Игорь Переверзев Игорь Переверзев Как капитализм мешает добывать редкоземы

Если бы вы в каком-нибудь 1990 году спросили специалистов, кто является мировым лидером в производстве редкоземов, они бы вам не моргнув глазом ответили: конечно же, США. На втором месте, само собой, СССР. Как же так получилось, что спустя тридцать лет почти монополистом стал Китай?

14 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Зачем США пытаются создать альтернативу БРИКС

Что же получается: стоит США только свистнуть, и государства Глобального Юга тут же десятками перебегают под вашингтонскую крышу в Совет мира? Думаю, не стоит паниковать и преждевременно хоронить БРИКС.

2 комментария
Ольга Андреева Ольга Андреева Понятия «совесть» в России и на Западе разные

Стыдить наших западных партнеров бессмысленно. Для них совесть – это пустой звук, даже с точки зрения лингвистики. Мы, конечно, тоже можем ее отменить. Но, согласитесь, не хочется.

24 комментария
5 декабря 2018, 18:05 • Экономика

Замечены признаки наступления нового мирового кризиса

Замечены признаки наступления нового мирового кризиса
@ John Gress/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Экономический рост в США заканчивается, и более того – замечены признаки надвигающейся рецессии. Которая, как предполагают аналитики, вполне способна перерасти в очередной всемирный экономический кризис. Когда именно он наступит и как он скажется на ценах на нефть, а значит, и на России?

Инвесторы обнаружили первые признаки надвигающейся рецессии в США. Разница в доходности между двухлетними и десятилетними американскими гособлигациями ушла в отрицательную плоскость. А спред между ними оказался на уровне 11 пунктов, хотя еще буквально весь ноябрь превышал 20 пунктов.

Когда доходность более коротких бумаг превышает ставки по более длинным – это считается предвестником кризиса. Последний раз такое случалось в 2007 году, незадолго до краха банка Lehman Brothers, который спровоцировал кризис в США и затем по всему миру.

«К примеру, в конце 2006 года кривая доходности гособлигаций перешла в заметно перевернутый вид. В 2007 году финансовые рынки начало штормить, а в 2008 году наступил полномасштабный кризис», – говорит аналитик по международным рынкам «БКС Брокер» Оксана Холоденко. Как известно, в конце 2007 года в Штатах стартовала рецессия, которая буйствовала вплоть до середины 2009-го. Многие страны пытаются справиться с последствиями того кризиса до сих пор.

Внимание инвесторов привлекают именно «двухлетки» и «десятилетки». «Инвертированная кривая доходности, когда ставка по 10-летним казначейским облигациям США превышала ставку по двухлетним, выступала универсальным индикатором всех последних рецессий в экономике США последних 40 лет. В прошлый раз кривая изменила наклон примерно за 20 месяцев до начала мирового финансового кризиса 2008 года. Кризис доткомов кривая доходность предрекала за 13 месяцев», – указывает аналитик ИК «Фридом Финанс» Ален Сабитов.

На временном отрезке с 1955 года уход этого показателя в отрицательную зону предварял целых девять рецессий в Штатах. Единственный ложный сигнал наблюдался в середине 1960-х годов, когда американская экономика лишь замедлилась,

замечает Холоденко.

Когда же ждать кризис на этот раз? Временной лаг между уходом спреда в отрицательную зону и началом рецессии составлял от шести до 24 месяцев, считает Федеральный резервный банк Сан-Франциско. «Однако сейчас ситуация еще не дошла до критической точки. Спред сильно снизился, но остается положительным. Следовательно, должно пройти время для формирования полностью инвестированной кривой доходности», – объясняет Сабитов. Поэтому вероятность рецессии на горизонте года он оценивает в менее чем 15%. «Многие другие индикаторы свидетельствуют о продолжении экономического роста. Однако инвесторов пугают перспективы окончания эффекта налоговых стимулов и торговых войн», – добавляет он.

В первом полугодии американскую экономику подстегнули инициативы Дональда Трампа. «Однако с ростом ставок ФРС позитивный фактор начал иссякать. Промежуточные выборы в Конгресс усилили политический раскол, поэтому Трампу будет сложнее продвигать свои фискальные инициативы. Добавим к этому риски замедления глобальной экономики и отсутствие монетарного стимулирования – и получаем угрозу ослабления американской экономики в обозримой перспективе», – говорит Оксана Холоденко.

Так, сводные индексы деловой активности (PMI) США, еврозоны и КНР указывают на сокращение прироста деловой активности в ноябре этого года. Радость от надежды на трехмесячное перемирие между США и Китаем продлилась недолго. Дональд Трамп вернулся к своей традиционной риторике в Twitter, пригрозив Пекину новыми импортными пошлинами. А это значительно снижает шансы на завершение торговой войны и угрожает замедлением китайской и мировой экономики в целом.

По мнению Холоденко, пиковые значения в плане прироста экономики США могли быть уже пройдены, и в 2019 и 2020 годах может последовать замедление на фоне увеличения ставок ФРС. Поэтому если в следующем году США, видимо, удастся избежать кризиса, то вероятность его наступления в 2020 или в 2021 году уже более высока.

Кризис в крупнейшей в мире экономике в любом случае расползется по всему миру. Насколько серьезным будет этот мировой обвал для России, зависит от ситуации на нефтяном рынке. Предыдущие кризисы сопровождались существенным падением цен на черное золото. В 1998 году, например, цены просели в четыре раза, в 2008 году – более чем в два раза.

Что будет с нефтью в 2019–2020 годах? Тут важно иметь в виду, сумеют ли члены ОПЕК и Россия найти компромиссное решение и договориться о сокращении добычи. Потому что предыдущее соглашение ОПЕК+ сработало: цены на нефть выросли в этом году до 86 долларов за баррель.

Пока выше вероятность, что по итогам заседания ОПЕК+ все-таки вернутся к стратегии сокращения добычи на 1,2–1,4 млн баррелей в сутки в течение всего 2019 года. Причем Россия может добиться сокращения своей квоты, как того желает, а основной объем снижения добычи возьмут на себя саудиты. Только при таком раскладе удастся добиться устойчивого диапазона цен по нефти на уровнях 60–70 долларов и выше, что окажет поддержку рублю, считает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. В противном случае (если решение по сделке будет перенесено на перспективу 2019 года или срок действия окажется меньше года) стоит ждать падение по нефти ниже 60 долларов за баррель и ослабление рубля.

Еще одно отличие России от 1998 года – в состоянии внутренней экономики. Тогда российская экономика, конечно, если пользоваться словами Барака Обамы, действительно была разорвана в клочья. Проблемы есть и сегодня, однако Россия даже под санкциями показывает небольшой, но рост. И в целом макроэкономические показатели страны оцениваются высоко даже западными экономистами. Если нефтяных обвалов удастся избежать, то российский Минфин успеет еще подкопить валютных резервов. А они наверняка помогут сгладить последствия от надвигающегося в 2020–2021 годах мирового кризиса.