Дмитрий Губин Дмитрий Губин Игры в выборы

Зеленский может решиться на проведение президентских выборов в 2025 году. Такая новость распространяется западными СМИ и некоторыми вроде оппозиционными украинскими политиками. Вот только стоит ли относиться к этим мыслям всерьёз? Могут ли вообще на Украине быть выборы в привычном понимании?

0 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов ВЦИОМ не понял российский футбол

Есть и серьезные, и всякие мелкие причины, препятствующие поддержке интереса к футболу. Вы будете смеяться, но это, например, продажа пива на стадионах. Россия едва ли не единственная из цивилизованных стран, где это запрещено.

35 комментариев
Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Европа ставит русофобию выше мультикультурализма

В Европе – удивительная тенденция. На волне роста популярности правых евроскептиков «системе» приходится идти им навстречу. И она делает это, когда дело касается некоторого закручивания миграционных гаек. Но не делает ни шага навстречу избирателям правых партий, когда речь идет об отношениях с Россией и поддержке Украины.

6 комментариев
2 сентября 2024, 18:40 • Справки

Танк Т-95: предшественник «Арматы»

Танк Т-95: предшественник «Арматы»
@ Kosthar4uk/Wikipedia

Экспериментальная модель отечественного танка четвертого поколения. Предшественник проекта Т-14 «Армата». Значительная часть информации о разработке этой боевой машине засекречена. Официально были представлены только три прототипа. Серийное производство так и не началось.

История создания танка Т-95

Проектирование машины началось в конце 1980-х годов в рамках программы «Совершенствование-88». Работы проводились коллективом Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения в Нижнем Тагиле. Перед инженерами поставили задачу создать полноценную замену Т-72, способную эффективно действовать как в поле, так и во время городских боев. Танк должен был отличаться усиленной броней, повышенной боевой живучестью и мобильностью, более совершенным вооружением и увеличенной дальностью огня.

От конструкции требовалось обеспечивать выживание экипажа даже в случае поражения кумулятивными или кинетическими снарядами. Многоканальное вооружение при использовании передовых боеприпасов должно было гарантированно выводить из боя технику и живую силу противника. Танки — легко встраиваться в единую систему управления на уровне тактических звеньев. Иметь потенциал для модернизации на протяжении как минимум 30 лет, а также производства на базе шасси других боевых машин и техники обеспечения.

Интересные факты: Т-95 в начале разработки получил наименование «Объект 195», но у него были и другие прозвища. Так, инженеры в шутку называли его «Abrams-kaput», осознавая потенциальные преимущества перед американской машиной. Журналисты отмечали, что он может стать русским «Тигром», не менее устрашающим и разрушительным для противников, чем немецкий гигант. Но распад СССР и недостаток финансирования на протяжении значительного времени не позволили проекту реализоваться.

К концу 1990-х годов был изготовлен первый прототип. Он прошел государственные испытания в 2008 году, а спустя пару лет состоялся закрытый показ машины на выставке «Оборона и защита». Конструкция была готова к запуску в серийное производство, однако весной 2010 года проект был признан морально устаревшим и дорогим, а финансирование прекращено. После этого министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров заявил, что «Уралвагонзавод» планирует завершить разработку танка самостоятельно.

Особенности конструкции танка Т-95

Инженеры кардинальным образом изменили компоновку машины. Благодаря автоматизации большинства систем удалось сократить количество танкистов и разместить их в обособленной бронекапсуле. Она располагалась в носовой части танка, на достаточном отдалении от боекомплекта, силовой установки и топливных баков, чтобы обеспечивать должную защиту экипажа. Кроме того, из-за новой компоновки уменьшились габариты и высота конструкции, а следовательно – сократилась площадь поражения и степень заметности машины в бою.

Башня стала необитаемой и легкобронированной. Но конструкторам пришлось удлинить ходовую часть (до семи катков), чтобы сбалансировать центр масс и обеспечить плавность хода. Корпус защищала модульная комбинированная броня, дополненная динамической (вариация ДЗ «Кактус» или «Реликт») и активной защитой (КАЗ «Дрозд-2», «Штандарт» и КОЭП «Штора-2»). Конструкция весила 52 000–58 000 кг, что было чрезмерно для самолетов военно-транспортной авиации. Низкая мобильность могла стать одной из причин отказа от проекта.

Боевой модуль был защищен от попадания 25–30-миллиметровых снарядов. Боеприпасы располагались под орудием вертикально, а места их хранения оснащались вышибным механизмом. Он выбрасывал воспламенившиеся снаряды из танка, препятствуя детонации всего боекомплекта. Кроме того, применялся автомат заряжания от Т-72А, состоящий из вращающегося транспортера с кассетами, досылателя и механизма подъема кассет. Он позволял использовать не только стандартные, но и удлиненные снаряды.

Поиск целей должен был осуществляться в любое время суток с помощью оптики, тепловизоров и инфракрасных приборов. Также танк планировалось укомплектовать лазерным дальномером, радиолокационной станцией и системой распознавания «свой-чужой». Слабым местом машины оказалась устаревшая электроника. Завод «Зенит» из Красногорска не смог обеспечить проект современными прицелами.

Планируемые характеристики танка Т-95

Экипаж должен был состоять из механика-водителя, командира и наводчика оружия, но имеющееся оборудование позволяло даже двум людям эффективно управлять машиной и вести стрельбу. Места танкистов располагались линейно и позволяли вести бой в полулежачем положении. Все функции выполнялись с помощью нажатия кнопок. Длина корпуса составляла 6,4 м (с пушкой — 9,96 м), ширина — 2,3 м, а высота — около 2 м. Показатель дорожного просвета был равен 0,5 м, а значение давления на грунт — 0,9 кг/см2.

Танк был оснащен четырехтактным 12-цилиндровым Х-образным дизельным двигателем жидкостного охлаждения 2И12-3 (А-85-3), мощность которого составляла до 1650 л. с. В режиме форсажа мощность увеличивалась до 2200 л. с. Благодаря такой силовой установке машина была способна развивать скорость до 75 км/ч по шоссе и 50 км/ч по пересеченной местности. Наличие торсионной подвески, современной трансмиссии и подобного мотора позволяло обеспечивать достаточную плавность хода для ведения огня в движении.

Для поражения противника использовалось гладкоствольное 152-мм орудие 2А80 и спаренная с ним 30-мм скорострельная пушка 2А42. Последняя имела собственные приводы и могла незначительно отклоняться от ствола как по горизонтали, так и по вертикали. Ее применяли для поражения целей, на которые нерационально тратить мощные и дорогостоящие снаряды. На дистанции до 4 км — по живой силе, до 1,5 км — по легкобронированной технике и до 2 км — по низколетящим объектам.

Также машина была укомплектована 12,7-мм зенитно-пулеметной установкой, способной поражать цели на расстоянии до 2 км, и системой 902Б «Туча», обеспечивающей запуск 81-мм дымовых гранат. Дальность выстрела основного орудия составляла около 5 км. Была предусмотрена возможность ведения огня бронебойными оперенными подкалиберными, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Стандартный объем боекомплекта составлял 40 единиц.

Оценки проекта танка Т-95

По мнению Брента Иствуда (бывшего американского офицера, ученого и автора книги «Люди, машины и данные: тенденции будущей войны»), Западу повезло, что Минобороны РФ отказалось от этого проекта. Он прямо указывает на неспособность украинских Т-64 и большинства натовских танков противостоять потенциальной угрозе Т-95. Массовое применение этих машин в первые дни спецоперации могло обеспечить выполнение поставленных задач в кратчайшие сроки.

Прекращение разработки «Объекта 195» считает ошибкой и эксперт издания The National Interest Чарли Гао. В своей статье он сравнивает Т-95 и Т-14 «Армата» и отмечает, что предшественник превосходит передовой российский танк по большинству показателей. Например, машина обладает более мощным вооружением и качественной ходовой частью, уступая «Армате» только в оборудовании. Но объективной оценке этих проектов мешает недостаточность данных в открытых источниках.

К схожим выводам пришел и российский публицист Алексей Хлопотов. По его мнению, танк был готов к запуску в серийное производство. Незначительные минусы (проблемы с автоматом заряжания и электронным оборудованием) можно было исправить в процессе модернизации. Т-95 не смог бы стать массовым танком из-за высокой стоимости. Однако в сочетании с модифицированными Т-90 и «промежуточными» версиями на этой платформе обеспечил бы высокую боеспособность российских танковых войск.

Вывод

К сожалению, Т-95 устарел еще на стадии разработки. Но его платформа и значительная часть наработок пригодились при проектировании Т-14 «Армата». Основными причинами закрытия проекта считаются его дороговизна, сложность конструкции и недостаточность мощности отечественного ВПК для стабильного выпуска всех комплектующих. Высказывались мнения о возможности возобновления работ над Т-95 в связи с проведением СВО, но официального подтверждения этих сведений не было.

..............