Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

48 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

42 комментария
8 апреля 2015, 13:12 • Происшествия

Эксперты объяснили сложность тушения пожара на АПЛ «Орел»

Эксперты объяснили сложность тушения пожара на АПЛ "Орел"

Эксперты объяснили сложность тушения пожара на АПЛ «Орел»
@ Владимир Ларионов/ТАСС

Tекст: Иван Чернов

Прокуроры, призванные следить за соблюдением законов на режимных объектах, усмотрели признаки преступления со стороны должностных лиц, отвечающих за ремонт АПЛ «Орел» в Северодвинске. В то же время на судоремонтном заводе заверили, что, несмотря на пожар на борту, подлодку передадут ВМФ в срок. Эксперты отмечают, что подобные инциденты происходили не раз, и призывают учиться на предыдущих ошибках.

От сварщиков до руководителей

Там обычно при ремонте расположено много всякого оборудования: его необходимо либо убирать, либо затоплять вместе с ним

Архангельская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах выявила признаки преступления должностных лиц при пожаре на атомной подводной лодке «Орел».

«Материалы проверки направлены в следственные органы для принятия решения. На основании совместной с СК проверки возбуждено уголовное дело», – рассказал ТАСС и. о. прокурора Антон Лобанов.

Ранее СК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возбудил уголовное дело по факту пожара по статье «Нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба» УК России.

В среду к расследованию обстоятельств ЧП подключилась специальная комиссия, состоящая из представителей ВМФ, предприятий отрасли, Объединенной судостроительной корпорации и следственных органов.

«Выясняются причины возгорания и устанавливается причиненный кораблю ущерб. В настоящее время специалисты тщательно обследуют отсеки АПЛ в районе очага пожара, особенно кабельные трассы, чтобы исключить возможность нового возгорания. После этого будет принято решение об осушении док-камеры», – рассказал официальный представитель судоремонтного завода «Звездочка» в Северодвинске, где произошел пожар, Евгений Гладышев.

По данным пресс-службы предприятия, возгорание на стоящей в доке на ремонте АПЛ «Орел» случилось при проведении огневых работ во вторник примерно в 14.00 по московскому времени. Все находившиеся на борту люди – работники предприятия и личный состав корабля – оперативно и организованно покинули лодку, никто из них не пострадал.

Возгорание возникло в межбортовом пространстве в кормовой части лодки, где загорелись изоляционные резиновые покрытия. Боезапаса и горюче-смазочных материалов на борту лодки не было, реакторные установки были выведены из действия. В результате происшествия угрозы экологического и радиационного заражения не возникло.

Причиной же пожара стало нарушение рабочими правил проведения сварочных работ.

Отметим также, что на заводе «Звездочка» опровергли затягивание ремонта АПЛ «Орел» из-за пожара.

«Уже началась осушка дока. Когда она закончится, будет визуальный осмотр. Но уже сейчас можно говорить о том, что сроки сдачи корабля не изменятся, финансовые рамки контракта останутся прежними», – рассказала РИА «Новости» главный специалист пресс-службы судоремонтного предприятия «Звездочка» Надежда Щербинина. По ее словам, АПЛ передадут флоту в 2017 году.

«Дополнительных денег у заказчика «Звездочка» просить не будет», – в свою очередь приводит слова источника в судостроительной отрасли ТАСС. Тот же источник заверил, что предприятие планирует передать субмарину флоту уже в IV квартале 2016 года.

Ранее «Известия» предположили, что пожар затянет ремонт на месяцы, а то и на целый год.

«Лодка находилась на среднем ремонте, который должен был закончиться к 2016 году, – рассказал изданию председатель Общероссийского движения поддержки флота, капитан первого ранга запаса Михаил Ненашев. – Последствия пожара могут затянуть сдачу лодки на срок от нескольких месяцев до года, в зависимости от того, какие повреждения будут на ней выявлены».

По данным Объединенной судостроительной корпорации, АПЛ «Орел» не получила серьезных повреждений. «Экипаж военный находился в лодке, постоянно мониторил ситуацию в отсеках. Пока ничего экстраординарного, что могло бы повлиять существенно на состояние лодки, мы не обнаружили», – сказал глава ОСК Алексей Рахманов в эфире телеканала «Россия-24».

В Роспотребнадзоре в свою очередь сообщили, что уровень радиации в Северодвинске остался после пожара в норме.

«Мы – не исключение»

Как рассказал газете ВЗГЛЯД председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга запаса Игорь Курдин, подобные инциденты происходят не только в России, но и на судоремонтных предприятиях других стран мира. «Мы, к сожалению, не исключение», – отметил он.

Он напомнил о пожаре на американской атомной подводной лодке «Майами», стоявшей на ремонте в сухом доке военной судоверфи в Портсмуте, в 2012 году.

«Там пожар начался после возгорания пылесоса. Тушили его порядка 10 часов, и причиненный ущерб был оценен в 1 млрд долларов. В итоге сгоревшую лодку решили больше не ремонтировать, а списать», – рассказал он.

Также он привел пример с ЧП на подводной лодке «Синдуракшак» в Индии летом 2013 года. Тогда на борту произошли взрывы из-за нарушений правил техники безопасности во время зарядки аккумуляторов.

«И похожая история была при пожаре на подводной лодке «Екатеринбург» в декабре 2011 года, – рассказал Курдин. – «Екатеринбург», кстати, того же проекта (К-84), что и подводная лодка, которой я командовал три года. Уже в первых сообщениях о пожаре говорилось о нарушении порядка сварочных работ. То же самое – леса загорелись, что-то еще. И тушили так же, как и сейчас, путем погружения дока в воду. Поэтому мне не совсем понятно, почему в Северодвинске, имея соответствующий опыт, в этот раз так долго думали, заполнять камеру или нет, чужие ошибки тоже чему-то должны учить... С другой стороны, понятно, что доковая операция стоит денег. Там обычно при ремонте расположено много всякого оборудования: его необходимо либо убирать, либо затоплять вместе с ним».

Также Курдин рассказал о тех самых правилах сварки, которые нередко нарушаются и приводят к ЧП во время ремонта.

«Существуют так называемые огневые точки – места, где проходит сварка. И подобные сварочные работы могут одновременно вестись на объекте в разных местах в большом количестве. Поэтому с утра обычно утверждается план огневых работ на день. На каждой огневой точке обязательно выставляется человек из экипажа подводной лодки. И он не только проинструктирован о том, что должен делать, но и имеет элементарные средства пожаротушения, например огнетушитель. Еще перед тем, как начнутся сварочные работы, представитель экипажа должен осмотреть место сварки – это делает уже не просто вахтенный матрос, а офицер. Он проверяет готовность, смотрит, не лежат ли рядом легковоспламеняющиеся вещи, если лежат – убирает или распоряжается накрыть асбестовым полотном», – рассказал глава клуба моряков-подводников.

«А когда сварка начинается, боец все равно стоит рядом и наблюдает за тем, все ли правильно делается, – добавил он. – После окончания работу сварщика проверяет мастер. Но вахтенный матрос все еще никуда не уходит. Он в течение двух часов должен стоять на месте сварки и контролировать, чтобы все остыло, чтобы никакая искра больше не проскочила. Это правила, наработанные годами и предыдущими пожарами на лодках, которые, к сожалению, случаются».

Другие инциденты

АПЛ «Орел» – это российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей», входящий в состав 11-й дивизии подводных лодок Северного флота ВМФ России.

На сайте «Штурм глубины» приводятся подробные характеристики горевшей АПЛ К-266 «Орел».

Она была заложена на Севмашпредприятии в Северодвинске в 1989 году. Ранее носила название «Северодвинск». На воду ее спустили в 1992 году, с января 1993 года она была в составе ВМФ России и базировалась в населенном пункте Западная Лица Северного флота. С 1993 года носит имя «Орел».

Лодка не раз проходила осмотры и ремонт. В частности, в 20032004 годах.

14 октября 2004 года на борту произошел инцидент – в море, в подводном положении подорвалась кормовая уравнительная цистерна. В одном из отсеков произошли значительные разрушения, но никто из людей не пострадал. В течение трех месяцев после этого проводился восстановительный ремонт.

В ноябре 2013 года АПЛ прибыла на капитальный ремонт и модернизацию на судоремонтный завод «Звездочка» в Северодвинске.

7 апреля этого года на подводной лодке произошел пожар. После того как стало ясно, что справиться с огнем обычным способом не получится, было принято решение затопить док, отмечает BBC.

При этом ядерный реактор подлодки был заглушен еще до начала ремонта. Топлива на ее борту не было.

Добавим, что похожий случай произошел в декабре 2011 года. Тогда возгорание возникло на атомной подводной лодке «Екатеринбург», которая проходила ремонт на судоремонтном заводе в поселке Росляково Мурманской области. ЧП случилось во время проведения огневых работ. Пострадали 11 человек.

Восстановлением субмарины после пожара занимались именно на заводе «Звездочка» в Северодвинске. В декабре 2014 года АПЛ «Екатеринбург» отправилась к месту постоянного базирования – на базу в Гаджиево Мурманской области.

Что касается Северодвинска, тут также было несколько инцидентов.

В феврале 2010 года там же во время работ по утилизации атомной торпедной подлодки «Ак Барс» возник пожар в трюме третьего отсека корабля. Жертв не было.

В октябре 2009 года при демонтаже гидроакустического комплекса в ходе утилизации АПЛ «Казань» на «Звездочке» произошел пожар в носовой части корабля. Жертв не было.

В марте 2009 года на «Звездочке» при демонтаже АПЛ «Оренбург» во время газосварочных работ загорелось резиновое покрытие. Жертв не было.

В апреле 2007 года в Северодвинске на «Звездочке» во время утилизации атомной подлодки «Симбирск» произошел пожар. Жертв не было.

В ноябре 2006 года в Северодвинске на ПО «Северное машиностроительное предприятие» при проведении сварочных работ на атомной торпедной подлодке «Пантера» также произошел пожар. Жертв не было, были отравившиеся угарным газом.

В августе 2005 года на «Звездочке» во время сварочных работ при утилизации атомной торпедной подлодки Б-298 проекта 671ТМ «Щука» случился взрыв. Тогда погибли двое рабочих.

..............