«Какой кошмар!»

@ er.ru

3 ноября 2011, 12:06 Мнение

«Какой кошмар!»

Вся эта история с Грецией обнаруживает одну фундаментальную промашку в самом проекте Европейского союза как, говоря советским штилем, «новой исторической общности людей».

Леонид Поляков Леонид Поляков

доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ

Из Греции пришла неожиданная новость. Вопреки, казалось бы, окончательно согласованному во всех возможных европейских и даже мировых финансово-политических верхах плану бэйлаута Греции ее премьер заявил, что поставит этот вопрос на национальный референдум. То есть предоставит право самому греческому народу решать, подходит ли ему вариант предоставления очередного кредита на 100 млрд евро под обязательство туго и надолго затянуть пояса. Новость породила последствия.

Народу родины демократии хотят доверить самому решать собственное будущее – какой кошмар!

Рухнули европейские биржевые индексы, посуровели «машинисты» евроинтеграции Меркель и Саркози, обещая несмотря ни на что все-таки намеченный bail-out реализовать. Валом пошли прогнозы насчет неминуемого греческого дефолта, возвращения Греции к еще с античных времен проверенной драхме и вероятного распада еврозоны. Наиболее апокалиптично настроенные даже предсказывают именно с пятницы удар второй волны глобального финансового кризиса. Одним словом, скандал.

И что любопытно. Вся эта каша заваривается буквально в логове (в хорошем смысле) современной демократии. То есть там, где формула «правление народа, посредством народа и для народа» вроде бы воплощена в жизнь окончательно, бесповоротно и максимально образцово. В соответствии с оной поступок Папандреу должен был бы восприниматься не как сенсация, а как норма поведения демократического политика. Но этого нет и в помине. А есть – совсем наоборот – общеевропейское ощущение крайнего неприличия и непоправимого конфуза. И в самом деле, народу родины демократии хотят доверить самому решать собственное будущее – какой кошмар!

А ведь и правда – кошмар. А что если греческий народ на сделку не пойдет? И долги в сотни миллиардов евро выплачивать за счет снижения своего жизненного уровня не захочет? Что прикажете с ним делать? Санкции объявить? Или может натовские самолеты, как в Ливию, послать? Каким способом долги выколачивать?

Эти вопросы наводят на несвоевременные мысли о демократии вообще и европейской в частности. Начну с последней.

Вся эта история с Грецией обнаруживает одну фундаментальную промашку в самом проекте Европейского союза как, говоря советским штилем, «новой исторической общности людей». Люди-то они люди, но при этом еще и национальные государства. Которые, сдавая за ненадобностью свой суверенитет в разные наднациональные «крыши» и пользуя их по полной программе, немедленно вспоминают о нем при малейшей для себя выгоде.

То границу от нежелательных мигрантов (тех самых, которые от собственной Арабской весны побежали) прикроют. То по долгам откажутся платить, предварительно прожив с десяток лет за счет других на непозволительно широкую ногу. И все это вполне и совершенно демократично. Потому что «народ», как известно еще со времен Руссо, он суверен. И всегда прав. Или не всегда?

И тогда кто ему – суверенному народу – на его неправоту имеет право указать? Другие, очевидно, «народы», которые по данному вопросу будут считаться более «правыми». Опять же, кем считаться? Самими «более правыми»? Но ведь нельзя же быть судьей в своем собственном деле! И хочу я посмотреть на то, как «германский народ» будет объяснять «греческому народу» его неправоту.

А насчет демократии вообще скажу вот что. При таких вот и тому подобных разборках между образцовыми демократиями очень хорошо помогает предварительное изучение «матчасти». То есть той  демократии, природу которой описали сами древние греки.  Аристотель, в частности. Который еще когда предупреждал, что демократия есть правление бедных. Каковую истину его нынешние потомки предельно наглядно и доказывают.

Источник: Сайт «Актуальные комментарии»

..............