18 июня, вторник  |  Последнее обновление — 03:53  |  vz.ru
Разделы

Москва и Запад вместе победили в Молдавии

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Свержение олигарха Плахотнюка в Молдавии – это не только победа молдавского народа. Это еще и геополитическая победа России – причем не «над», а «с» Западом. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Русский язык – залог сохранения Украины

Глеб Простаков, журналист
Требование о государственном статусе русского языка должно стать маркером реальной оппозиции, которая рано или поздно появится на Украине. Ведь Украина либо возможна как двуязычная толерантная страна, либо невозможна в принципе. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Начало конца демократической легитимности

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Каждый, кто до сих пор верит в демократию, должен держать кулаки за Трампа. Свалив Дональда, мировая элита попытается решить вопрос «популизма» раз и навсегда. И тогда одно из двух – или хаос, или мир Оруэлла. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

    Во французском Ле-Бурже открылся международный авиасалон

    Во Франции стартовал международный аэрокосмический салон «Ле-Бурже – 2019». В мероприятии примут участие 48 стран и более 300 тыс. человек. Шире всего в Ле-Бурже будут представлены разработки компаний из Франции, США, Германии, Британии, Италии, Израиля и России
    Подробности...

    Чернобыль переживает туристический бум

    После выхода британского мини-сериала «Чернобыль» поток туристов в Чернобыльскую зону отчуждения вырос в разы. В Припять массово возят групповые экскурсии, а в соцсетях можно найти тысячи фотографий посетителей Зоны
    Подробности...

    Как американские военные корабли бесчинствуют в Мировом океане

    В пятницу в Восточно-Китайском море произошло опасное сближение российского противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» и американского эсминца Chancellorsville. По оценке российской стороны, именно американский корабль подошел на расстояние до 50 метров. Этот случай заставляет вспомнить инциденты, которые закачивались столкновением кораблей
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Boeing в первый день Ле-Бурже остался без заказов

        Главная тема


        Деятельность Бобкова в КГБ вызывает серьезные вопросы

        небоевые потери


        Эксперт объяснил позорный конфуз Польши на учениях НАТО

        тяжелая артиллерия


        Белоруссии вновь придется иметь дело с Бабичем

        военная авиация


        Европа завидует российскому Су-57

        Видео

        американская стратегия


        Украину принудят к миру в Донбассе

        шанс или ловушка


        Возвращение сербской армии в Косово станет вызовом для России

        между Западом и Востоком


        Президент Польши перепутал смелость с глупостью

        катастрофа в Шереметьево


        Действия экипажа «Суперджета» не поддаются объяснению

        викторина


        Враги Пушкина – кто они?

        Импичмент для Трампа


        Дмитрий Дробницкий: Начало конца демократической легитимности

        Спасительное двуязычие


        Глеб Простаков: Русский язык – залог сохранения Украины

        Изгнание олигарха


        Геворг Мирзаян: Москва и Запад вместе победили в Молдавии

        на ваш взгляд


        В будущем мир может перейти к 4-дневной рабочей неделе. А что для вас важнее – больше отдыхать или больше зарабатывать?


        Перемены для учителей

        Петр Щедровицкий, советник директора корпорации по атомной энергии «Росатом», заместитель директора Института философии РАН по научной работе
           10 января 2014, 10:00
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Не все понимают, что происходит сегодня в российской образовательной сфере, не всем очевидны перемены, идущие как у нас, так и во всем мире. Возможно, именно поэтому для России эти метаморфозы столь мучительны. А тем временем родилась и встает на ноги совершенно новая система образования, центром для которой стал сам человек.

        В сегодняшнем образовательном процессе существуют два течения: старое и новое. Привычная сфера распадается на две части, фактически – на две параллельные реальности. 

        В первой образовательный процесс по-прежнему сфокусирован на учреждении, вся система разделения труда крутится вокруг него. Все привычно: классно-урочная система, сетки часов, отбор преподавателей для конкретной школы или вуза, очные экзамены, определенный принцип зачисления.

        В обычную школу, например, попадают все дети, живущие рядом с ней: если в районе 80% китайцев или уроженцев Азии, то в классе соотношение будет таким же.

        В течение N-го количества лет ребенок или взрослый пребывает в конкретном образовательном учреждении – школе, колледже, ПТУ, вузе – и получает его диплом. Дальше, по гласному или негласному рейтингу вузов, человек попадает в некую матрицу оценки: работодатель оценивает, какой вуз закончил выпускник, и от степени престижности образования зависит дальнейшая судьба соискателя.

        Вторая, новая система, которая появляется на наших глазах, работает принципиально иначе. Она сфокусирована на индивидуальных образовательных траекториях человека.

        У вас родился ребенок, и вы начинаете определять, к чему он склонен. И вот на эту траекторию его склонностей и нанизывается новая система: репетиторы, гувернеры, специализированные школы, тьюторы, детские психологи. Здесь центр притяжения – индивидуальная линия способностей конкретного ребенка, которой в России следует немалое число родителей.

        Однако если сегодня – у нас, во всяком случае – родитель вынужден разрываться между обязательным образованием в школе и той программой, которую он формирует для ребенка сам, то уже очень скоро эта индивидуальная система станет самодостаточной. Это новая возможность для каждого: не типовая программа в школе, через которую все, как через сито, должны «просыпаться». А теми, кто не «просыпался», либо вообще не занимаются (и так все в порядке), либо стремятся отправить в школу для «отсталых детей». Потому что ни то, ни другое не укладывается в усредненные параметры организации учебного процесса.

        Возникает, естественно, целый ряд организационных вопросов. Например – как проверить и оценить знания, полученные в ходе такого «домашнего» воспитания? Или же – должны ли присутствовать базовые знания? Условно говоря, необходим ли определенный минимум математики, физики, химии ребенку, склонному к гуманитарным наукам, и стоит ли давать «технарю» некий объем литературы и истории? Полагаю, что ответ станет очевидным уже очень скоро.

        Когда критическая масса учеников перейдет на индивидуальное образование, сложатся определенные принципы и правила регулирования системы. Сейчас же во взаимоотношениях двух полярных систем образования – типовой и индивидуальной – идет своего рода естественный отбор.

        Пока они существуют параллельно, принимая разного потребителя, так как задачи и ценности у систем разные. В типовой – единые программа и требования: вы же не можете создать целый класс для одного ребенка, поэтому всех приходится как-то усреднять. В индивидуальной – диагностика и развитие естественных предпочтений каждого человека. А если сама образовательная система другая, то и система разделения труда в ней будет принципиально иной, то есть педагоги должны быть другими.

        Сегодня хорошо видны три типа преподавателей: первые, понимая, что старая система работает все хуже и хуже, ищут способы ее улучшить; вторые махнули на все рукой и ждут, когда для них лично все закончится; третьи уходят в новую систему, стараясь менять свои методики и принципы преподавания.

        Махнувших рукой рано или поздно вынесет на берег, они будут не нужны в новой системе разделения образовательного труда, а у ищущих есть шанс. Человек, получивший педагогическое или аффилированное с этой областью образование, может найти себе рабочее место в новой сфере. Более того, если он оформит свою методику в соответствии с новыми требованиями, у него появится другой рынок, более широкий и иначе организованный, чем тот, который связан с традиционной системой учебных заведений.

        И речь не только о дистанционном образовании, оно может быть и очным. Интернет просто облегчил коммуникацию, сделал образовательные программы доступными для разных слоев общества и помог сформировать эту сферу. Говоря о новых требованиях, я в первую очередь имею в виду, что образование должно быть активным: включать интерактивные учебники, обучающие игры, творческие задания, участие ученика в реальных проектах. Это более плотный, более насыщенный продукт. Он может быть упакован как в очную, так и в дистантную форму, что облегчает его получение. Если преподаватель смог предусмотреть все это, он станет успешным на новом рынке.

        Не лишним будет заметить, что новый подход не только эффективен для учащегося и экономит его время, он еще и выгоден для педагога. Если в школе или вузе преподаватель связан классно-урочной системой, расписанием и единой программой, то в новой системе у него может появиться несколько десятков или даже сотен клиентов, которые через интернет получают его базовую программу, а он следит за тем, как они выполняют задания, периодически консультируя очно.

        Сегодня реальностью становятся программы, которые одновременно проходят сотни тысяч учащихся. И если даже разработчик нового содержания обучения или тьютор получит с каждого из своих клиентов по 100 рублей, его зарплата легко может стать сопоставимой с тем, что он получает в том или ином учебном заведении.

        Ясно, что мы входим в долгий и сложный период трансформаций. Новая система будет постепенно набирать обороты, формируя свой оригинальный институциональный ландшафт. Будет накапливаться опыт обучения, новый контент, формироваться принципы и правила его разработки, финансовая и кадровая инфраструктура. Учебные заведения станут менять структуру, требования к преподавателям, стиль взаимоотношений с учащимися и атмосферу внутри учреждений.

        Не случайно пятерка ведущих американских вузов недавно провозгласила, что будет доводить численность своих «удаленных» студентов до 1 миллиарда (!) человек. Другими словами, мы вступаем в интересную эпоху – новая формация образования и подготовки складывается на наших глазах.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Москва и Запад вместе победили в Молдавии

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Свержение олигарха Плахотнюка в Молдавии – это не только победа молдавского народа. Это еще и геополитическая победа России – причем не «над», а «с» Западом. Подробности...

        Русский язык – залог сохранения Украины

        Глеб Простаков, журналист
        Требование о государственном статусе русского языка должно стать маркером реальной оппозиции, которая рано или поздно появится на Украине. Ведь Украина либо возможна как двуязычная толерантная страна, либо невозможна в принципе. Подробности...
        Обсуждение: 9 комментариев

        Начало конца демократической легитимности

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Каждый, кто до сих пор верит в демократию, должен держать кулаки за Трампа. Свалив Дональда, мировая элита попытается решить вопрос «популизма» раз и навсегда. И тогда одно из двух – или хаос, или мир Оруэлла. Подробности...
        Обсуждение: 14 комментариев

        Диалоги яйца и курицы

        Ольга Андреева, Журналист
        Связь поколений – странная штука. Нам кажется, что наши дети какие-то другие, что они в некотором смысле инопланетяне. Наверное, так оно и есть. Но вообще-то они – это мы. Просто надо чаще друг с другом разговаривать. Подробности...
        Обсуждение: 51 комментарий

        Дача как проклятье

        Сергей Мардан, публицист
        Дача скоро уйдет в прошлое, как многие советские феномены. Те, кому сегодня 50 лет, станут поколением, которому придется закрыть ворота последнего СНТ «Луч», чтобы никогда туда не вернуться. Новому поколению дачи не нужны. Подробности...
        Обсуждение: 236 комментариев

        Несистемная оппозиция превращается в толпу городских сумасшедших

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Можно заламывать руки, истерить о безнадежности «этой страны» и бесполезности любых усилий. А можно просто кропотливо работать над исправлением проблем, пороков и несправедливостей, постепенно меняя тем самым систему в целом. Подробности...
        Обсуждение: 98 комментариев

        Как Россия и Запад поменялись местами

        Андрей Бабицкий, журналист
        Президенты США и политики рангом пониже регулярно произносят речи, в которых акцентируется божественное предначертание американской политики. Но в Ветхом Завете совсем иной народ выступает в качестве избранного. Подробности...
        Обсуждение: 149 комментариев

        Шутку над Родиной большинство не оценило

        Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
        Любой нормальный человек хочет, чтобы его страна была лучше, чтобы государственная машина работала справедливо. Нормально критиковать как отдельные явления, так и системные. Ненормально поливать грязью страну. Подробности...
        Обсуждение: 236 комментариев

        Хотим бегать от полиции и делать селфи в автозаках

        Дмитрий Ольшанский, публицист
        В день освобождения Ивана Голунова большая и неожиданная победа уже почти покорно лежала в руках нашей интеллигенции. Мяч уже, казалось, летел в чужие ворота – и вдруг, каким-то невероятным усилием, эти люди забили его сами себе. Подробности...
        Обсуждение: 63 комментария
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............