На выходных сделал то, что давно собирался сделать: посмотрел новый тарантиновский фильм «Джанго освобожденный». Нахожусь в полном восторге. Говорят, ни одну работу Тарантино нельзя до конца понять, не зная американского «культурного кода» и не являясь синефилом – слишком уж много у него намеков, цитат, аллюзий и прочего. Я не синефил, но мне все равно понравилось. И драматично, и ярко, и смешно. «Психическая атака» конных кукусклановцев и их диалоги в духе Монти Пайтона – это вообще шедевр.
Если и показывать фильмы о жестокости помещиков, то только американских
Кстати, не согласен с теми, кто считает, будто Тарантино «чересчур героизировал» чернокожих. Нет, он, разумеется, принципиальный противник рабства, что прекрасно дал понять. (Я вообще не знаю ни одного современного человека, кто был бы сторонником рабства, это сейчас далеко за гранью цивилизованности). При этом никакой «излишней политкорректности» и «излишней героики» я в фильме не заметил. Тарантино наглядно показал, что чернокожие во многом сами виноваты. Мало того, что они ничего не делают для того, чтобы облегчить свою участь, у них уже и «стокгольмский синдром» сложился, и свой юденрат имеется. Ну и шутки в их адрес режиссер отпускает весьма едкие. Мол, если дать черному выбрать себе одежду, он обязательно нарядится во все яркое и блестящее, как клоун или сорока. Странно, что Тарантино не подогнал под это дело, например, попону из фиолетовой кожи и не позолотил копыта коням.
Короче, всем рекомендую.
Но вот о чем я подумал: почему у нас не снимают фильмов о таком позорном периоде нашей давней истории, как крепостное право? Я даже не говорю – комедий не снимают, и так знаю, что наша нация слишком серьезно к себе относится, но не снимают даже и нормальных драм. Все, что сделано про золотой век империи, – либо героика, либо «конфетки-бараночки». А ведь даже в нашей классической литературе, которой мы справедливо гордимся, крепостному праву уделено немало места.
Можно, например, предположить, что такое кино сейчас не в тренде. В ранние ельцинские времена было принято благоговейно ностальгировать об империи и клеймить СССР. Сейчас иначе, сейчас стараются гордиться вообще всеми периодами нашей истории (кроме, понятно, ельцинизма), поэтому если и показывать фильмы о жестокости помещиков, то только американских. Вот, мол, какие нелюди и скоты, а еще «правам человека» нас учить вздумали.
Сам бы я ответил на этот вопрос иначе. Как ни крути, а фильмы об ужасах рабства – это все-таки покаяние «белого мира» перед «черным». У нас же советская очередь за сахаром и ботинками уравняла всех. Кому перед кем каяться? Только перед собой же.
Так уж сложилось в нашей истории, что не было у нас никогда ни настоящего фашизма, ни настоящего шовинизма, ни религиозной охоты на ведьм в промышленных масштабах. Нет, все было, но совсем не в таких объемах, как на Западе. А сложилось так просто в силу того, что наши люди всегда были бесправны перед государством. Почти всегда и почти все – в большей или меньшей степени. А если мы все бесправны, то и деление на «первый сорт», «второй сорт» и «браковано» теряет особый смысл – и экономический, и социальный. Люди всегда были для государства ресурсом, как пенька, зерно или нефть, и никогда не было на наших территориях государства для людей. Такого строя, в центре которого – человек.
Наша общая задача – исправить эту историческую несправедливость. Не сегодня, так завтра.
А кино про крепостное право я бы все равно с интересом посмотрел. Может, и впрямь снимет кто фильм ужасов под названием «Салтычиха»? Да западные хоррормейкеры от зависти просто сдохнут. Кому идея нравится – дарю, не жалко.
Источник: Блог Валерия Федотова