19 июня, среда  |  Последнее обновление — 08:03  |  vz.ru
Разделы

Как победу СССР над Гитлером сотрут из мировой истории

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
А давайте еще раз поговорим о Победе. С точки зрения символов. Тех самых символов, которые жестко уничтожаются тем же Цукербергом. Благодаря чему скоро получится, что СССР не только не выиграл, а вообще не участвовал в войне. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

Антисоветская пропаганда на качественно новом уровне

Андрей Манчук, политолог
Большинство, особенно молодежь, принимает сериал «Чернобыль» за документальную правду – включая самые нелепые эпизоды, вроде голых шахтеров, пригнанных на ЧАЭС под дулами автоматов. В реальной жизни среди них был мой отец. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Принципиальная разница между консерватором и революционером

Сергей Худиев, публицист, богослов
Там, где революционер видит оковы – «режим, ненавистные «скрепы», которые не пускают в светлое будущее, консерватор видит несущие конструкции, которые удерживают цивилизацию от падения в варварство. Кто из них прав? Подробности...
Обсуждение: 169 комментариев

    Во французском Ле-Бурже открылся международный авиасалон

    Во Франции стартовал международный аэрокосмический салон «Ле-Бурже – 2019». В мероприятии примут участие 48 стран и более 300 тыс. человек. Шире всего в Ле-Бурже будут представлены разработки компаний из Франции, США, Германии, Британии, Италии, Израиля и России
    Подробности...

    Чернобыль переживает туристический бум

    После выхода британского мини-сериала «Чернобыль» поток туристов в Чернобыльскую зону отчуждения вырос в разы. В Припять массово возят групповые экскурсии, а в соцсетях можно найти тысячи фотографий посетителей Зоны
    Подробности...

    Как американские военные корабли бесчинствуют в Мировом океане

    В пятницу в Восточно-Китайском море произошло опасное сближение российского противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» и американского эсминца Chancellorsville. По оценке российской стороны, именно американский корабль подошел на расстояние до 50 метров. Этот случай заставляет вспомнить инциденты, которые закачивались столкновением кораблей
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Трамп официально объявил о решении идти на второй президентский срок

        Главная тема


        Туроператоров отлучают от церкви

        однажды в берлине


        Врачи предположили, отчего Меркель трясло на встрече с Зеленским

        не доверяют Украине


        Предложение Киева по транзиту газа эксперты назвали «кривым»

        сегмент авиаперевозок


        Российский авиапром нацелился на уникальную нишу мирового рынка

        Видео

        военная авиация


        Европа завидует российскому Су-57

        торговые пошлины


        Индия открывает новый фронт торговой войны с США

        «душитель свободы»


        Деятельность Бобкова в КГБ вызывает серьезные вопросы

        особый случай


        Конфликт в Чемодановке доказал недопустимость самосуда

        викторина


        В чём Россия первая в мире?

        Импичмент для Трампа


        Дмитрий Дробницкий: Начало конца демократической легитимности

        Спасительное двуязычие


        Глеб Простаков: Русский язык – залог сохранения Украины

        Изгнание олигарха


        Геворг Мирзаян: Москва и Запад вместе победили в Молдавии

        на ваш взгляд


        Сколько детей в вашей семье?


        А дома лучше

        Петр Щедровицкий, советник генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», член экспертного совета при правительстве РФ
           17 января 2014, 10:00
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Есть ли будущее у так называемого домашнего образования и может ли оно быть полноценной альтернативой традиционной учебе в школе, колледже, ПТУ, вузе? Уверен, что будущее именно за этим процессом, развивающимся стремительно и уже захватившим весь мир, потому что учиться по программе, составленной для тебя персонально, значительно полезней, чем посещать целый ряд вузов и школ, уровень подготовки в которых не выдерживает никакой критики. Больше того – для целого ряда школ и вузов настало время добровольно уйти из жизни.

        Ориентация на индивидуальную образовательную программу, о которой я постоянно говорю, – фактически, на систему «домашнего» обучения – постоянно подвергается нападкам. Не все могут принять как вариант современной нормы отсутствие в жизни человека какого-то конкретного учебного заведения.

        Напомню, что речь идет о формировании во всем мире нового институционального ядра сферы образования, обучения и подготовки кадров – об индивидуальных образовательных программах, разработка и реализация которых ориентирована на конкретного человека, его способности и задачи.

        1

        В наших правилах спросить: «А в России-то что?», забыв, что мы тоже часть мира. Так вот, что касается России, то здесь, на мой взгляд, перспективы нового образовательного процесса велики хотя бы потому, что есть глубокие корни.

        Как мы знаем, в дореволюционной России домашнее образование было единственной доступной формой для семей – представителей привилегированного класса. Сначала его могли позволить себе только очень богатые люди, а, например, после войны 1812 года оно стало доступней: в России осталась масса пленных французов, которых – независимо от того, чем они занимались во Франции – брали гувернерами как носителей языка.

        К французам добавьте немецких бонн, швейцарок, англичанок, ехавших в Россию жить в семьях, чтобы работать с детьми. Погруженный в языковую среду, ребенок с детства говорил на нескольких языках, плюс знание предметов, которые вели приходящие учителя. То есть подход к каждому был индивидуальным. А когда вокруг ребенка сосредоточены специалисты, продвигающие его по индивидуальной траектории, он гораздо быстрее все усваивает. Даже те предметы, к которым он, может быть, и не очень склонен – ведь работа идет как с его способностями, так и с его сложностями.

        Достаточно вспомнить, сколь высокий уровень образованности был достигнут за счет этой системы в Российской империи к концу ХIХ – началу ХХ века. Хотя, конечно, только для узкой социальной прослойки: высшее образование в этот момент могли себе позволить меньше 1% населения страны.

        2

        Но ситуация изменилась. Если раньше такая форма была доступна только богатым, то сегодня, в общем, она доступна всем.

        Во-первых, потому, что мы живем не в помещичьих имениях, куда гувернер приехал и остался жить. Мы живем в городах, где тьютор или репетитор поработал с ребенком или взрослым, пошел в соседний дом и работает с другими людьми – и ему выгодно, и клиенту удобно.

        Во-вторых, есть интернет, делающий образование широко доступным: даже если вы не можете купить эксклюзивный курс «очного обучения», вам никто не мешает подобрать программу дистанционного обучения и подготовки, то есть менее затратный аналог. А сочетание работы тьюторов с использованием расширяющегося каждый год спектра дистанционных курсов, безусловно, даст результат.

        Здесь следует уточнить: даст результат тем, кто мотивирован. Потому что центр тяжести подобной системы лежит в области процессов «учения», а не «обучения», то есть заключается в деятельности учащегося, а не учителя. Как вы помните, во главе угла при подобном подходе стоит не набор конкретных учебных услуг и продуктов, а главный принцип новой образовательной системы – индивидуальный взгляд на потребности каждого.

        3

        Нужно констатировать, что переход к новой системе породил массу проблем в обществе, так как работа в ней должна быть выстроена принципиально иначе, чем в традиционной системе, сфокусированной на образовательном учреждении и технологиях массового обучения. Весь контент, который раньше преподносился, прежде всего, в виде аудиторных занятий, сегодня необходимо переработать в новые форматы: визуализировать, перевести в электронный вид, разработать определенные сценарии движения учащегося в пространстве учебного содержания, дополнить проверочными тестами и упражнениями, играми и тренажерами.

        Я, например, сейчас еще продолжаю читать лекции вербально, но они уже сопровождаются большим набором презентаций, и содержание презентаций отличается от содержания текста – это своего рода переходный продукт. Следующий шаг – разработка пакета учебных задач и кейсов для активного освоения содержания.

        4

        Индивидуальная система не только эффективней, потому что строится под вас, она еще экономит ваши деньги и время. Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность в любой момент присутствовать в любом месте.

        «Как быть со сдачей экзаменов?» – спрашивают меня. В мире уже наработан большой опыт решения тестовых и экзаменационных заданий через компьютер, включая такие формы, как собеседование, решение учебных задач, интервью и прием экзаменов. При этом компьютерная программа способна учитывать десятки параметров поведения человека во время выполнения задачи и освоения нового материала.

        Плюс к этому, любое перемещение всегда связано с дополнительными затратами. Вы купили, например, программу в Массачусетском технологическом институте за 100 тысяч долларов, и ровно столько же еще потратите на дорогу и проживание там во время обучения.

        5

        Дистанционный способ поставки учебно-образовательного контента обеспечивает вам также доступ к лидерам в той или иной области, лучшим исследующим или консультирующим профессорам.

        Если, например, в какой-то области есть 10–20 лидеров, а обычно так и бывает, то они могут работать только в 10–20 вузах. А как показывает опыт, они в итоге окажутся в 4-х: чтобы работать по своим темам на переднем уровне разработок и добиться необходимой для этого критической массы, они будут вынуждены собраться вместе.

        Как при этих условиях обеспечить уровень качества преподавания в старой системе, крутящейся вокруг школы и вуза? Проанализируйте происходящее в России: если в вузе нет научных лидеров в том или ином направлении, он вынужден будет постепенно снижать требования – и к студентам, и к программе обучения и подготовки, и, на следующем шаге, к преподавательскому составу.

        И вуз попадает в тупик: рано или поздно студент поймет, что его дурят. Он сможет либо прочитать все это в интернете самостоятельно, либо собрать деньги и поехать туда, где преподают лидеры в той или иной области деятельности.

        Сконцентрировать в одном вузе лидерские исследовательские, консультационные и преподавательские кадры по всем направлениям сегодня не может ни один конкретный вуз. Качество преподавания падает, вузы начинают торговать дипломами, так как им больше ничего не остается. А если в вузе плохие преподаватели, в него приходят плохие студенты с худшим уровнем подготовки, и вузу приходится упрощать программу – и так до бесконечности.

        Со школами дело обстоит еще хуже: если родители на 3–4 году обучения обнаружили, что ребенок ничего не умеет – ни читать, ни писать, ни считать, ни говорить – вероятность того, что его с такими данными возьмет другая школа, стремится к нулю.

        ***

        Беря в расчет эти обстоятельства, полагаю, что главная задача для современной мировой и российской системы образования – найти политкорректный и безвредный, прежде всего для учащихся, способ самоликвидации учебных учреждений.

        Исчерпавший себя вуз должен иметь право добровольно уйти из жизни. Но уйти так, чтобы это не создавало больших неудобств учащимся: если кто-то заплатил за образование, ему должны вернуть деньги, помочь перейти в другое место. Это очень непростой и болезненный вопрос, но пока мы его не решим, уровень реального образовательного неравенства будет нарастать.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Как победу СССР над Гитлером сотрут из мировой истории

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        А давайте еще раз поговорим о Победе. С точки зрения символов. Тех самых символов, которые жестко уничтожаются тем же Цукербергом. Благодаря чему скоро получится, что СССР не только не выиграл, а вообще не участвовал в войне. Подробности...

        Антисоветская пропаганда на качественно новом уровне

        Андрей Манчук, политолог
        Большинство, особенно молодежь, принимает сериал «Чернобыль» за документальную правду – включая самые нелепые эпизоды, вроде голых шахтеров, пригнанных на ЧАЭС под дулами автоматов. В реальной жизни среди них был мой отец. Подробности...
        Обсуждение: 22 комментария

        Принципиальная разница между консерватором и революционером

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Там, где революционер видит оковы – «режим, ненавистные «скрепы», которые не пускают в светлое будущее, консерватор видит несущие конструкции, которые удерживают цивилизацию от падения в варварство. Кто из них прав? Подробности...
        Обсуждение: 144 комментария

        Москва и Запад вместе победили в Молдавии

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Свержение олигарха Плахотнюка в Молдавии – это не только победа молдавского народа. Это еще и геополитическая победа России – причем не «над», а «с» Западом. Подробности...
        Обсуждение: 21 комментарий

        Русский язык – залог сохранения Украины

        Глеб Простаков, журналист
        Требование о государственном статусе русского языка должно стать маркером реальной оппозиции, которая рано или поздно появится на Украине. Ведь Украина либо возможна как двуязычная толерантная страна, либо невозможна в принципе. Подробности...
        Обсуждение: 27 комментариев

        Начало конца демократической легитимности

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Каждый, кто до сих пор верит в демократию, должен держать кулаки за Трампа. Свалив Дональда, мировая элита попытается решить вопрос «популизма» раз и навсегда. И тогда одно из двух – или хаос, или мир Оруэлла. Подробности...
        Обсуждение: 21 комментарий

        Диалоги яйца и курицы

        Ольга Андреева, Журналист
        Связь поколений – странная штука. Нам кажется, что наши дети какие-то другие, что они в некотором смысле инопланетяне. Наверное, так оно и есть. Но вообще-то они – это мы. Просто надо чаще друг с другом разговаривать. Подробности...
        Обсуждение: 52 комментария

        Дача как проклятье

        Сергей Мардан, публицист
        Дача скоро уйдет в прошлое, как многие советские феномены. Те, кому сегодня 50 лет, станут поколением, которому придется закрыть ворота последнего СНТ «Луч», чтобы никогда туда не вернуться. Новому поколению дачи не нужны. Подробности...
        Обсуждение: 243 комментария

        Несистемная оппозиция превращается в толпу городских сумасшедших

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Можно заламывать руки, истерить о безнадежности «этой страны» и бесполезности любых усилий. А можно просто кропотливо работать над исправлением проблем, пороков и несправедливостей, постепенно меняя тем самым систему в целом. Подробности...
        Обсуждение: 106 комментариев

        Как Россия и Запад поменялись местами

        Андрей Бабицкий, журналист
        Президенты США и политики рангом пониже регулярно произносят речи, в которых акцентируется божественное предначертание американской политики. Но в Ветхом Завете совсем иной народ выступает в качестве избранного. Подробности...
        Обсуждение: 172 комментария
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............