«Не имеем права»

@ 1tv.ru

20 июня 2012, 18:07 Мнение

«Не имеем права»

Не поленился я. Надоело читать всякую ахинею по поводу того, что мало кому знакомый фильм сильно оскорбил чувства ветеранов войны (что возможно) и совсем оболгал нашу историю (что не факт), – я взял да и посмотрел его. В интернете.

Андрей Дятлов Андрей Дятлов

журналист, заместитель главного редактора "Комсомольской правды"

Не поленился я. Надоело читать всякую ахинею по поводу того, что мало кому знакомый фильм сильно оскорбил чувства ветеранов войны (что возможно) и совсем оболгал нашу историю (что не факт), – я взял да и посмотрел его. В интернете.

Есть у нас дни, с которыми нужно обращаться очень осторожно, потому что в них заложена мина нашей генетической памяти

Ну, сперва о главном впечатлении, а потом – об истери... ой, простите, об истОрии.

Фабулу, надеюсь, уже знают даже не смотревшие это кино. Известный писатель (играет «Глухарь» – Максим Аверин) попадает в лагерь за то, что в его газете вышел заголовок «Товарищ Сралин». Его гражданская жена (играет Нонна Гришаева) тоже угодила на зону, потому что не дала товарищу Берии. С агитбригадой она приезжает на лесоповал к своему писателю, как раз война началась. А тут фашисты на лодках (дело где-то под Мурманском, кажется) пригребают к лагерю десантом. Начальник лагеря и конвойные убегают. Писатель – политический – и некто вор в законе Одесса решают поломать фрицам всю малину, перебивают десант из оружия, брошенного энкавэдэшниками. Под свист пуль и взрыв гранат Нонна Гришаева (то есть ее героиня) поет, стоя на лагерной сцене, для ободрения сражающихся политических и зеков.

Победа!

Но тут возвращаются сбежавшие энкавэдэшники и расстреливают всех лагерников. А начальник лагеря, плача, лично убивает певицу, пластинки которой будет слушать до мая 1945-го...

Конец фильма.

Две серии.

Первую я закончил смотреть на эпизоде половой распущенности Берии. А вторую, с героической обороной лагеря, посмотрел всю и внимательно.

И не понял, из-за чего, как говорят блатные в фильме, кипеш?

По откликам выходит, что «войну выиграли зеки», что «это позор на седины мужественных сотрудников НКВД», что «оскорбление всех ветеранов, прошедших войну», что «такого в нашей истории не было» и что никак нельзя «такой бред показывать 22 июня, в день памяти и скорби».

С последним согласен. Можно показать в любой другой день. Это правда. Есть у нас дни, с которыми нужно обращаться очень осторожно, потому что в них заложена мина нашей генетической памяти, нашпигованная стальными обрубками идеологии. Очень опасная при взрыве вещь. Лучше не трогать, а просто преклониться и помолчать.

Но остальные-то пункты?

Давайте глянем внимательно. Этот фильм – как странный паззл, каждый кусочек которого отрицать не то что трудно, а просто невозможно.

Лагеря – были, на оккупированной территории они оказывались. Политические и воры – смертельно враждовали. Но и – дрались бок о бок (вспомним знаменитое восстание майора Пугачева, исторический факт). НКВД с зеками церемонился не особо: в 1940 году расстреляли в Орловском централе около 157 (в киношном лагере было, кажется, 95) человек, чтобы, во-первых, не тащить их с отступавшими, а во-вторых, заодно избавиться и от политических противников. Сражались ли зеки за не очень любящую их Родину – об этом много написано, не секрет: сражались.

И так далее.

Но как только этот паззл собрался в картину, всех это почему-то возмутило.

А вот «Мы из будущего», «Туман», «Смерш» – вся эта фантастика про войну – это никого не смущает? Что-то я не помню яростной драки против истории о том, как парнишки из нашего века попадают чудом в 1941 год и там доблестно мочат фашистов. Так еще и фильмы эти с продолжением. Видимо, как раз они и являются учебником настоящей истории войны для подрастающего поколения.

Боюсь произносить названия других фильмов, классики уже, тоже снятой на грани сказки: «Подвиг разведчика», «Щит и меч», «Четыре танкиста и собака», «Крепкий орешек» (не с Уиллисом, а с Соломиным, комедия про то, как два наши боец и бойчиха расправляются с кучей немцев). И это все фильмы – не военной поры, когда любыми способами нужно было поднимать дух солдат, хоть сказкой, хоть комедией. А – послевоенные, мирных киностудий.

И на этом фоне – фоне сказок про войну последних лет – «Служу Советскому Союзу» – просто неудачная банальщина, полная штампов. Даже возмутивший ветеранов «Штрафбат» – прекрасный фильм на фоне «Служу...».

А реакция, повторю, разная.

Что-то здесь есть недосказанное в этой волне эмоций и криков.

Я читал выдержки из писем трудящихся, на которые ссылается министр культуры и на которые, собственно, он отреагировал, попросив НТВ не показывать фильм 22 июня. Знаете, осадочек остается. Во-первых, я не очень верю в тысячи писем про фильм, хотя он еще только-только появился и показан был лишь на Украине. Откуда столько желающих его заклеймить (не защищаю, а констатирую!). Ну кто в нормальной памяти будет в интернете кликать «Служу Советскому Союзу» – название такое, что вряд ли кинутся его смотреть те самые банкиры, хлеборобы и директора заводов, на которых ссылается министр. Ну вот вы бы стали искать такое название, чтобы посмотреть это кино, если бы не скандал вокруг него, вспыхнувший только после появления письма Минкультуры?

Ну не врите себе. Хорошо?

И стиль откликов великолепен. Я уже поживший господин, бывший еще товарищем (то есть из СССР). Это все очень похоже по стилю на отклики, которые печатали все газеты, например, после съездов партии. Механизм прост: журналисты обзванивали героев труда и просили сказать пару слов, а иногда просто говорили: «Можно, мы за вас напишем отклик на книгу Леонида Ильича Брежнева «Малая земля»?» Все шло почти под копирку, потому что либо поддерживало достижения СССР, либо клеймило загнивающий Запад.

Но это так, ощущение, мое, так сказать, оценочное суждение.

Я понимаю, что защищать историю страны надо, поддерживать стабильность надо, даже власти в чем-то помогать надо, поскольку и так все не лаванда, а с идеологией вообще труба.

Это, кстати, очень неплохо просекли в свое время Штаты, проигравшие Вьетнамскую войну, но снявшие о ней такие фильмы, что даже полный разгром возведен в ранг победы. Про Вторую мировую просто не говорю, чтобы не рыдать промеж «Спасением рядового Райана» и «Бесславными ублюдками».

Но мы-то войну, тяжелейшую, не просто выиграли, а еще и втащили на своих плечах в победу всех союзников.

И в том, мне кажется, и есть главное, что к 1945 году шли и солдаты, и штрафники, и зеки, и политические, и воры, и тыловики, и энкавэдэшники, и трусы, и герои, и мальчишки, и партизаны – все, со своими доблестями, страхом, подвигами и трусостью. Что были и предатели, и храбрецы. И у всех была одна война, но у каждого – своя. Как и могла быть у этих зеков. Прости, Господи, была же она у четырех танкистов и даже их собаки Шарика. Тоже ведь, судя по фильму, они половину Вермахта разогнали с минимальными потерями.

И давайте скажем себе: во многом разбираться и оценивать все, что происходило в этой мясорубке, с позиций сегодняшнего дня и нашего представления о том, как «оно там должно было быть», мы просто не имеем права.

И, оговорюсь, все-таки есть разница между фильмом документальным и художественным. И на этой разнице как-то для меня несколько иначе выглядит «вопрос о фальсификации истории». А то, что нам хочется таких фильмов, в которых мы всех разом победили или героически погибли, ну, тут, как говорится, на вкус и на цвет... Но, как говорит мой бородатый знакомый журналист из Екатеринбурга Серега: «Правда жизни и правда искусства – это две разные правды!»

Так что давайте-ка по-честному: фильм 22 июня показывать не надо. Пожалеем ветеранов.

А отклики более юных трактористов и банкиров – выкинем.

И кто хочет, пусть смотрит и такой фильм про войну. Одним меньше, одним больше. Смотрим же мы какой-нибудь сериал «Смерть шпионам», в котором смершевцы три часа воюют с фашистским спецназом, засевшим на дне озера. Или феерический «Последний бронепоезд».

И ничего, иногда даже нравится.

Источник: Блог Андрея Дятлова

..............