Всенародно бытует мнение о том, что верхняя палата российского парламента – это самый загадочный политический институт. По идее в федеративном государстве такая палата обеспечивает представительство всех членов Федерации. А по жизни все больше выходило, что ее (палаты) члены представительствуют то ли самих себя, то ли некое региональное «начальство».
Получился сомнительной легитимности губернатор, наживший к тому же в местной элите как минимум двух врагов
Опять же всенародно причиной такого неудобоваримого положения отечественного «сената» считается способ его формирования. А именно: не прямые выборы всенародным голосованием в двухмандатных округах, как было в декабре 1993 г., а выборы косвенные – законодательным собранием региона. Соответственно, среди митинговых требований повальных выборов периодически появляется и требование выбирать сенаторов напрямую. Для полной демократии.
И вот сенатский спикер Валентина Матвиенко сообщила о том, что грядет не то чтобы революция, но определенно реформа. Готовится законопроект, согласно которому кандидат в губернаторы на будущих прямых выборах должен будет представить в избирательную комиссию кроме всего прочего еще и список из трех кандидатов на должность сенатора от исполнительной власти данного субъекта Федерации. И получится практически то, что американцы называют у себя ticket, то есть тандем из президента и вице-президента.
Разница, конечно, есть. И существенная. В нашем варианте видится некая политтехнологическая хитрость, граничащая с подкупающим (фигурально выражаясь) простодушием.
Смотрите. Вот я, как кандидат в губернаторы в субъекте Федерации N, заявляю, что, будучи избранным, я пошлю в Совет Федерации одного из трех кандидатов. И чтобы обеспечить себе победу, я включаю в этот список представителей трех наиболее влиятельных в моем регионе партий. Соответственно, электорат каждой из этих партий будет голосовать за меня с надеждой, что именно их кандидата я и сделаю сенатором.
И получается следующая картинка. В таком раскладе, во-первых, выгодно выступать беспартийным кандидатом, чтобы не связывать себя обязательством перед однопартийцами. А, во-вторых, даже и партийные кандидаты обязательно возьмут на вооружение эту тактику, поскольку она позволяет подтаскивать «чужой» электорат.
Теперь угадайте с трех раз, во что превращаются такие выборы? Правильно – в политическое казино, где «Джек-пот» достается тому, чья комбинация тройки претендентов случайно совпала с конъюнктурным настроем электората. А потом победителю еще предстоит самому решать, кого из трех назначить сенатором так, чтобы не обидеть двух остальных.
В чем же смысл такой схемы? В том, чтобы получился сомнительной легитимности губернатор, наживший к тому же в местной элите как минимум двух врагов? Не проще ли последовать американскому образцу и применить ticket в первородном виде? Один кандидат в губернаторы + один кандидат в сенаторы. Всем все понятно. И при этом действительно получается, что, по крайней мере, половина верхней палаты будет избираться прямым всенародным голосованием.
А там, глядишь, опять же вслед за поправкой 17 к американской конституции от 1913 г. введем и прямые выборы наших сенаторов как бы от представительной власти. На тот же пятилетний срок. Как хорошо! И народ будет доволен (вероятно). И политтехнологи заработают во всех смыслах (несомненно).
Еще б, правда, понять, что именно изменится в деятельности всенародных сенаторов в сравнении с нынешними... так сказать, не всенародными.
А впрочем, какая разница? Демократия ведь важнее...
Источник: Сайт «Актуальные комментарии»