен на знание языка. Официальный язык МКС – английский, и российские космонавты также должны учить иностранный язык.

О том, что ставить на прикол шаттл, не имея ничего на замену, и резать финансирование NASA не стоит, Обаму предупреждали и открытые письма писали. Тот все предупреждения проигнорировал. На самом деле правы были обе стороны – российские запуски дешевле на порядок.

А космическая программа при таких астрономических ценах могла стать для американской экономики тем же, чем стал «Буран» для советской. А добрые русские за долю малую были готовы закинуть на орбиту все, что американской душе угодно – лишь бы платили.

Внезапно выяснилось, что русские совсем не добрые, а космос – это всегда технологии двойного применения, группировку спутников постоянно нужно обновлять, без этого лет за десять все высокоточное оружие США превратится в груду дорогостоящего металлолома, а американское телевидение не сможет рассказать народу, что русские что-то там оккупировали.

Ни Европе, ни Штатам своих мощностей не хватает, Китай – даже если хотел бы – не поможет, он едва-едва закрывает свои собственные потребности. Без совместных «Атласов» и доступа к российским ракетам-носителям нашим западным партнерам быстро станет очень грустно. И зависимость тут даже больше, чем у Европы от российского газа, поскольку эта отрасль достаточно быстро развивается, постоянно требуются новые спутники на орбите и мощностей не хватает всем.

Кратно увеличить производство «Дельт» и «Фальконов» невозможно – просто нет промышленных мощностей для этого. Все нужно строить быстро, решительно и в ударные сроки. А ведь нужно не только построить заводы, но и выучить инженеров.

Первоочередная задача для них сейчас – уйти от этой зависимости. Сколько на это потребуется – вопрос. Тут многое зависит от того, насколько успешным будет деятельность частной SpaceX. Пока ее можно характеризовать как «интересно, но «сыро». Но и SpaceX даже при успехе кардинально не изменит ситуацию при отставании в три раза.

Все зависит от того, в каком состоянии находится конструкторская база и есть ли у американцев новые фон Брауны. В любом случае на это уйдет лет 5–10 и много миллиардов долларов. В то время как эти деньги и время Россия может потратить на подготовку для создания базы на Луне.

Луна – это не только красивый символ, с высшей точки которого удобно размахивать российским флагом. В первую очередь здесь сосредоточено огромное количество природных богатств, в частности гелия-3, который лет через сто может вытеснить нефть с газом с рынка энергоресурсов.

Во-вторых, это очень удобная стартовая площадка для освоения дальнего космоса. И понятно, что приоритетное право на использование Луны достанется тому, кто первый сможет ее застолбить. Так что вторая лунная гонка началась.

Другие мнения

Дмитрий Ольшанский: Почему у нас все не так плохо, как нам кажется

И в Российской империи, и в Советском Союзе человек был как бы «заранее распределен» - сословиями и религиями, планами и анкетами. Теперь не то. Последние лет тридцать - впервые в русской истории - мы можем делать то, что хотим. Подробности...

Андрей Бабицкий: И братья меч вам отдадут

Конфликт между интеллигенцией и государством кажется незначительным только с высоты последних лет, когда мы стали свидетелями угасания протестной активности. Но его последствия, не случись переворота на Украине, могли бы быть куда более серьезными. Подробности...

Олег Лыткин: Русская карточка

Кубок конфедераций, предшествующий чемпионату мира, не столько спортивное соревнование, сколько смотр готовности страны-организатора. И главным открытием Кубка конфедераций в России стало введение паспорта болельщика. Подробности...

Андрей Рудалев: Первое место Сталина

«Левада-центр» опубликовал результаты опроса россиян, которые назвали самым выдающимся историческим деятелем Сталина. Пять лет назад в аналогичном опросе он тоже был первым. О чем свидетельствует такой результат соцопроса? Подробности...
Обсуждение: 791 комментарий

Евгений Сатановский: Престолонахлебники

Американские эксперты на фоне кадровых перестановок в саудовском руководстве делают вывод о том, что одним из основных направлений деятельности нового наследного принца является стимулирование реформ, что не приветствуют США. Подробности...

Сергей Худиев: Чем же провинился старшина Алексей Г. из Беломорска?

Педагогический долг взрослых состоит в том, чтобы помочь детям нащупать границы. Это абсолютно необходимо для дальнейшей жизни в обществе. Увы, но иногда о границах допустимого надо напоминать и взрослым. Подробности...