23 июля, понедельник  |  Последнее обновление — 20:44  |  vz.ru
Разделы

Можно ли сожалеть о гибели Николая II, помня убитых им ворон?

Андрей Тесля, кандидат философских наук
Можно ли ставить или сохранять монумент Черчиллю, зная не только его образ жизни, но и его взгляды что на империализм, что на женское равноправие, что на положение рабочих? Можно ли почитать Пушкина, крепостника, аристократа? Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Инцидент в колонии сбрасывает страну обратно в 90-е годы

Сергей Худиев, публицист, богослов
Любые закрытые сообщества обладают мощными коллективными инстинктами, которые срабатывают раньше, чем разум. Они склонны защищать честь мундира и заметать сор под ковер. Но следовать этому инстинктивному порыву – самоубийственно. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

В чем главный «грех» Трампа?

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Некоторые эксперты выдвинули тезис о том, что Дональду все равно ничего сделать не дадут. Мол, все переговоры станут возможными только со следующим президентом-демократом. К этому тезису у меня есть как минимум две претензии. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

    Минобороны показало испытания новейшего вооружения

    Минобороны приоткрыло завесу тайны над современными российскими вооружениями, анонсированными Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, такими как беспилотник «Посейдон», гиперзвуковая ракета «Кинжал» (на фото ее пуск с нового носителя) и другие
    Подробности...

    Президенты России и США встретились в Хельсинки

    Владимир Путин и Дональд Трамп начали свой исторический тет-а-тет в финской столице с «серьезного» рукопожатия. Тем не менее один из английских журналистов разглядел, как Трамп подмигнул Путину во время открытой для журналистов встречи. Беседа тет-а-тет продолжалась 2 часа 10 минут
    Подробности...
    Обсуждение: 14 комментариев

    Во Франции после победы на ЧМ-2018 произошли погромы

    Франция второй раз в истории стала чемпионом мира по футболу, обыграв в «Лужниках» Хорватию со счетом 4:2. Эйфелеву башню подсветили в национальные цвета, а болельщики в Париже встретили победу своей сборной бурным ликованием, перерастающим в беспорядки
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В деле о госизмене в ЦНИИмаш появился еще один подозреваемый

        Главная тема


        Израиль пытается скрыть свою реальную роль в сирийской войне

        Особый случай


        Появились сведения о попытке Порошенко нажиться на подкупе Вселенского патриарха

        Кто сбил «Боинг»


        Голландские журналисты увидели повод усомниться в выводах расследования по MH17

        «Парад суверенитетов»


        Прилепин предупредил, что попытка референдума в Донбассе может обернуться катастрофой

        На стороне ВСУ


        Актер Пашинин рассказал о «чудовищном удовольствии» от войны в Донбассе

        «трясина советского прошлого»


        Литва резко ответила России на уголовное дело против своих прокуроров и судей

        украинец в Москве


        В Киеве пожаловались, что после победы Усика никто не поверит в «российскую агрессию»

        «не ведает, что творит»


        Дзюба рассказал о реакции на слова хорватов Виды и Вукоевича про Украину

        противоракетная оборона


        Израиль впервые на границе с Сирией применил «Пращу Давида»

        «провокация Кей-Джи-Би»


        Ирина Алкснис: На финишной прямой чемпионата Кремль нанес удар, которого никто не мог ожидать

        «хрен да душа»


        Андрей Бабицкий: Латышский писатель сообщил, что «русские» это вовсе не национальность

        «борьба с сексизмом»


        Лев Пирогов: Хочется взглянуть на проблему равноправия полов с научной точки зрения

        на ваш взгляд


        Госдумой рассматриваются предложения облегчить визовый режим для иностранцев. Насколько открытой для иностранцев должна быть Россия?


        Перемены для учителей

        Петр Щедровицкий, советник директора корпорации по атомной энергии «Росатом», заместитель директора Института философии РАН по научной работе
           10 января 2014, 10:00
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Не все понимают, что происходит сегодня в российской образовательной сфере, не всем очевидны перемены, идущие как у нас, так и во всем мире. Возможно, именно поэтому для России эти метаморфозы столь мучительны. А тем временем родилась и встает на ноги совершенно новая система образования, центром для которой стал сам человек.

        В сегодняшнем образовательном процессе существуют два течения: старое и новое. Привычная сфера распадается на две части, фактически – на две параллельные реальности. 

        В первой образовательный процесс по-прежнему сфокусирован на учреждении, вся система разделения труда крутится вокруг него. Все привычно: классно-урочная система, сетки часов, отбор преподавателей для конкретной школы или вуза, очные экзамены, определенный принцип зачисления.

        В обычную школу, например, попадают все дети, живущие рядом с ней: если в районе 80% китайцев или уроженцев Азии, то в классе соотношение будет таким же.

        В течение N-го количества лет ребенок или взрослый пребывает в конкретном образовательном учреждении – школе, колледже, ПТУ, вузе – и получает его диплом. Дальше, по гласному или негласному рейтингу вузов, человек попадает в некую матрицу оценки: работодатель оценивает, какой вуз закончил выпускник, и от степени престижности образования зависит дальнейшая судьба соискателя.

        Вторая, новая система, которая появляется на наших глазах, работает принципиально иначе. Она сфокусирована на индивидуальных образовательных траекториях человека.

        У вас родился ребенок, и вы начинаете определять, к чему он склонен. И вот на эту траекторию его склонностей и нанизывается новая система: репетиторы, гувернеры, специализированные школы, тьюторы, детские психологи. Здесь центр притяжения – индивидуальная линия способностей конкретного ребенка, которой в России следует немалое число родителей.

        Однако если сегодня – у нас, во всяком случае – родитель вынужден разрываться между обязательным образованием в школе и той программой, которую он формирует для ребенка сам, то уже очень скоро эта индивидуальная система станет самодостаточной. Это новая возможность для каждого: не типовая программа в школе, через которую все, как через сито, должны «просыпаться». А теми, кто не «просыпался», либо вообще не занимаются (и так все в порядке), либо стремятся отправить в школу для «отсталых детей». Потому что ни то, ни другое не укладывается в усредненные параметры организации учебного процесса.

        Возникает, естественно, целый ряд организационных вопросов. Например – как проверить и оценить знания, полученные в ходе такого «домашнего» воспитания? Или же – должны ли присутствовать базовые знания? Условно говоря, необходим ли определенный минимум математики, физики, химии ребенку, склонному к гуманитарным наукам, и стоит ли давать «технарю» некий объем литературы и истории? Полагаю, что ответ станет очевидным уже очень скоро.

        Когда критическая масса учеников перейдет на индивидуальное образование, сложатся определенные принципы и правила регулирования системы. Сейчас же во взаимоотношениях двух полярных систем образования – типовой и индивидуальной – идет своего рода естественный отбор.

        Пока они существуют параллельно, принимая разного потребителя, так как задачи и ценности у систем разные. В типовой – единые программа и требования: вы же не можете создать целый класс для одного ребенка, поэтому всех приходится как-то усреднять. В индивидуальной – диагностика и развитие естественных предпочтений каждого человека. А если сама образовательная система другая, то и система разделения труда в ней будет принципиально иной, то есть педагоги должны быть другими.

        Сегодня хорошо видны три типа преподавателей: первые, понимая, что старая система работает все хуже и хуже, ищут способы ее улучшить; вторые махнули на все рукой и ждут, когда для них лично все закончится; третьи уходят в новую систему, стараясь менять свои методики и принципы преподавания.

        Махнувших рукой рано или поздно вынесет на берег, они будут не нужны в новой системе разделения образовательного труда, а у ищущих есть шанс. Человек, получивший педагогическое или аффилированное с этой областью образование, может найти себе рабочее место в новой сфере. Более того, если он оформит свою методику в соответствии с новыми требованиями, у него появится другой рынок, более широкий и иначе организованный, чем тот, который связан с традиционной системой учебных заведений.

        И речь не только о дистанционном образовании, оно может быть и очным. Интернет просто облегчил коммуникацию, сделал образовательные программы доступными для разных слоев общества и помог сформировать эту сферу. Говоря о новых требованиях, я в первую очередь имею в виду, что образование должно быть активным: включать интерактивные учебники, обучающие игры, творческие задания, участие ученика в реальных проектах. Это более плотный, более насыщенный продукт. Он может быть упакован как в очную, так и в дистантную форму, что облегчает его получение. Если преподаватель смог предусмотреть все это, он станет успешным на новом рынке.

        Не лишним будет заметить, что новый подход не только эффективен для учащегося и экономит его время, он еще и выгоден для педагога. Если в школе или вузе преподаватель связан классно-урочной системой, расписанием и единой программой, то в новой системе у него может появиться несколько десятков или даже сотен клиентов, которые через интернет получают его базовую программу, а он следит за тем, как они выполняют задания, периодически консультируя очно.

        Сегодня реальностью становятся программы, которые одновременно проходят сотни тысяч учащихся. И если даже разработчик нового содержания обучения или тьютор получит с каждого из своих клиентов по 100 рублей, его зарплата легко может стать сопоставимой с тем, что он получает в том или ином учебном заведении.

        Ясно, что мы входим в долгий и сложный период трансформаций. Новая система будет постепенно набирать обороты, формируя свой оригинальный институциональный ландшафт. Будет накапливаться опыт обучения, новый контент, формироваться принципы и правила его разработки, финансовая и кадровая инфраструктура. Учебные заведения станут менять структуру, требования к преподавателям, стиль взаимоотношений с учащимися и атмосферу внутри учреждений.

        Не случайно пятерка ведущих американских вузов недавно провозгласила, что будет доводить численность своих «удаленных» студентов до 1 миллиарда (!) человек. Другими словами, мы вступаем в интересную эпоху – новая формация образования и подготовки складывается на наших глазах.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Можно ли сожалеть о гибели Николая II, помня убитых им ворон?

        Андрей Тесля, кандидат философских наук
        Можно ли ставить или сохранять монумент Черчиллю, зная не только его образ жизни, но и его взгляды что на империализм, что на женское равноправие, что на положение рабочих? Можно ли почитать Пушкина, крепостника, аристократа? Подробности...

        Инцидент в колонии сбрасывает страну обратно в 90-е годы

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Любые закрытые сообщества обладают мощными коллективными инстинктами, которые срабатывают раньше, чем разум. Они склонны защищать честь мундира и заметать сор под ковер. Но следовать этому инстинктивному порыву – самоубийственно. Подробности...
        Обсуждение: 14 комментариев

        В чем главный «грех» Трампа?

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Некоторые эксперты выдвинули тезис о том, что Дональду все равно ничего сделать не дадут. Мол, все переговоры станут возможными только со следующим президентом-демократом. К этому тезису у меня есть как минимум две претензии. Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев

        Там такая аура. Даже в армии было куда легче

        Текст дня, лучшие материалы блогосферы
        Таких любителей гуманизма надо отправить поработать в зону и обязать выполнять работу аттестованного персонала. Я так поработал два года. Считаю, что это два года потерянной жизни. Подробности...

        Как «бойцы АТО» оккупировали Лазурный берег

        Галина Гужвина, преподаватель математики в Политехническом институте (Ecole Centrale) г. Лиона, Франция
        Вчера сидели рядом с семьей на пляже. Муж, тридцати еще нет, сначала договаривался по телефону встретить кого-то в аэропорту Ниццы, а потом звонил на Родину: «Сашк, ну ты сходи, за меня отметься. Как будто я в АТО, а не здесь». Подробности...
        Обсуждение: 43 комментария

        Смогут ли подстаканник и кокошник объединить Россию?

        Антон Крылов, журналист
        Фраза «русский – это тот, чья жена или дочь носит кокошник, а чай они пьют из стаканов с подстаканниками» смотрится мирно и уютно. У этих бытовых предметов есть серьезный шанс стать символом объединения народа, чего никак не могут сделать исторические личности. Подробности...
        Обсуждение: 32 комментария

        Три важных условия для изменения пенсионной системы

        Алексей Анисимов, руководитель исполкома ОНФ
        Сегодня на шесть работающих приходится пять пенсионеров. Нужно что-то делать, ибо сама собой эта проблема не решится. Неужели стоит перекладывать это на молодых, повышая налоги для работающих, чтобы обеспечить выплаты пенсионерам? Подробности...
        Обсуждение: 89 комментариев

        Дениса любила вся страна

        Ербол Каиров, Спортивный комментатор
        Весь вчерашний вечер листал ленту и видел, как сотни моих знакомых скорбели и выставляли совместные фото с погибшим. Именно такие спортсмены всегда были ближе к народу. И мы, этот народ, сберечь такого человека не смогли. Подробности...
        Обсуждение: 11 комментариев

        Наши либералы – глубоко советские люди

        Евгений Примаков, Внук бывшего премьер-министра России Евгения Примакова, генеральный директор АНО "Русская гуманитарная миссия"
        В совестливой либеральной общественности по поводу дела Маши Бутиной внезапно проснулся застарелый карго-культ «Органы ошибаться не могут!» – если это органы иностранные. «Арестовали – значит, было за что!» Где-то мы это уже слышали. Подробности...
        Обсуждение: 6 комментариев

        Счастье доступно и для спящего под мостом

        Андрей Тесля, кандидат философских наук
        Счастье – продукт скоропортящийся. Испытав счастье – следом готовишься испытать несчастье. В том числе от того, что другие пользуются большим, лучшим, проводят время веселее, прекраснее, насыщеннее, чем ты. Подробности...
        Обсуждение: 48 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............